Решение №4821/24 б/а от 8 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1244/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

05.02.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«..»,

членов Комиссии:

«..»,

«..»,

«..»,

рассмотрев жалобу «..» (далее - Заявитель) на действия ПАО «Россети Московский регион» (далее - Заказичк) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на определение исполнителя на оказание услуг по организации культурно-массовых и спортивных мероприятий в филиале ПАО «Россети Московский регион» - «Московские кабельные сети» в 2024 году (реестровый № 32313136553, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России исх. от 29.01.2024 № 28/6441/24.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Единого стандарта закупок Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети», утвержденного решением Совета директоров ПАО «Россети» протоколом от 30.12.2022 604. (далее - Положение о закупке).

Извещение о проведении Закупки опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 26.12.2023.

Дата начала срока подачи заявок: 26.12.2023.

Дата окончания срока подачи заявок: 12.01.2024 (11:00).

Начальная максимальная цена договора составляет 4 815 500,00 рублей.

Согласно протоколу конкурсной комиссии по рассмотрению первых частей заявок, заявка Заявителя была отклонена на основании: «подпункта 4 пункта 4.6.4 документации о Закупке: Срок оказания услуг не соответствует требованиям документации о Закупке».

Комиссия, изучив представленные материалы, считает необходимым отметить следующее.

Пунктом 6.3.1 аукционной документации установлены требования к содержанию первой части заявки. Первая часть заявки должна содержать предложение участника в отношении предмета закупки, а именно:

1) техническое предложение по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации;

2) протокол разногласий к проекту Договора по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации (отсутствие данной формы подтверждает согласие участника с приложенным проектом договора);

3) график выполнения работ, услуг по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации (отсутствие данной формы подтверждает согласие участника с условиями, указанными в Приложении №1 «Техническое задание»);

4) график оплаты выполнения работ, услуг по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации (отсутствие данной формы подтверждает согласие участника с условиями, указанными в Приложении №1 «Техническое задание»)

5) копии документов, подтверждающих соответствие работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным законодательством к таким работам или услугам, в случае если данное требование предусмотрено Техническим заданием (Приложение №1 к настоящей Документации) «данный пункт применяется при наличии соответствующего требования в техническом задании и может быть скорректирован в зависимости от требований ТЗ».

Вместе с тем Комиссия отмечает, что закупочной документацией установлена форма заполнения График выполнения работ, услуг.

Наименование закупки _______________________________________*

Лот ___

Начало выполнения/оказания: «___»____________________года.*

Окончание выполнения/оказания: «___»____________________года.*

 

Инструкции по заполнению:

Данные инструкции не следует воспроизводить в документах, подготовленных Участником закупки.

Участник закупки приводит номер и дату письма о подаче оферты, приложением к которому является данный график.

В данном Графике приводятся расчетные сроки выполнения всех видов работ, услуг в рамках Договора, а также адрес доставки для каждого вида оборудования.

Поля, отмеченные «*», обязательны к заполнению. В случае наличия незаполненных обязательных полей заявка участника подлежит отклонению.

Не допускается менять формат указанной формы. В случае внесения изменений в форму, заявка участника подлежит отклонению.

При этом в пункте 2 технического задания установлено, что срок (период) оказания услуги — с даты заключения договора, но не ранее 01 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г.

В свою очередь, Заявителем в составе заявки был представлен документ «График выполнения работ, услуг:

Приложение № 2 к Заявке на участие от «09» января 2024 г. № 2

График выполнения работ, услуг

Наименование закупки: Услуги по организации культурно-массовых и спортивных мероприятий в филиале ПАО «Россети Московский регион» - «Московские кабельные сети» в 2024 году

Лот 1

Начало выполнения/оказания: «01» января 2024 года.

Окончание выполнения/оказания: «31» декабря 2024 года».

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что с целью упрощения подготовки участниками Закупки своих заявок, в частности, выполнения работ/оказания услуг Организатором торгов дополнительно в двух местах документации о закупке были установлены следующие положения, а именно:

- «график выполнения работ, услуг по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации (отсутствие данной формы подтверждает согласие участника с условиями, указанными в Приложении №1 «Техническое задание») (подпункт 3, пункт 6.3.1. Документации о закупке);

- «сведения, содержащиеся в Техническом предложении в отношении сроков выполнения работ, а также в отношении порядка оплаты выполненных работ / оказанных услуг, являются приоритетными по отношению к соответствующим значениям в соответствующих графиках» (суть технического предложения излагаются участником Закупки в произвольной форме с учетом требования инструкции к заполнению).

То есть, Заказчик отмечает, что предоставление графика выполнения работ является необязательным, но при его наличии оценивается в соответствии с требованиями закупочной документации.

Комиссия оценивает позицию Заказчика критически на основании следующего.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Форма, представленная Заявителем в составе заявки, соответствует требованиям инструкции.

При этом указание в форме начала выполнения работ «01» января 2024 года соответствует требованиям инструкции по заполнению, поскольку Заявитель лишен возможность указать другой формат обозначения начала выполнения работ в силу буквального толкования вышеуказанных пунктов закупочной документации.

Изучив представленный формы, Комиссия отмечает, что Заказчиком не установлено в Закупочной документации, каким образом будет проводиться оценка указанного графика на соответствие требования инструкции.

Более того, требование графика выполнения работ является необязательным, но форма к заполнению и инструкция в документации установлены.

Заявитель во исполнение требований Закупочной документации представил требуемую форму, полностью соответствующую инструкции по заполнению, при этом также учел требование пункта 2 технического задания, что начало выполнения работ/оказания услуг не ранее 01.01.2024.

При таких обстоятельствах Комиссия устанавливает в действиях Заказчика при рассмотрении заявки Заявителя нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Более того, Комиссия обращает внимание, что победитель в своей заявке предоставил документ «График выполнения работ, услуг», в котором указал, что начало выполнения/оказания: с даты заключения договора.

При этом, как было ранее установлено, инструкция по заполнению оспариваемого документа не допускает изменения формата указанной формы.

Комиссия считает необходимым отметить, что Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в Закупке, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в Закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

Из вышеизложенного следует, что заявка участника будет настолько конкретной и максимально отвечающей требованиям Заказчика, насколько конкретно Заказчик определил в своей документации соответствующие требования к предоставлению тех или иных документов.

В свою очередь, Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «..» на действия ПАО «Россети Московский регион» «..» при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны