Постановление б/н Постановление по делу № 077/04/14.31-11002/2021 от 18 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 077/04/14.31-11002/2021

 

16 февраля 2022 года г. Москва

 

Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2022

Полный текст постановления изготовлен 16.02.2022

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее — Московское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/14.31-11002/2021, возбужденного в отношении ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2) при участии представителя ПАО «Россети Московский регион» <...>, действующего на основании доверенности от 18.12.2020 № 77/555-н/77-2020-9-177

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом от 19.07.2010 № 077/04/14.31-11002/2021 об административном правонарушении(исх. от 19.07.202145244/21) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

Решением Московского УФАС России от 18.02.2021 по делу № 077/01/10-19866/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 05.03.2021 № НП/12505/20) (далее — Решение) установлен факт нарушения ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион») путем нарушения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии объектом ПАО «Сбербанк России», расположенным по адресу: г. Москва, Витебская ул., д. 3, корп. 1 (далее - Объект), по акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 13.03.2018 № 003776/З-МУЭ, что противоречит положениям пункта 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), что в свою очередь привело к ущемлению интересов ПАО «Сбербанк России».

Московским УФАС России была проведена плановая выездная проверка АО «Мосэнергосбыт» (адрес: 117312 Вавилова ул., д. 9, г. Москва), по результатам которой составлен акт проверки от 06.12.2019 № HП/66518/19.

Таким образом, основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явились результаты проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, зафиксированные в указанном акте проверки (пункт 5 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)).

По результатам рассмотрения материалов дела № 077/01/10-19866/2020 о нарушении антимонопольного законодательства должностным лицом установлено следующее.

ПАО «Россети Московский регион» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров ПАО «Россети Московский регион» (протокол от 29.06.2015 № 17).

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «Россети Московский регион» оказывает услуги по передаче и распределению электрической энергии и по присоединению к электрическим сетям.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион»).

Энергоснабжение объекта ПАО «Сбербанк России» осуществляется на основании договора энергоснабжения от 01.03.2012 № 50529762, заключенного между АО «Мосэнергосбыт» и ОАО «Сбербанк России» (позже реорганизовано в ПАО «Сбербанк России») в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Москва, Витебская ул., д. 3, корп. 1 (далее по тексту - Объект).

Учет потребленной электрической энергии на указанном Объекте производится на основании приборов учета электрической энергии №№ 14732531, 14732518 (далее по тексту — Приборы учета).

В силу пункта 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения), (здесь и далее нормы Основных положений приведены в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации и сетевые организации, в соответствии с указанным пунктом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (куплипродажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативнодиспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Согласно пункту 2 Основных положений «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и Основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Пунктом 176 Основных положений определено, что результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа. Согласно данным, представленным АО «Мосэнергосбыт» (в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства), 05.03.2018 ПАО «Россети Московский регион» проведена проверка узла учета электроэнергии, в результате которой на Объекте ПАО «Сбербанк России» выявлено безучетное потребление электрической энергии, выразившееся в следующем: отсутствует пломба сбытовой/сетевой организаций на крышке клеммной колодки приборов учета №№ 14732531, 14732518. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки узла учета электрической энергии от 05.03.2018.

По результатам проведенной проверки сетевой организацией составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии от 13.03.2018 №№ 003755/ЗМУЭ, 003756/З-МУЭ (далее по тексту — Акты).

В соответствии с пунктом 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и оставления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Таким образом, в соответствии с пунктами 172, 195 Основных положений период безучетного потребления должен быть установлен с даты проведения предыдущей проверки, либо с даты заключения договора энергоснабжения по 05.03.2018 (акт проверки узла учета электрической энергии от 05.03.2018).

Вместе с тем в Актах о неучтенном потреблении период безучетного потребления электрической энергии Объектом определен как годовой период, а именно с 06.03.2017 по 05.03.2018.

Информация о проведении предыдущих проверок на Объекте с даты заключения договора энергоснабжения сетевой и/или сбытовой организациями в Актах отсутствует.

Ввиду того, что Договор в отношении Объекта ПАО «Сбербанк России» заключен 01.03.2012, а проверки узла учета на указанном Объекте до 05.03.2018 не проводились, следовательно, в соответствии с пунктом 172 Основных положений период безучетного потребления должен быть установлен с 01.03.2018 до момента выявления безучетного потребления электрической энергии — 05.03.2018.

Потребитель не должен нести ответственности за непроведение сетевой организацией и гарантирующим поставщиком ежегодных проверок с момента заключения договора энергоснабжения, предусмотренных пунктом 172 Основных положений.

Годичный срок, предусмотренный Основными положениями, является лишь предельным сроком при выявлении фактов безучётного (бездоговорного) потребления, но не свидетельствует о праве сетевой организации применять его к порядку определения периода безучётного потребления без наличия на то соответствующих оснований, не проводя обязательных проверок несколько лет.

Позиция Московского УФАС России по данному вопросу подтверждается обширной судебной практикой московского региона с участием АО «Мосэнергосбыт» и ПАО «Россети Московский регион»: судебные дела №№ А40-58039/2018, А40-196524/2018, А40-98314/2018, А40-257257/2018, А40-105330/2018, А40-58829/2018, А40-117339/2018, А40-80015/2018, А40-81512/2018, А40-42131/2018, А40-116168/2018, А40-237895/2018, А40-290290/2018, А40-307876/2018, А40-243437/2018, А40-225909/2018, А40-128514/2019.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» неверно рассчитало объем безучетного потребления электрической энергии Объектом ПАО «Сбербанк России» по Актам.

В соответствии с пунктом 21 Регламента взаимодействия ПАО «Россети Московский регион» и АО «Мосэнергосбыт» в процессе составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной/переданной электрической энергии, являющегося Приложением № 7 к договору № 17-3916 оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.09.2017, заключенному между ПАО «Россети Московский регион» и АО «Мосэнергосбыт» (далее - Договор № 17-3916), суммарное количество объемов электрической энергии, определенное по актам о безучетном потреблении электрической энергии, составленным в расчетном периоде, подлежит включению в объем оказанных услуг за расчетный период услуг по передаче электрической энергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой ПАО «Россети Московский регион» в расчетном периоде, в котором составлены акты о безучетном потреблении электрической энергии.

Безучетное потребление влечет значительную финансовую нагрузку для абонента, поскольку порядок расчета стоимости безучетного потребления, установленный пунктом 195 Основных положений и предусматривающий расчет объема исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств абонента и количества часов в расчетном периоде, не тождественен обычному порядку расчетов за потребленную электроэнергию, определенному по показаниям прибора учета, отражающим фактическое потребление электроэнергии.

Объем электрической энергии, определенный по актам о безучетном потреблении, подлежит включению в объем оказанных услуг по передаче электрической энергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой ПАО «Россети Московский регион» в расчетном периоде в целях компенсации потерь электрической энергии, которые приобретаются и оплачиваются сетевой организацией.

Таким образом, при неверном определении объема электрической энергии по актам о безучетном потреблении электрической энергии ПАО «Россети Московский регион» получает коммерческую выгоду.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, вышеуказанные действия ПАО «Россети Московский регион» привели к ущемлению интересов ПАО «Сбербанк России».

Так, антимонопольным органом сделан вывод о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ПАО «Россети Московский регион» (адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр., д. 3, стр. 2), выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион») путем нарушения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии Объектом ПАО «Сбербанк России» по актам о неучтенном потреблении электрической энергии от 13.03.2018 № 003776/З-МУЭ, что противоречит положениям пункта 195 Основных положений, что в свою очередь привело к ущемлению интересов ПАО «Сбербанк России».

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), — в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения — г. Москва.

Временем выявления административного правонарушения является дата принятия Комиссией Московского УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 077/01/10-19866/2020 — 05 марта 2021 года.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) заключается в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион») путем нарушения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии Объектом ПАО «Сбербанк России» по акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 13.03.2018 № 003776/ЗМУЭ, что противоречит положениям пункта 195 Основных положений, что в свою очередь привело к ущемлению интересов ПАО «Сбербанк России».

Ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность за совершенное административное правонарушение, не установлено.

В целях расчета административного штрафа Московским УФАС России определением о возбуждении дела № 077/04/14.31-11002/2021 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.02.2020 (исх. от 09.07.2021 № 40706/21) у ПАО «Россети Московский регион» были запрошены сведения о выручке филиала ПАО «Россети Московский регион» (структурного подразделения) на рынке по передаче электрической энергии по уровню напряжения точки(-ек) поставки ПАО «Сбербанк» за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, определенной в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со сведениями, представленными ПАО «Россети Московский регион» (вх. от 22.07.2021 № 61504-ЭП/21), для расчета административного штрафа используется выручка ПАО «Россети Московский регион» на рынке по передаче электрической энергии за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 160 375 521 000 рублей (без НДС).

Согласно сведениям, представленными ПАО «Россети Московский регион», размер выручки за услуги по передаче электрической энергии по 17 Ремонтно-эксплуатационному району УКС ЗО, обеспечивающему электроснабжения в том числе объекта ПАО «Сбербанк России», по уровню напряжения СН2, составил – 137 910 000 млн. руб.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьями 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, вычисляется на основе базового штрафа:

 

ПШ = БШ = (Шmax - Шmin ) : 2 + Шmin,

 

где:

 

БШ — базовый штраф;

Шmax — максимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией соответствующей нормы: три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;

Шmin — минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией соответствующей нормы: три тысячных размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;

 

Применительно к данному делу № 077/04/14.31-11002/2021 об административном правонарушении штраф рассчитывается следующим образом:

 

Шmax = 137 910 000 х 3 : 100 = 4 137 300;

 

Шmin = 137 910 000 х 3 : 1000 = 413730;

 

БШ = (4 137 300 – 413730) : 2 + 413730 = 2 275 515;

 

Таким образом,

 

ПШ = 2 275 515

 

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ установлено, что в соответствии с Методикой в целях соразмерности и обеспечения целей административного наказания штраф, подлежащий взысканию с ПАО «Россети Московский регион», составляет 2 275 515 (два миллиона двести семьдесят пять тысяч пятисот пятнадцать) рублей 00 копеек, что составляет 1,65 % суммы выручки ПАО «Россети Московский регион» от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей ПАО «Россети Московский регион» по уровню напряжения СН2 в границах 17 Ремонтно-эксплуатационному району УКС ЗО филиала ПАО «Россети Московский регион», в которых Решением установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, штраф, подлежащий применению в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, равен 2 275 515 (два миллиона двести семьдесят пять тысяч пятисот пятнадцать) рублей 00 копеек .

В письменных пояснениях (вх. от 22.07.202161504-ЭП/21) ПАО «Россети Московский регион» указывает, что для определения границ товарного рынка, в пределах которого совершено нарушение, нужно исходить из выручки оказанных услуг по передаче электрической энергии в пределах трансформаторной подстанции № 18444, от которой осуществлялось потребление электрической энергии Объектом Выручка от оказанных услуг по передаче электрической энергии в пределах указанной трансформаторной подстанции составила 1 039 246 рубей (без НДС).

Вместе с тем необходимо отметить следующее.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции определено, что под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Продуктовые и географические границы рынка определены Московским УФАС России при рассмотрении дела № 077/01/10-19866/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением по делу № 077/01/10-19866/2020 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «Россети Московский регион» признано занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы.

Таким образом, в данном случае определение географических границ указанного рынка не должно быть ограничено границами месторасположения энергопринимающих устройств и объекта электросетевого хозяйства, посредством которого осуществлено технологическое присоединение потребителя.

Сужение географических границ до границ месторасположения энергопринимающих устройств и объекта электросетевого хозяйства, посредством которого осуществлено технологическое присоединение потребителя, противоречит вышеизложенным положениям.

Как было указано ранее, должностным лицом в целях назначения соразмерного административного штрафа учтены положения Методики, а именно подпункта 2 раздела 9, которым установлено, что при определении географических границ рынка при расчете оборотного штрафа определяется минимальная территория из перечисленных в данном пункте: территория деятельности всей организации; территория деятельности в границах субъекта Российской Федерации, где совершено нарушение; территория ее филиала (в случае его наличия), где совершено нарушение.

В данном случае минимальными и подтвержденными географическими границами является территория деятельности 17 Ремонтно-эксплуатационного района УКС ЗО филиала ПАО «Россети Московский регион».

Сужение географических границ до границ трансформаторной подстанции, посредством которой осуществлено технологическое присоединение объекта потребителя, противоречит положениям статьи 14.31 КоАП РФ и Методики, не обеспечивает реализацию административного наказания, не соответствует целям, превенции и характеру совершенного правонарушения, поскольку объективную сторону совершенного правонарушения составляет не нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, при котором сетевая организация не исполняет свои обязательства по договору, а злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион»), путем нарушения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии Объектом ПАО «Сбербанк России» по акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 13.03.2018 № 003776/ЗМУЭ, что противоречит положениям пункта 195 Основных положений, что в свою очередь привело к ущемлению интересов ПАО «Сбербанк России».

На основании изложенного ответственность за совершение действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, несет ПАО «Россети Московский регион».

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь частью 3 статьи 4.1, статьей 14.31, статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

  1. ПОСТАНОВИЛ:

  2. Признать ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114,г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить административное наказание в соответствии с данной нормой в размере 2 275 515 (два миллиона двести семьдесят пять тысяч пятисот пятнадцать) рублей 00 копеек.

  3. В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

  4. Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

  5. В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам с указанием УИН, содержащегося в образце платежного поручения, приложенного к настоящему постановлению:

  1. Получатель:

  1. ИНН 7706096339 КПП 770101001

  2. УФК по г. Москве (для Московского УФАС

  3. России, л/с 04731324890)

  1. Банк получателя:

  1. ГУ Банка России по ЦФО

  2. р/с 40102810545370000003

  3. БИК 004525988

  4. ОКТМО 45375000

  1. Назначение платежа:

  1. КБК 161 1 16 01141 01 0031 140

  2. Административный штраф, зачисляемый в

  3. Федеральный бюджет по Постановлению

  4. 077/04/14.31-11002/2021

 

  1. Копии документов, подтверждающих оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в должностному лицу, вынесшему постановление, в письменном виде по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, д. 4 стр. 1, 107078, или в электронном виде на адрес электронной почты: to77@fas.gov.ru.

  2. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

  3. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

  4. Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

  5. Приложение: образец платежного поручения на 1 л. в 1 экз.

 

 

 

Заместитель руководителя

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны