Решение б/н ООО «МЭК» на действия ГК «Российские автомобильные дороги» от 15 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1721/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
10.02.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«»,

членов Комиссии:

«»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «МЭК», ГК «Российские автомобильные дороги»,

рассмотрев жалобу ООО «МЭК» (далее - Заявитель) на действия ГК «Российские автомобильные дороги» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ и оказание услуг по переустройству магистральных нефтепродуктопроводов ПАО «Транснефть» в рамках строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства) (реестровый №32110858590) (далее — Закупка, процедура),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает оценку Заказчиком заявки Заявителя.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закукпках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что согласно Приложению № 1 к Итоговому протоколу от 21.01.2022 № 32110858590-03 заявке Заявителя по критерию «опыт (в стоимостном выражении) выполнения работ по устройству и/или переустройству нефтепроводов и/или нефтепродуктопроводов» присвоено 11,4339 балла.

В связи с несогласием присвоенных баллов Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснение итогов процедуры, в своем ответе Заказчик указал, что принял к учету только один из представленных Заявителем в составе заявки договор.

Значение баллов подкритерия «Наличие у участника конкурса опыта (в стоимостном выражении) по выполнения работ по устройству и/или переустройству нефтепроводов и/или нефтепродуктопроводов (независимо от статуса подрядчика при исполнении договоров (генеральный подрядчик или субподрядчик)) за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок» рассчитывается путем умножения весового значения данного подкритерия на отношение предложения i-го участника закупки к наибольшему из значений, содержащихся во всех конкурсных заявках, по следующей формуле расчета баллов:

ОПЫТi= КЗ*100*(Кi/Кmax)

 

где: ОПЫТi - значение балла, начисляемого i-му участнику конкурса подкритерия критерия «Квалификация участника конкурса»;

КЗ – коэффициент значимости подкритерия, равный значимости в процентах по подкритерию критерия «Квалификация участника конкурса» деленной на 100 (сто);

Кi – опыт, подтвержденный представленными документами и сведениями, участника конкурса, заявка которого оценивается;

Кmax – максимальный опыт, представленный участником конкурса, по сравнению с другими участниками Конкурса.

Таблица №2 раздела VIII Конкурсной документации

Наличие у участника Конкурса необходимого для выполнения Работ персонала

Значимость (максимальное количество баллов по показателю) (далее - З)

Отсутствие минимально необходимых для выполнения работ инженеров с высшим образованием в сфере промышленно-гражданского строительства и/или проектирования и эксплуатации систем трубопроводного транспорта нефти и газа и/или газонефтепроводов

0

Наличие минимально необходимых для выполнения работ инженеров с высшим образованием в сфере промышленно-гражданского строительства и/или проектирования и эксплуатации систем трубопроводного транспорта нефти и газа и/или газонефтепроводов

З1=1013

Отсутствие минимально необходимых для выполнения работ рабочих строительных профессий или менее 5 таких работников

0

Наличие минимально необходимых для выполнения работ рабочих строительных профессий14 – более 4 таких работников

З2=1015

Отсутствие минимально необходимых для выполнения работ машинистов строительной техники или менее 5 таких машинистов

0

Наличие минимально необходимых для выполнения работ машинистов строительной техники – более 4 таких машинистов16

З3=10 17

 

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлены следующие договоры:

1)договор подряда от 14.05.2021 № 15462/МН;

2)договор подряда от 11.03.2020 № 20504/20;

3)договор подряда от 05.02.2020 № 12505/ЗУ;

4) договор подряда от 10.06.2019 № 1170205/МН;

5) договор подряда от 25.08.2020 № 1180401/СТ.

Представитель Заказчика отметил, что предметом первого договора являлась «Комплексная реконструкция МН 115 км-Правдино-Быково-339 км» согласно Локальных сметных расчетов (приложение №1 к Договору, которое отсутствует в составе Заявки), и документы, подтверждающие приемку и стоимость выполненных по данному договору работ за последние три года. В указанных документах содержится понятие «трубопровод» и информация по выполнению работ по нефтепроводу, а именно в разделе 6 Акта о приемке выполненных работ от 20.09.2021 № 1, в связи с чем данный опыт выполнения работ Комиссией Заказчика был оценен, при этом учитывалась стоимость выполненных работ, указанная в акте в столбце «стоимость в текущих ценах» строки «Итого», где указана сумма без учета НДС.

Вместе с тем из Закупочной документации не следует, что Заказчик оценивает опыт участника исходя из суммы договоров без учета НДС.

Более того, исходя из данных, содержащихся в Таблице №1 Приложения № 4 к Конкурсной документации участники указывают стоимость выполненных и принятых Заказчиком работ в соответствии с представленными документами (рублей с НДС, в случае наличия), а также стоимостную совокупность выполненных работ с учетом НДС при наличии.

Так, в договоре подряда от 14.05.2021 № 15462/МН сумма выполненных работ равна 92 748 222 руб., а с учетом НДС 111 297 866,40 руб. Исходя из положений документации Заказчику надлежало учесть сумму договора с учетом НДС.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы Заявителя, при этом обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку Заказчиком заключен договор с победителем Закупки от 01.02.2022 ДсиР-2022-96.

Относительно второго договора Комиссией установлено, что в соответствии с данным договором Подрядчик принимает на себя обязательства по Реконструкции МН Ярославль-Кириши участок 59-102 км, согласно Смете, которая является неотъемлемой частью договора и которая не приложена в составе Заявки Заявителя.

Заказчик указывает, что документы, предоставленные в рамках рассматриваемого договора, не содержат расшифровку аббревиатуры МН, соответственно договор не был принят к оценке. Также следует отметить, что согласно приложенному к договору акту о приемке выполненных работ № 1 от 10.05.2020, работы выполнялись по устройству строительной площадки и основной производственной базы, что не соответствует требованиям Закупочной документации.

Третий, четвертый и пятый договоры были отклонены Заказчиком, поскольку являются договорами на выполнение работ по капитальному ремонту, а не по устройству (переустройству) нефтепроводов (нефтепродуктопроводов).

Представитель Заказчика отметил, что при этом, в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ:

- строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

- реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

- капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Кроме того, объектом работ договора подряда от 25.08.2020 № 1180401/СТ является соединительный трубопровод, в то время как критерий оценки звучит следующим образом: «Наличие у участника конкурса опыта (в стоимостном выражении) по выполнения работ по устройству и/или переустройству нефтепроводов и/или нефтепродуктопроводов...». Заказчик пояснил, что трубопровод может использоваться не только для нефти, поэтому соотнести предмет договора с требованиями Закупочной документации в настоящем случае не представляется возможным.

Таким образом представленные на оценку Заявителем договоры подтверждали наличие опыта, не предусмотренного Закупочной документацией, в связи с чем указанные договоры правомерно не были учтены Заказчиком при оценке.

Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно оценена его заявка по критерию «Наличие у участника Конкурса минимально необходимых для выполнения работ по предмету Договора техники, оборудования».

Согласно Приложению № 1 к Итоговому протоколу от 21.01.2022 № 32110858590-03 заявке Заявителя по критерию «Наличие у участника Конкурса минимально необходимых для выполнения работ по предмету Договора техники, оборудования» присвоено 0,0000 балла.

Для получения итоговой оценки Заявки на участие в Конкурсе по подкритерию «Наличие у участника конкурса минимально необходимых для выполнения работ по предмету Договора техники, оборудования» осуществляется расчет такой оценки по формуле:

ТОi = С i – 10 единиц

-------------------------*100*КЗ,

С max – 10 единиц

 

где: ТОi - значение балла, начисляемого i-му участнику конкурса по подкритерию. Отрицательное значение ТОi приравнивается к 0 (нулю). Обозначенное число баллов засчитывается при условии наличия минимально необходимого количества единиц по каждому наименованию из перечисленных в таблице 3 раздела VIII Документации техники, оборудования с установленными в данной таблице техническими характеристиками. При отсутствии минимально необходимого количества единиц по какому-либо из наименований техники, оборудования, перечисленных в таблице 3 раздела VIII Документации и/или информации о технических характеристиках техники, оборудования, соответствующих установленным в данной таблице, значение ТОi приравнивается к 0 (нулю).

КЗ – коэффициент значимости подкритерия, рассчитываемый по формуле: З4/100; Сi – количество техники, оборудования, подтвержденное представленными документами и сведениями, участника Конкурса, заявка которого оценивается;

Сmax – максимальное количество техники, оборудования, представленное участником Конкурса, по сравнению с другими участниками Конкурса

В Таблице 3 раздела VIII Документации указано следующее оборудование:

- бульдозер мощностью не менее 79 кВт.;

- автосамосвал г/п не менее 13 т;

- Автоцистерна объемом не менее 10 м3;

- бортовой автомобиль г/п не менее 10 т;

- пневмотрамбовка;

- насос производственный мощностью не менее 1,1 кВт и подачей не менее 20 м3 /час;

- трактор мощностью не менее 108 л.с.;

- экскаватор емкостью ковша не менее 0,65 м3;

- Прицеп тяжеловоз г/п не менее 60,0 т. с тягачем.

Отсутствие минимально необходимой техники оценивается в 0 баллов.

Автоцистерна – это автомобильное транспортное средство, предназначенное для заправки и транспортирования нефтепродуктов (ГОСТ 33666-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Технические требования, введен в действие Приказом Росстандарта от 22.06.2016 № 657-ст, ГОСТ 8.600-2011. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Автоцистерны для жидких нефтепродуктов. Методика поверки). В ПТС на автоцистерны, в графе «Наименование (Тип ТС)» указывается – «Автоцистерна».

В составе заявки Заявитель, в качестве документов, подтверждающих наличие у него необходимой для выполнения работ автоцистерны объемом не менее 10 м3, представил договор купли-продажи от 07.09.2016 № 16/08 и паспорт технического средства 57 НВ 154137, согласно которым Заявитель владеет поливомоечной машиной КО-806-21.

При этом, назначение поливомоечной машины – осуществление мойки городских улиц, тротуаров, расчистка от грязевых накоплений, а также прочих моечных работ.

В соответствии со сноской 10 к таблице 1 раздела VIII Документации о Конкурсе в случае если параметры (технические характеристики) техники и/или оборудования, указанные в таблице № 3 раздела VIII Документации о Конкурсе, не отражены в документах, устанавливающих право собственности на технику, оборудование, или подтверждающих их привлечение, или ПТС/ПСМ, необходимо предоставление документов, подтверждающих параметры (технические характеристики) техники и/или оборудования, указанные в таблице № 3 раздела VIII Документации о Конкурсе (паспорт изделия и/или руководство пользователя и/или распечатка и/или скриншот информации о технических характеристиках техники и/или оборудования, размещенной на сайте изготовителем, и/или производителем, и/или его представителем (дилером)). При оценке не учитываются техника и оборудование, в отношении которых в заявке не представлены документы, подтверждающие параметры (технические характеристики).

Документы, характеризующие представленный автомобиль как автоцистерну и позволяющие принять его к учету для расчета баллов по подкритерию «Наличие у участника конкурса минимально необходимых для выполнения работ по предмету Договора техники, оборудования» критерия «Квалификация участника конкурса,» в составе заявки Заявителем представлены не были, соответственно Комиссия приходит к выводу о том, что комиссией Заказчика при оценке правомерно не было учтено наличие у участника закупки поливомоечной машины.

Заявитель в составе заявки представил документы, подтверждающие у него наличие виброплиты.

Заявитель в жалобе указывает, что как виброплита, так и пневмотрамбовка могут использоваться для выполнения одних и тех же задач, следуемых из предмета договора.

Также Заявителем приведены законодательные нормы, следующего характера: п. 8.9.5 СП 86.13330.2012 «СНиП III-42-80* Магистральные трубопроводы»2, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18.02.2014 № 61/пр, «подбивка пазух и послойное уплотнение грунта засыпки выполняются виброплитами одноковшовых экскаваторов, а также ручными виброплитами или трамбовками».

В силу п. 18.1.11 СП 86.13330.2012 «большая толщина слоя допускается при уплотнении виброплитами одноковшовых экскаваторов, меньшая - при применении ручных виброплит и трамбовок».

При этом, Комиссией установлено, что обоснованием применения оборудования (пневмотрамбовка) для выполнения работ по предмету договора служит:

- Расчёты из проектной документации по организации строительства, для Этапа 1.10: (Раздел 5) Шифр 16-ГК/08-5.ПОС-К Том 5.35К страница 11-13 пункт 6.1 Таблица 1 «перечень машин и механизмов» / для Этапа 1.11: (Раздел 5) Шифр 16-ГК/08-6.ПОС-К Том 5.36К страница 11-13 пункт 6.1 Таблица 1 «перечень машин и механизмов»;

- Технологические и конструктивные решения из проектной документации по установке знаков, для Этапа 1.10: (Раздел 3) Шифр 16-ГК/08-5.НМ-К Том 3.98К-7 страницы №120 п.8, №121 п.5, №122 п.7, №123 п.7 и для Этапа 1.11: (Раздел 3) 16-ГК/08-6.НМ-К Том 3.98К-8 страницы №136 п.13, №138 п.8, №140 п.5, №142 п.7, №146 п.7.

Работы по уплотнению грунта необходимы для обеспечения устойчивости (фиксации) положения устанавливаемых знаков.

Кроме того, Заказчик указал, что в Закупочной документации указано на применение именно пневмотрамбовки. Применение иного механизма может оказать влияние на качество и стоимость выполняемых работ.

В связи с чем Комиссия признает данный довод необоснованным.

Также Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не принят к оценке экскаватор, документы на который Заявитель представил в составе заявки.

В таблице 3 раздела VIII Документации указано, что емкость ковша экскаватора должна быть не менее 0,65 м3.

При этом, Комиссией установлено, что Заявитель в составе заявки представил документы, подтверждающие у него наличие погрузчика-экскаватора, однако документы, подтверждающие параметры (технические характеристики), а именно объем ковша, в заявке отсутствуют, таким образом Заказчик правомерно не принял к учету представленную технику.

Таким образом, Заказчик правомерно оценил заявку Заявителя в данной части.

Помимо этого, Заявитель в доводах жалобы указывает на то, что Заказчиком неправомерно присвоено Заявителю 3,3333 балла по критерию «Наличие у участника Конкурса необходимого для выполнения работ персонала» согласно Итоговому протоколу от 21.01.2022 № 32110858590-03.

Подпунктом 2 таблицы №1 раздела VIII Закупочной документации установлен подкритерий критерия «Квалификация участника конкурса», в соответствии с которым оценивается наличие у участника конкурса необходимого для выполнения работ персонала, в том числе, наличие минимально необходимых для выполнения работ машинистов строительной техники.

Документами, служащими для расчета данного подкритерия, являются, в том числе, копии удостоверений трактористов-машинистов (механизаторов) с отметкой, позволяющей управлять соответствующими категориями транспортных средств, указанных в таблице № 3 раздела VIII Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 34 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 № 796, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается на 10 лет. По истечении указанного срока оно считается недействительным и подлежит замене в установленном порядке.

Согласно инструкции по заполнению форм и порядку подачи заявки (Приложение № 5 к Документации о Конкурсе) все документы, входящие в состав заявки, должны быть представлены в действующих редакциях (кроме случаев, когда в соответствии с Документации требуется предоставление и ранее действовавших редакций документов), надлежащим образом оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Документацией.

Комиссией установлено, что Удостоверения машинистов-трактористов, представленные в составе заявки Заявителя не действительны, а именно «» было действительно до 19.07.2020 года, «». было действительно до 30.03.2021 года, «» было действительно до 25.08.2020 года, соответственно Заказчиком правомерно не учтен указанный персонал.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при оценке заявки участника по критериям «Наличие у участника Конкурса необходимого для выполнения работ персонала» и «Наличие у участника Конкурса минимально необходимых для выполнения работ по предмету Договора техники, оборудования».

Доказательств обратного Заявителем Комиссии не представлено.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МЭК» («») на действия ГК «Российские автомобильные дороги» («») при проведении Закупки обоснованной в части оценки заявки Заявителя по критерию «опыт (в стоимостном выражении) выполнения работ по устройству и/или переустройству нефтепроводов и/или нефтепродуктопроводов», в остальной части — необоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны