Решение б/н б/а от 6 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16943/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
01.10.2021                                                                                              г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) о контроля торгов,

при участии посредством видеконференцсвязи представителей АО «АльфаСтрахование»; САО «ВСК», АО «Почта России»,

рассмотрев жалобу АО «АльфаСтрахование» (далее — Заявитель) на действия АО «Почта России» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора по страхованию работников от несчастных случаев и болезней (реестровый № 32110512322) (далее — Закупка).

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с порядком выбора победителя закупки, а также ненадлежащей оценкой своей заявки.

В обоснование заявленных требований Заявитель указывает на предоставление Победителем Закупки в своей заявке недостоверных сведений.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Представитель САО «ВСК» на заседании Комиссии пояснил, что им в составе своей заявки представлены недостоверные сведения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 29.07.2021 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «Российский аукционный дом», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора по страхованию работников от несчастных случаев и болезней (реестровый № 32110512322) (далее – конкурс, процедура).

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок на оценочной стадии и подведению итогов открытого конкурса в электронной форме от 07.09.2021 № 32110512322 заявке Заявителя присвоено второе место с итоговым рейтингом — 70,07. победителем признано САО «ВСК» с итоговым рейтингом — 89,58.

1. Так, Приложением к Информационной карте установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:

Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке по критерию «Цена единицы продукции» проводится с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Цена единицы продукции», определяется по формуле:

В случае если Цmin > 0

 

БЦi=

Цmin

* 100

Цi

 

где:

БЦ i - оценка по критерию «Цена единицы продукции» i- го участника закупки, баллы;

Ц i – предложение участника закупки о цене единицы продукции, указанной в заявке i-го участника закупки, руб.

Цmin- минимальное предложение участника конкурса о цене единицы продукции, указанной в заявке из представленных допущенными участниками закупки предложений, руб.

В случае если в одной из заявок участников закупки содержится предложение по оплате права заключения договора, то есть Цmin < 0 для оценки заявок всех участников закупки по критерию «Цена единицы продукции» используется следующая формула:

 

БЦ i =

Цmax i

* 100

Цmax+|Цх|

 

где:

БЦ i  оценка по критерию «Цена единицы продукции» i- го участника, баллы;

Ц max  общая начальная (максимальная) цена за единицу продукции, установленная в документации о закупке, в соответствии с Положением, руб.

Ц i  предложение i-го участника закупки по цене единицы продукции, руб. При этом предложение i-го участника закупки по оплате права заключения договора включается в расчет со знаком минус.

Ц х – лучшее (наибольшее) предложение по оплате права заключения договора.

Заявитель считает, что представленное победителем закупки ценовое предложение является некорректным. В связи с чем, в адрес САО «ВСК» был направлен запрос разъяснений.

Как следует из ответа САО «ВСК» им подана заявка ФОРМА «ЦЕНЫ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ», где указана общая цена за единицу товара, работ, услуг за два года исполнения договора в размере 23 450 276, 46 руб., что является общей страховой премией по договору.

При этом, в составе заявки САО «ВСК» указало стоимость отдельных единиц продукции по программам 1-ВИП, 2-ТОП, 3-Стандарт в размере 17789,07 рублей (10640,63руб. по программе 1-ВИП; 6 384,38руб – по программе 2-ТОП; 764,06руб. – по программе 3-Стандарт).

Данная стоимость отдельных единиц указана САО «ВСК» из расчета страховой премии за один страховой год, а не за два страховых года.

Как сообщает САО «ВСК» стоимость отдельных единиц продукции САО «ВСК» за два страховых года по указанным программам составляет 35 578,14 рубля, а не 17789,07 рубля, как указано в итоговом протоколе. При этом, по отдельным страховым программам цена за два года составляет 21 281,26руб. - по программе 1-ВИП; 12768.76руб – по программе 2-ТОП; 1528,12руб. – по программе 3-Стандарт.

Одновременно с этим САО «ВСК» в адрес Заказчика, направляло пояснения к ценовому предложению своей заявки, о том, что ценовое предложение указано в заявке за один, а не за два года.

Комиссией установлено, что на основании п. 2.4 Информационной кары Закупочной документации закупка проводится путем снижения общей начальной (максимальной) цены за единицу УСЛУГ, указанных в п. 2.1 Информационной карты. Начальная (максимальная) цена за единицу УСЛУГ не может быть превышена по итогам конкурса. Общая начальная (максимальная) цена за единицу УСЛУГ составляет 52 173 (Пятьдесят две тысячи сто семьдесят три) рубля 85 копеек, НДС не облагается в соответствии с подпунктом 7 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Максимальное значение цены договора составляет: 28 742 265 (Двадцать восемь миллионов семьсот сорок две тысячи двести шестьдесят пять) рублей 15 копеек, НДС не облагается в соответствии с подпунктом 7 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Договор заключается по максимальному значению цены договора. Цена за единицу УСЛУГ указывается в проекте договора, направляемом Заказчиком для подписания участником конкурса, с которым заключается договор. При проведении конкурса путем снижения общей начальной (максимальной) цены за единицу УСЛУГ цена за единицу УСЛУГ определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы УСЛУГ, на коэффициент изменения общей (начальной) максимальной цены за единицу УСЛУГ по результатам проведения конкурса. Коэффициент изменения общей начальной (максимальной) цены за единицу УСЛУГ рассчитывается как результат деления общей начальной (максимальной) цены УСЛУГ, предложенной участником конкурса, с которым заключается договор, на общую начальную (максимальную) цену за единицу УСЛУГ.

Пунктом 2.5 Информационной кары Закупочной документации обоснование НМЦ договора, общей НМЦ за единицу УСЛУГИ приведено в Части VI настоящей документации.

Согласно расчету НМЦ единица измерения – 1 чел.

При этом указана детализация условий: страховая премия на одно застрахованное лицо в зависимости от категории (руб/чел/за 2 года).

Согласно информации, размещенной на электронной площадке САО «ВСК» указало ценовое предложение - 17 789.07 рублей.

Учитывая положения части 6.7.19. статьи 6.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Почта России», а также пункта 3.13 Части I закупочной документации, цена заявки и иные условия заявки, указанные участниками в электронных формах на ЭП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭП электронных документах.

Таким образом, в протоколе заседания комиссии по рассмотрению заявок на оценочной стадии и подведению итогов открытого конкурса в электронной форме № 32110512322 указано ценовое предложение участника САО «ВСК», поданное средствами ЭП, 17 789.07 рублей.

В связи с чем, Комиссия признает довод Заявителя необоснованным поскольку в данном случае Заказчик при проведении оценки заявок участников руководствовался сведениями, указанными участником на электронной торговой площадке.

2. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что САО «ВСК» в составе заявки представлена недостоверная информация в составе заявки, а именно неактуальная редакция правил 1-С ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2020 года (раздел 6, строка 110, столбец 22).

Как следует из письма САО «ВСК» ошибочно в составе заявки приложил форму с недостоверными сведениями, о факте представления недостоверных сведений в составе заявки о чем было сообщено Заказчику, тем не менее данная информация не нашла отражения в протоколах закупки.

Комиссией установлено, что САО «ВСК» в составе заявки представлена недостоверная информация, а именно неактуальная редакция правил 1-С ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2020 года (раздел 6, строка 110, столбец 22).

Заказчик производил оценку САО «ВСК» по показателю «Наличие дополнительных онлайн сервисов для застрахованных и интерактивных инструментов для администрирования договора со стороны заказчика» исходя из сведений по количеству неурегулированных страховых случаев по страхованию от несчастных случаев и болезней за январь-декабрь 2020 года – 3803.

Согласно Приложению к информационной карте по показателю № 2 «Количество неурегулированных страховых случаев по страхованию от несчастных случаев и болезней за январь-декабрь 2020 года», в случае, если такое количество составляет 6 000 случаев и менее, участнику присваивается 20 баллов.

Вместе с тем, Заказчик в данном случае руководствовался сведениями с официального сайта Центрального банка России.

В связи с чем, Комиссия не усматривает нарушений со стороны оценки и заявки САО «ВСК» по показателю № 2, поскольку в данном случае Заказчик исходил из установленных требований Закупочной документации, а также подверженными сведениями с сайта Центрального банка России.

3. Приложением к Информационной карте Закупочной документации установлен критерий оценки «Качество технического предложения и квалификация участника закупки».

Показатель 3 «Наличие дополнительных онлайн сервисов для застрахованных и интерактивных инструментов для администрирования договора со стороны заказчика»:

Пункт 1:

Наличие интернет ресурса с интерфейсом для каждого застрахованного лица (личный кабинет).

Пункт 2:

Наличие интернет ресурса с интерфейсом для HR-менеджера (личный кабинет для администрирования договора от несчастных случаев и болезней).

К пункту 1

Качество технического предложения должно содержать в составе заявки следующие сведения:

- ссылку на личный кабинет (далее ЛК);

- контактные данные участника;

- инструкцию;

- снимки экрана и распечатки из базы учета по ранее заявленным текущим клиентам Участника, с использованием тестируемого функционала, убыткам (без предоставления личной и/или конфиденциальной информации);

- обязательство Участника, в случае признания его победителем, осуществлять предварительный расчет по выплатам, заявленным через ЛК, на основании сведений и сканированных образцов документов, содержащихся в ЛК. Фактическая выплата будет произведена на основании оригиналов предоставленных документов.

- отслеживать статус рассмотрения дела после его регистрации в ЛК Застрахованного.

К пункту 2

Качество технического предложения должно содержать в составе заявки следующие сведения:

- ссылку на личный кабинет НR (далее ЛК HR);

- контактные данные участника;

- инструкцию;

- снимки экрана и распечатки из базы учета по ранее заявленным текущим клиентам Участника (без предоставления личной и/или конфиденциальной информации).

- видеть отчет по итогам недели об убытках (по количеству дел и объемам выплат);

- иметь онлайн доступ к списку страховой документации (программы, риски, таблицы выплат).

К пункту 1 и пункту 2

- предоставление всего требуемого функционала по пункту 1 и пункту 2 - 40 баллов

- предоставление всего требуемого функционала только по пункту 1 или только по пункту 2 - 20 баллов

- не предоставление всего требуемого функционала, - 0 баллов,

Соответствие или не соответствие предложения Участника заявленным требованиям определяется в соответствии Таблицей настоящего порядка оценки.

Максимальное количество баллов – 40.

Итого – 100 баллов.

По указанному показателю заявке САО «ВСК» присвоено 20 баллов.

Пункт 1: Наличие интернет ресурса с интерфейсом для каждого застрахованного (личный кабинет) -20 балов.

Пункт 2: Наличие интернет ресурса с интерфейсом для HR-менеджера (личный кабинет для администрирования договора от несчастных случаев и болезней)- 20 балов.

По информации, представленной в ответном письме на запрос АО «АльфаСтрахование», САО «ВСК» сообщило о том, что их заявке должны были представить 0 баллов, так как заявка не содержала информации для присвоения баллов предусмотренной конкурсной документацией.

САО «ВСК», также сообщило, что у них отсутствует интернет ресурс с интерфейсом для каждого застрахованного (личный кабинет), а также отсутствует интернет ресурс с интерфейсом для HR-менеджера (личный кабинет для администрирования договора от несчастных случаев и болезней).

Комиссией установлено, что согласно сведениям представленным на официальном сайте САО «ВСК» есть вход в личный кабинет для действующих клиентов: https://shop.vsk.ru/personal/expired.

Через открытый доступ в google play/App store можно установить мобильное приложение клиента САО «ВСК».

Таким образом, при оценке заявки САО «ВСК» Заказчик достоверно установил соответствие участника данному показателю, в связи с чем оценка по указанному показателю была проведена правомерно.

На основании изложенного, Комиссия признает данный довод Заявителя необоснованным.

4. Заявитель полагает, что его заявке неправомерно присвоены баллы по критерию квалификация участника, а именно:

Показатель 2 Количество неурегулированных страховых случаев по страхованию от несчастных случаев и болезней за январь-декабрь 2020 года.

- Копия формы ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2020 года (раздел 6, строка 110, столбец 22)

- 6 000 случаев и менее - 20 баллов - 6 001 случаев - 10 000 случаев – 10 баллов - 10 001 случаев и более - 0 баллов Максимальное количество баллов – 20.

Заявитель в составе заявки представил копию формы ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2020 года (раздел 6, строка 110, столбец 22).

В представленной форме на странице 811, содержатся сведения о Количестве неурегулированных страховых случаев по страхованию от несчастных случаев и болезней за январь-декабрь 2020 года.

Согласно представленной форме количество неурегулированных страховых случаев по страхованию от несчастных случаев и болезней составляет 5 834, что в свою очередь предусматривает присвоение заявке 20 баллов.

Комиссия отмечает, что согласно сведениям, представленным АО «АльфаСтрахование» в составе поданных документов в файле «Сведения о деятельности страховщика за 2020 г», (страница 811 документа) раздел 6 строка 110, столб 22, указано значение 5834.

Вместе с тем, на официальном сайте Центрального банка России размещен отчет о деятельности АО «АльфаСтрахование», в котором отражено значение 8009 в графе «Количество неурегулированных страховых случаев по страхованию от несчастных случаев и болезней за январь-декабрь 2020 года».

В связи с этим при оценке заявки Заявителя по указанному критерию, Заказчиком правомерно начислено 10 баллов.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон об организации страхового дела) субъекты страхового дела обязаны представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве).

При этом согласно части 9 Указания Банка России от 03.02.2021 N 5724-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности страховщиков" (вместе с "Порядком и сроками представления отчетности в порядке надзора, статистической отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков, общими положениями порядка составления отчетности в порядке надзора и статистической отчетности"), Страховщик осуществляет проверку полноты и правильности составления отчетности, в том числе проверку контрольных соотношений ее показателей, до отправки отчетности в Банк России.

Также, на основании Решения ФАС России от 08.08.2019 по делу № 223ФЗ-820/19 в случае расхождения сведений, представленных в составе заявки участника, со сведениями, размещенными на сайте Банка России, Заказчику необходимо руководствоваться сведениями, размещенными на сайте Банка России.

Таким образом, оценка заявки Заявителя была произведена правомерно, в связи с чем Комиссия признает указанный довод Заявителя необоснованным, поскольку Заказчик в данном случае руководствовался сведениями, указанными на официальном сайте Банка России.

Исходя из вышеизложенного с учетом фактических обстоятельств дела Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной, поскольку Заказчик оценивал документы, представленные в составе заявок участников Закупки на соответствие требованиям, установленным в документации, а также сведениями с официального сайта Центрального Банка Российской Федерации.

Относительно предоставления недостоверных сведений, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

При этом предоставленное Заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений на любом этапе проведения конкурса свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения (отказ в допуске либо отказ от заключения договора).

В настоящем случае, как следует из материалов дела, поданная Победителем заявка требованиям документации соответствовала.

Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в ней сведений у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал.

При этом на заседании Комиссии представитель САО «ВСК» подтвердил, что информацию о наличии в составе своей заявки недостоверных сведений направил Заказчику только на этапе заключения договора. При этом доказательств, подтверждающих недостоверность сведений, Победителем представлено не было.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при оценке заявки Заявителя и Победителя Закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «АльфаСтрахование» (ИНН: 6623996126; ОГРН: 1116600002683) на действия АО «Почта России» (ИНН: 7719555477; ОГРН: 1057747117724) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 21.09.2021 № ЕО/57780/21, от № 27.09.2021 ЕО/58888/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны