Решение б/н б/а от 19 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «ЭНЕРГОСЕРВИС»
Хлебозаводский пр-д, д. 7, корп. 9,
пом. VIII, кв. 12, г. Москва, 115230
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Островитянова ул., д. 1,
г. Москва, 117997
АО «ЕЭТП»
Кожевническая ул., д. 14, стр. 5,
г. Москва, 115114
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-4577/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.03.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
<...>;
членов Комиссии:
<...>;
<...>;
в присутствии представителей:
от ООО «ЭНЕРГОСЕРВИС»: <...>;
от ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России: <...>;
рассмотрев жалобу ООО «ЭНЕРГОСЕРВИС» (далее также - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений для нужд РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России в 2020-2021 г.г. (реестровый № 32008905026) (далее — Конкурс),
в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения Конкурсной документации Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Как следует из доводов жалобы, Заявитель не согласен с требованием о представлении в составе заявки в качестве подтверждения соответствия показателю «количество ключевых специалистов в организации участника, необходимых для непосредственного оказания услуг» копий дипломов о высшем техническом или инженерно-экономическом образовании у ключевых специалистов участника (электрика, каменщика, монтажника, электросварщика, слесаря-сантехника, газосварщика, электромонтера, электромонтажника, плотника, маляра, плиточника), поскольку указанные специальности должны подтверждаться начально - профессиональным или средне - специальным образованием, а высшие учебные заведения, подготавливающие специалистов по спорным специальностям, в Российской Федерации отсутствуют.
Также Заявитель указывает на незаконность требования о представлении в качестве подтверждения наличия в штате сотрудников «Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме КНД 1110018», заверенной ФНС, с подписью сотрудника, печатью, расшифровкой подписи и указанием телефона сотрудника ФНС, поскольку такие сведения можно получить из открытых источников сети «Интернет», в свою очередь, получение необходимого документа нарочно требует временных затрат, в связи с чем спорное требование излишне.
На заседании Комиссии представитель Заказчика с указанными доводами жалобы согласился и пояснил, что Заказчиком в инициативном порядке были устранены допущенные нарушения путем внесения изменений в Конкурсную документацию.
При таких обстоятельствах Комиссия приняла решение признать указанные доводы жалобы Заявителя обоснованными.
Также Заявитель не согласен с требованиями по показателю оценки заявок участника «опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимого с предметом конкурса по содержанию, составу и объему», поскольку сужение опыта сопоставимого характера и объема в отношении оказания услуг исключительно в лечебных медицинских учреждениях необъективно, нарушает права участников Конкурса, а также ограничивает конкуренцию.
Согласно подпункту 2 пункта 8 Конкурсной документации для оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участника закупки» установлен показатель (подкритерий) «опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимого с предметом конкурса по содержанию, составу и объему».
Значимость показателя - 100%
Коэффициент значимости показателя - 1,0.
Максимальное количество баллов, которое может быть присвоено по показателю – 100.
При рассмотрении заявок участников будут оцениваться только полностью исполненные контракты (договоры), внесенные в реестр контрактов/договоров в «Единой информационной системе в сфере закупок» по 44-ФЗ и/или по 223-ФЗ.
Под работами/услугами сопоставимого объема понимаются работы/услуги по исполненному контракту (контрактам), договору (договорам), стоимость каждого из которых составляет не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора на право заключить который проводится электронный конкурс – то есть не менее 9 895 551,28 руб.
Сведения о контрактах/договорах предоставляются участником в составе заявки по форме «Сведения об опыте участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимого с предметом конкурса по содержанию, составу и объему» (таблица А форма 7).
Предмет исполненных контрактов (договоров) должен быть связан с предметом закупки, а именно: одновременно техническое обслуживание инженерных сетей и текущий ремонт лечебных медицинских учреждений. Контракты (договоры) должны быть полностью исполнены за период с 2017 по дату публикации извещения настоящего конкурса включительно. Все контракты (договоры) должны быть исполнены в срок, без штрафов и пени.
Сведения, представленные в заявке, учитываются только в случае, если они подтверждены копией контракта/договора (включая приложения, дополнительные соглашения к контракту/договору, содержащие техническое задание, сметы) с приложением всех актов приемки работ (услуг). При оценке учитываются только полностью исполненные контракты (договоры).
Оценка в 0 баллов будет присвоена:
− участнику конкурса, который не имеет требуемых ключевых специалистов;
− участнику конкурса, который не предоставил в составе своей заявки требуемые документы, либо представил Сводные сведения, содержащие не все требуемые данные, указанные в показателе;
− участнику конкурса, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие образование, предоставленные сведения о наличии специалистов, указанных в показателе.
Комиссия считает необходимым отметить, что Заказчиком по спорному показателю некорректно установлен порядок оценки заявок участников, а именно то обстоятельство, что к оценке принимается только опыт в лечебных медицинских учреждениях.
По мнению Комиссии, Заказчик необоснованно не оценивает опыт в других учреждениях (организациях) не являющихся медицинскими. Вид деятельности учреждения по другим договорам оказания услуг не влияет на уровень квалификации участника Конкурса. Наличие данного критерия ведет к ограничению конкуренции, так как участники Конкурса, имеющие опыт оказания услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей и текущему ремонту другим учреждениям (организациям) при оценке заявок не получают по критериям Заказчика никаких баллов.
Вместе с тем установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку сведения об опыте участника Конкурса по оказанию услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей и текущему ремонту другим учреждениям (например, образовательным) необоснованно не оцениваются Заказчиком.
Комиссия отмечает, что оказание одних услуг разным хозяйствующим субъектам не подтверждает более сложный характер оказания таких услуг и не является показателем наибольшей квалификации участника в сравнении с опытом оказания услуг другим хозяйствующим субъектам.
Комиссия, рассматривая вышеуказанные действия Заказчика при проведении Конкурса, установила, что действия Заказчика в данном случае могли привести к ограничению круга потенциальных участников.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии и в письменных возражениях не представил объективных доказательств необходимости сужения необходимого опыта по предмету Конкурса определенными учреждениями.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Применительно к части 10 статьи 4 Закона о закупках критерии оценки и сопоставления заявок должны быть объективными, исчисляемыми и администрируемыми.
Комиссия в данном случае приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком своей Документации в части установления в ней критериев оценки и сопоставления заявок, что, в свою очередь, является нарушением требований пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В данном случае критерии оценки составлены так, что они не зависят от объективных факторов.
О необходимости использования в закупочной документации объективных, исчисляемых, измеряемых и администрируемых критериев неоднократно высказывались арбитражные суды Московского округа, в частности по делам №№ А40-195614/14,
А40-216614/14, А40-132216/14, А40-1761/15, А40-119802/15, А40-169152/15, А40-220847/2016, А40-11740/2017.
На основании изложенного, учитывая наличие необъективных критериев оценки заявок участников, Комиссия приходит выводу о нарушении Заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного и в соответствие с ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ЭНЕРГОСЕРВИС» на действия ФГАОУ ВО РНИМУ
им. Н.И. Пирогова Минздрава России при проведении Конкурса обоснованной.
2. Установить в действиях ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме).
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
ООО «ЭНЕРГОСЕРВИС»
Хлебозаводский пр-д, д. 7, корп. 9,
пом. VIII, кв. 12, г. Москва, 115230
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Островитянова ул., д. 1,
г. Москва, 117997
АО «ЕЭТП»
Кожевническая ул., д. 14, стр. 5,
г. Москва, 115114
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 077/07/00-4577/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.03.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
<...>;
членов Комиссии:
<...>;
<...>;
руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 16.03.2020 по делу № 077/07/00-4577/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений для нужд РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России в 2020-2021 г.г. (реестровый
№ 32008905026) (далее — Закупка):
1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
2. Заказчику вернуть участникам Закупок ранее поданные заявки
с уведомлением каждого участника о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.
3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учётом решения Комиссии от 16.03.2020 по делу № 077/07/00-4577/2020.
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее половины срока подачи заявок на участие такой закупке с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.
5. Заказчику завершить проведение Закупки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о закупках, Конкурсной документации.
6. Заказчику разместить информацию о каждом действии по исполнению предписания в течение трех дней после выполнения пунктов 1-4 в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС)
7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 27.04.2020.
8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 29.04.2020 включительно с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>