Решение (комиссия) б/н б/а от 26 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3368/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.03.2024                                                                                                            г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «АКМ-ИТ» (далее — Заявитель) на действия АО «РГС» (далее — Заказчик) при проведении предварительного отбора для серии закупок по категориям товарно-материальных ценностей для нужд подконтрольных организаций ПАО «РусГидро» (лот № 55220000-2024-ПО «ОКПД2 27.11.43 Трансформаторы силовые») (реестровый № 32312806475, далее — Закупка, Предварительный отбор),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Согласно доводам жалобы Заявитель выражает несогласие с положениями Закупочной документации при проведении первого этапа Предварительного отбора.

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно при формировании Закупочной документации на первом этапе проведения Предварительного отбора не включил в перечень заказчиков филиал ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС», что впоследствии привело к невозможности участия Заявителя в закупочной процедуре на поставку трансформаторов ТДНС-10000/35 для формирования аварийного запаса филиала ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС», размещенной на сайте оператора торговой площадки АО «РАД» (реестровый № gsnab24027DP).

Заказчик с доводами жалобы не согласился и на заседании Комиссии пояснил, что филиал ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС» не был включен в перечень Заказчиков при проведении первого этапа Предварительного отбора ввиду наличия санкций в отношении ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС» со стороны недружественных государств.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее — Постановление Правительства № 301), а также согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 (далее — письмо Минфина № 24-03-08/18813) заказчики, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, обязаны не размещать в единой информационной системе в сфере закупок сведения о закупках.

Таким образом, учитывая наличие санкций в отношении ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС», Заказчиком в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 301, письма Минфина № 24-03-08/18813 не указан филиал ПАО«РусГидро» - «Волжская ГЭС» в перечне заказчиков Предварительного отбора.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Также в письме ФАС России от 25.06.2019 МЕ/53183/19 указано, что жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Из приведенной позиции следует, что обжалование положений документации в независимости от того является ли лицо участником Закупки или нет, допускается исключительно в срок до окончания подачи заявок, установленный извещением.

Извещение о проведении Предварительного отбора опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 28.09.2023.

В соответствии с пунктом 18 Извещения дата начала подачи заявок на 1-й этап отбора: 28.09.2023; дата и время окончания срока подачи заявок на 1-й этап отбора: 16.10.2023 г. в 14 ч. 00 мин. (по московскому времени).

Комиссия отмечает, что оспаривание Заявителем положений документации при проведении первого этапа Предварительного отбора подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок на указанном этапе, а именно — до 16.10.2023.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

В свою очередь, Заявитель подал жалобу на положения Закупочной документации посредством электронной почты 12.03.2024.

При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управление отмечает, что оспаривание положений закупочной документации которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 14:00 16.10.2023.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания положений Закупочной документации по первому этапу проведения Предварительного отбора.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя без рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь письмом ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Оставить жалобу ООО «АКМ-ИТ» (ИНН: 6670278429; ОГРН: 1096670037804) на действия АО «РГС» (ИНН: 1510012774; ОГРН: 1041500751016) при проведении Закупки без рассмотрения.

2.Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.03.2024 № НП/9816/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны