Решение б/н решение от 15 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Альфа-банк» 107078, г. Москва ул. Каланчевская, д. 27...

РЕШЕНИЕ по делу № 077/05/5-5026/2024 «04» июля 2024 года г. Москва Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе: председателя Комиссии: ... , членов Комиссии: ... , рассмотрев дело № 077/05/5-5026/2024, возбужденное в отношении АО «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при распространении рекламы следующего содержания: «Бесплатное снятие наличных», распространенной на телеканале НТВ 24.12.2023 года в программе «Квартирник НТВ у Маргулиса», на телеканале МУЗ.ТВ 23.02.2024 в программе «Авторадио. Дискотека 80-х», в отсутствие АО «Альфа-Банк» (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие вх. № 38026-ЭП/24 от 17.06.2024), УСТАНОВИЛА: Дело № 077/05/5-5026/2024 возбуждено в отношении АО «Альфа-Банк» на основании заявлений физических лиц и материалов по факту распространения рекламы следующего содержания: «Бесплатное снятие наличных», распространенной на телеканале НТВ 24.12.2023 года в программе «Квартирник НТВ у Маргулиса», на телеканале МУЗ.ТВ 23.02.2024 в программе «Авторадио. Дискотека 80-х». Распространение указанной рекламы подтверждается видеороликами спорной рекламы представленными в материалы дела. Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что объектом рекламирования выступают услуги АО «Альфа-Банк» по кредитной карте. В рассматриваемой рекламе озвучивается фраза «...а еще бесплатно снимайте наличные в любых банкоматах». При этом внизу кадра присутствует поясняющая сноска «...Снятие наличных — до 50 000₽ в мес. Бесплатно в льготный период 60 дней, далее 3,9 % + 390₽…». Из вышеизложенного следует, что согласно полным условиям бесплатное снятие наличных доступно только в течении 60 дней. Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. АО «Альфа-Банк» представило пояснения, согласно которым в данном случае отсутствует нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе виду указания всей необходимой информации в доступном для восприятия и прочтения способе. Вместе с тем Комиссия не может согласиться с представленными пояснениями ввиду следующего. Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. В данном случае текст сноски, в которой указывается условие бесплатного снятия наличных, выполнен мелким шрифтом, размещен на 5% площади кадра и также демонстрируется в рекламном видеоролике в течение 3-х секунд. Указанное обстоятельство не позволяет обычному потребителю получить необходимую информацию, а также искажает смысл рекламы. На основании изложенного при распространении указанной рекламы усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе. В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель. В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В соответствии с документами и материалами, представленными АО «Альфа-Банк», рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк». На основании изложенного АО «Альфа-Банк» является рекламодателем рекламы, обратного в материалы дела не представлено, стороной не оспаривается. Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях АО «Альфа-Банк» установлено нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе при распространении рекламы «Бесплатное снятие наличных», распространенной на телеканале НТВ 24.12.2023 года в программе «Квартирник НТВ у Маргулиса», на телеканале МУЗ.ТВ 23.02.2024 в программе «Авторадио. Дискотека 80-х». Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе. Также в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданскоправовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась. Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц. На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО «Альфа-Банк» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе. Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России РЕШИЛА: 1. Признать АО «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) часть 7 статьи 5 Закона о рекламе при распространении рекламы «Бесплатное снятие наличных», распространенной на телеканале НТВ 24.12.2023 года в программе «Квартирник НТВ у Маргулиса», на телеканале МУЗ.ТВ 23.02.2024 в программе «Авторадио. Дискотека 80-х». 2. Выдать АО «Альфа-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председатель комиссии ... Члены комиссии: ...

Связанные организации

Связанные организации не указаны