Решение б/н определение о прекращении производства по делу от 20 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АНО Центр оценки квалификаций

<…>

 

ООО «Яндекс»

<…>

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 077/05/18-19754/2022

«06» июля 2023 года г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве

по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия)

в составе:

председателя Комиссии: <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>,

рассмотрев дело № 077/05/18-19754/2022 по признакам нарушения АНО ЦОК

«Евразийский институт специалистов финансового рынка» (далее – АНО ЦОК

«ЕАИ СФР») части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ

«О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившееся в распространении на адрес

электронной почты <…>  рекламы посредством e-mail-сообщения

следующего содержания: «Запустите продажи на WildBerries Станьте

менеджером по маркетплейсам начиная с сегодняшнего дня Освойте с нуля одну из

самых востребованных профессий с зарплатой от 50 000 до 300 000 рублей в месяц

Акция!!! Только сегодня доступ к руководству за 27* руб. вместо 980 руб…»,

поступившей 03.11.2022 в 17:29 от отправителя «WB-infо» (электронный адрес

2023-34559

2

info@zok-sfr.ru),

в присутствии представителя АНО ЦОК «ЕАИ СФР» в лице директора <…>

,

в отсутствие ООО «Яндекс»,

УСТАНОВИЛА:

Дело № 077/05/18-19754/2022 возбуждено в отношении АНО ЦОК «ЕАИ

СФР» на основании заявления физического лица по факту распространения на

адрес электронной почты <…> рекламы посредством e-mail-сообщения

рекламы следующего содержания: «Запустите продажи на WildBerries Станьте

менеджером по маркетплейсам начиная с сегодняшнего дня Освойте с нуля одну из

самых востребованных профессий с зарплатой от 50 000 до 300 000 рублей в месяц

Акция!!! Только сегодня доступ к руководству за 27* руб. вместо 980 руб…»,

поступившей 03.11.2022 в 17:29 от отправителя «WB-infо» (электронный адрес

info@zok-sfr.ru).

Поступление указанной рекламы адрес электронной почты <…>

подтверждается скриншотами и выгрузкой электронного письма, представленными

заявителем.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения

дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности и

взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства

Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит

к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация,

распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых

средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение

внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к

нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования

является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара,

изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо

мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль,

основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена

реклама.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром

является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для

продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к руководству

по продажам на маркетплейсе «Wildberries».

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение

рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования

телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только

при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение

рекламы.

2023-34559

3

При этом реклама признается распространенной без предварительного

согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что

такое согласие было получено.

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение

рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В распространенной рекламе отсутствуют персональные данные лица, на

восприятие которого направлена распространенная информация. Текст рекламы не

содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи с чем реклама не имеет

ограничений по распространению исходя из ее содержания.

Заявитель прямо указал на то, что не давал согласие на получение рекламного

сообщения от «WB-infо».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О

связи» абонент – пользователь услугами связи, с которым заключен договор об

оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или

уникального кода идентификации; электросвязь – любые излучение, передача или

прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений,

звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и

другим электромагнитным системам. Информация, передаваемая посредством

использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу

распространения, так как направляется определенным абонентам.

В силу специфики способа распространения по сетям электросвязи, такая

индивидуализация, а именно направление рекламы на конкретный адрес

электронной почты лица, предполагается диспозицией части 1 статьи 18 Закона о

рекламе и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер e-mail сообщения.

Кроме того, под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о

рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в

качестве получателей рекламной информации.

При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права,

следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является

именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт

непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

Исходя из текста сообщения, Комиссия приходит к выводу, что спорная

информация направлена на привлечение внимания потенциального потребителя к

объекту рекламирования.

В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики

применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие

абонента должно быть выражено в форме, достаточной для его идентификации и

подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного

рекламораспространителя.

В настоящем случае отсутствует выраженное согласие абонента именно на

получение рекламы, в том числе от конкретного рекламораспространителя.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем

является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в

2023-34559

4

любой форме и с использованием любых средств.

Согласно документам и сведениям, представленным АО «РСИЦ» и сервису

регистрации доменов reg.ru, домен zok-sfr.ru, и, соответственно, info@zok-sfr.ru,

принадлежит АНО Центр оценки квалификаций «Евразийский институт

специалистов финансового рынка» (ИНН 6685130270, место нахождения:

г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 51, оф. 20/03/01, e-mail: marketing@auditpart.ru,

info@zok-sfr.ru).

Из представленных АНО ЦОК «ЕАИ СФР» пояснений следует,

что электронная почта с именем info@zok-sfr.ru в сервисе «Яндекс» создана

преимущественно для получения информации из Совета по профессиональным

квалификациям финансового рынка, однако данный проект так и не был запущен. В

связи с этим, упомянутый почтовый ящик не использовался и долгое время не

посещался.

Московским УФАС России был направлен повторный запрос информации в

АО «РСИЦ» для установления следующих обстоятельств дела:

• наличие/отсутствие привязки рассматриваемых доменов к хостингу;

• дата начала и дата окончания привязки рассматриваемых доменов к хостингу;

• период активности хостингов (в т.ч. трафик, способ привязки, DNS-серверы,

и т.п.);

• наличие/отсутствие поддоменов на хостинге;

• платежные документы на продление срока действия хостингов;

• иная информация, имеющая отношения данных доменов к хостингам.

Под хостингом понимается услуга по предоставлению ресурсов для

размещения информации на сервере, постоянно имеющем доступ к сети (обычно

Интернет).

В соответствии с документами и сведениями, представленными АО «РСИЦ» в

ответ на запрос Московского УФАС России, услуги хостинга для домена zok-sfr.ru не

предоставляются, делегирование указанного домена иным поддоменам отсутствует.

В соответствии с пунктом 18 Правил рассмотрения антимонопольным органом

дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от

24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), возбужденных по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган

определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.

В соответствии с пунктом 28 Правил стороной по делу является лицо (лица), в

действиях которого (которых) содержатся признаки нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе.

При рассмотрении дела по признакам нарушения статьи 18 Закона о рекламе

антимонопольному органу необходимо установить лицо, принявшее решение о

направлении рассматриваемых e-mail-сообщений в адрес определенного адресата

(заявителя) без предварительного согласия адресата.

В связи с изложенным Комиссия Московского УФАС России приходит к

выводу, что АНО Центр оценки квалификаций «Евразийский институт специалистов

финансового рынка» не может быть распространителем спорного e-mail-сообщения,

так как не имело ни технической, ни фактической возможности для его отправки.

2023-34559

5

В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрение дела

подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в

ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе.

Резюмируя изложенное, по решению Комиссии Московского УФАС России

дело № 077/05/18-19754/2022 подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 40 Правил,

РЕШИЛА:

Производство по делу № 077/05/18-19754/2022 в отношении АНО Центр

оценки квалификаций «Евразийский институт специалистов финансового рынка»

прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов

нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

 

Председатель комиссии <…>

 

Члены комиссии:

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны