Решение б/н по делу № 077/07/00-4178/2020 о нарушении процедуры торгов и... от 16 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «ТРАНСНЕФТЬ»

123112, Г МОСКВА, НАБ ПРЕСНЕНСКАЯ, ДОМ 4, СТРОЕНИЕ 2

 

 

 

ООО «Ямалавтосервис»

450077, Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Энгельса, дом 9, квартира 4

 

 

АО «Гипротрубопровод»

ул. Вавилова, 24к1, Москва, 119334

 

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

Большой Саввинский пер., 12с9, Москва, 119435

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4178/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

10.03.2020 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

рассмотрев жалобу ООО «Ямалавтосервис» на действия ПАО «Транснефть» при проведении АО «Гипротрубопровод» конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, 0001-207-К-Y03-03108-2020 «06- ГТП/услуга/05.2020 на право заключения договора на оказание транспортных услуг по перевозке сотрудников и грузов Филиала «Уфагипротрубопровод» (реестровый № 32008763865),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

 В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заявитель в жалобе не согласен с действиями заказчика по отклонению его заявки от участия в торгах.

Комиссия Управления, рассмотрев жалобу заявителя, приняла решение о признании ее необоснованной.

15.01.2020 в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) опубликовано извещение № 32008763865 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на закупку транспортных услуг (далее – Закупка). Заказчиком Закупки является АО «Гипротрубопровод», организатором Закупки – ПАО «Транснефть» (далее также – Компания).

Прием заявок окончен 03.02.2020, срок предоставления участникам Закупки разъяснений положений извещения об осуществлении Закупки и (или) документации о Закупке - с даты размещения извещения об осуществлении Закупки в ЕИС до 28.01.2020 23:59. На участие в Закупке поступили заявки от пяти лиц.

ООО «Ямалавтосервис» (далее также – Заявитель), полагая, что при проведении Закупки были нарушены принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обратилось в Московское УФАС России (далее также – Антимонопольный орган) с жалобой, в которой просит «признать действия комиссии заказчика нарушившими право на участие Заявителя».

В жалобе Заявитель выражает несогласие с необходимостью представления заполненной формы в составе заявки в соответствии с документацией о Закупке, а также утверждает, что его заявка была необоснованно отклонена конкурсной комиссией.

Конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со ст. 3.2 и 3.3 Закона о закупках и с учетом требований, предусмотренных ст. 3.4 Закона о закупках (п. 1 ст. 3.4 Закона о закупках).

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

В соответствии с подп. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке (п. 10 ст. 3.2 Закона о закупках).

Требования к оформлению заявки на участие в Закупке по лоту определены разделами 3, 10 инструкции для участника Закупки, являющейся неотъемлемой частью документации о Закупке (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 3.1 Инструкции Описание участниками Закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик осуществляется в соответствии с документацией о Закупке.

Наименование выполняемой работы, оказываемой услуги, сроки выполнения работ, оказания услуг указаны в документации о Закупке (Техническое задание), извещении об осуществлении Закупки. Такое описание должно содержаться в форме 16, которая Заявителем представлена не была.

Согласно п. 10.3.1 Инструкции в случае, если функционал электронной площадки позволяет подать заявку по частям (первая, вторая части и ценовое предложение), участник Закупки обязан воспользоваться таким функционалом, разделив свою заявку в соответствии с приложением к Инструкции.

Приложением к Документации конкурса «Разделение заявки на участие в закупке на части» (с.20 Инструкции) определено, что частью № 1 заявки на участие в Закупке является, в том числе, Форма 16 График выполнения работ (при закупке СМР - в разрезе зданий/сооружений/комплексов), оказания услуг.

Форма 16 приведена на стр.61 Инструкции, как в ней указано, она заполняется в строгом соответствии с Укрупнённым графиком выполнения работ, оказания услуг Заказчика, приведенным в документации о закупке. В п. 5 Технического задания, опубликованного в составе документации о Закупке, указаны требуемые сроки и объемы оказания услуг.

В соответствии с п. 10.3.2 Инструкции таблицы и формы в заявке на участие в Закупке должны быть заполнены по всем графам, заполнение которых предусмотрено настоящей инструкцией, приложениями к ней и/или соответствующими формами. Причина отсутствия информации в отдельных графах, равно как отсутствие таблиц или форм должны быть объяснены. В таблицы и формы, которые участник Закупки не применяет, должна быть внесена запись: «Таблица (форма) не применяется по причине ______».

Все остальные участники Закупки формировали заявки, исходя из положений Инструкции и Технического задания, и только Заявитель в нарушение указанных положений не представил в составе своей заявки соответствующие описания.

Таким образом, при описании оказываемой услуги участник Закупки был обязан исходить из требований всей документации о Закупке, в том числе Инструкции и Технического задания, являющихся ее частью, чего Заявителем сделано не было.

Согласно п. 14.2.2 Инструкции конкурсная комиссия вправе отклонить заявку на участие в Закупке от дальнейшего участия в Закупке на любом этапе вплоть до заключения договора по основаниям и в случаях, указанных в положении о закупке товаров, работ, услуг заказчика.

В соответствии с п. 6.5.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение) основанием для отклонения заявки на участие в закупке является, в частности, несоответствие поданной участником закупки заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.

В связи с тем, что Заявителем не исполнены требования документации о Закупке в части предоставления формы 16, в соответствии с п. 6.5.2 Положения заявка ООО «Ямалавтосервис» отклонена.

Из положений п. 10 ст. 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отклонения его заявки.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что нарушения при составлении документации о конкретной закупке могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организатором закупки его правами при совершении тех или иных действий в рамках ее проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках.

Само содержание претензий Заявителя к ПАО «Транснефть» свидетельствует о том, что если бы Заявитель действовал разумно и добросовестно, он не мог не обнаружить «нарушения принципов, установленных Законом о закупках», на которые он ссылается в жалобе, еще на этапе ознакомления с документацией о Закупке. Такое поведение Заявителя представляет собой злоупотреблением правом.

Положения документации о Закупке могли быть обжалованы Заявителем до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Совершение Заявителем таких действий за пределами окончания срока подачи заявок нарушает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации о Закупке. На участие в Закупке поступили заявки от пяти лиц, и только Заявитель не представил форму 16 в соответствии с документацией о закупке.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия конкурсной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке.

В связи с чем Комиссия Управления признает названный довод заявителя признается необоснованным.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ООО «Ямалавтосервис» (ИНН 8905037555) на действия ПАО «Транснефть» (ОГРН 1027700049486) при проведении закупки необоснованной.

    2. Снять ограничение на размещение торгов, наложенное письмом Московского УФАС России от 04.03.2020 № ПО/11500/20.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны