Решение б/н б/а от 24 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение от 19.01.2022 антимонопольного органа по делу 077/07/00-280/2022 признано незаконным на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2022 по делу А40-84586/2022 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/e520dc37-45c8-4291-a005-8be53e19df7c/d8b63887-0ac5-4f4e-bc1a-72f3c41d6d4e/A40-84586-2022_20221010_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True). Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 №№ 09АП-83651/2022, 09АП-83652/2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменений (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/e520dc37-45c8-4291-a005-8be53e19df7c/7b10c08f-a0bb-4f45-aab9-4d1eea351092/A40-84586-2022_20230117_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True)

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-280/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.01.2022                                                                                                        г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

членов Комиссии:

при участии посредством видеоконференцсвязи Заявителя (лично), а/у "...",

рассмотрев жалобу ИП "..." (далее также — Заявитель, должник) на действия арбитражного управляющего "..." (далее также — Организатор) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 7819756, лот №1, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, перенаправленная письмом ФАС России от 11.01.2022 №04/434/22.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Таким образом, проведение спорных Торгов является обязательным в силу Закона о банкротстве, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводится в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.

При этом согласно части 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает, что в заявке присутствует ложная информация о должнике. А именно, Заявитель отмечает, что Организатор открыл счет для перечисления задатка и денежных средств от продажи имущества на свое имя, мотивируя данное действие смертью должника, что не является действительностью.

Вместе с тем, Заявитель указывает, что в соответствии с Положением о продаже предмета залога информация о торгах и продаже имущества в обязательном порядке должна быть размещена на ресурсе avito.ru, что было проигнорировано организатором торгов.

Так же Заявитель отмечает, что сведения о заключении договора купли-продажи в отношении идентификационных данных покупателя/участника торгов, размещенных на сайте ЕФРСБ, не соответствуют данным Протокола об определении участников торгов.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Частью 4 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае не заключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения (часть 4 статьи 139 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Рассмотрев доводы жалобы в части оспаривания нарушений приема задатков, а также указанной недостоверной информации о смерти должника, Комиссия приходит к следующим выводам.

Решением Арбитражного суда Московской области от 15.02.2021г. (резолютивная часть объявлены 13.01.2021г., судья "...") по делу № А41-59302/2019 Гражданка РФ (индивидуальный предприниматель) "..." (дата рождения: 13.06.1966г., место рождения: г. Великий Устюг Вологодской области, ИНН "...", ОГРНИП "...", адрес регистрации: "...") признана несостоятельной (банкротом) и в отношении неё введена процедура реализации имущества гражданина сроком на 6 месяцев. Финансовым управляющим утвержден "...".

Сообщение о проведении торгов № 7819756  опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 07.12.2021.

Дата и время начала подачи заявок на участие в торгах – 08.12.2021 00:00;

Дата и время окончания приема заявок на участие в торгах – 23.02.2022 00:00.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

В соответствии с частью 10 статьи 110 Закона о банкротстве, в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:

- сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

- сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

- требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

- условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

- порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

- порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

- начальная цена продажи предприятия;

- величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

- порядок и критерии выявления победителя торгов;

- дата, время и место подведения результатов торгов;

- порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

- сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

- сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.

Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 40.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60, для обеспечения исполнения обязанности должника по возврату задатков, перечисляемых участниками торгов по реализации имущества должника, конкурсный управляющий по аналогии с пунктом 3 статьи 138 Закона о банкротстве открывает отдельный банковский счет должника.

Комиссией установлено, что на сайте электронной торговой площадки в информации о проведении торгов указано, что  реквизиты для оплаты цены имущества: расчетный счет "..." (RUR), Банк получателя: АО «Альфа-Банк», г. Москва, БИК: "...", Кор. Счет: "...", ИНН Банка: "...", КПП Банка: "...". Получатель денежных средств при проведении платежа (организатор торгов): "...", ИНН 230213747031 (счет организатора торгов используется в связи со смертью должника).

Комиссия обращает внимание, что конкурсный управляющий в силу п. 1 ст. 133 Закона о банкротстве обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Проект договора купли-продажи имущества или предприятия должника и подписанный квалифицированной электронной подписью организатора торгов договор о задатке, представленные организатором торгов оператору электронной площадки, размещаются оператором электронной площадки на электронной площадке в открытом доступе в соответствии с подпунктом «б» пункта 8.1 настоящего Порядка.

Между тем, Комиссия обращает внимание, что в соответствии с частью 20 статьи 110 Закона о банкротстве для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Оператор электронной площадки заключает с заявителями договоры о задатке.

Относительно указания смерти должника, представитель Организатора на заседании Комиссии отметил, что действительно была допущена техническая ошибка при копировании иных торгов в виде ссылки на факт смерти должника, однако данная ошибка не могла никак повлиять на ход и результаты проведения торгов.

При этом необходимость использование расчетного счета организатора была вызвана, как указал Организатор, недобросовестными действиями самого Заявителя жалобы.

В рассматриваемом случае Комиссия усматривает в действиях Организатора торгов нарушение пункта 1 статьи 133 Закона о банкротстве, пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве.

При этом обязательное для исполнения предписание не выдается, поскольку данное нарушение не повлияло на возможность перечисления задатка участниками.

Согласно второму доводу жалобы, относительно не опубликования информации о торгах на сайте avito, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 11.3 Положения о порядке, сроках и условиях продажи предмета залога — имущества должника "..." в рамках дела о банкротстве A41-59302/2019, указано следующее.

К участию в торгах допускаются физические и юридические лица, своевременно подавшие заявку и представившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем, объявленным в сообщении о проведении торгов путем публичного предложения.

Не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты проведения торгов организатор торгов опубликовывает сообщение о торгах путем включения в ЕФРСБ сообщения о проведении торгов путем публичного предложения в порядке, установленном статьей 213.7 Закона о банкротстве и пункте 6.4. настоящего Положения. Также сообщение о продаже Имущества путем публичного предложения подлежит публикации на Интернет-ресурсе www.avito.ru.

Сведения о проведении торгов также публикуются на Электронной площадке.

Вместе с тем публикация на avito не является обязанностью Организатора в силу действующего законодательства о банкротстве.

В связи с чем Комиссия признает данный довод Заявителя необоснованным.

Относительно довода Заявителя о том, что сведения о заключении договора купли-продажи в отношении идентификационных данных покупателя/участника торгов, размещенных на сайте ЕФРСБ, не соответствуют данным Протокола об определении участников торгов, Комиссия отмечает следующее.

В силу положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы именно в контексте соблюдения прав лиц, в том или ином статусе участвующих (или имеющих возможность принять участие) непосредственно в самой процедуре проведения торгов, но не лиц, связанных, например, с реализуемым на торгах имуществом, но в самих торгах не участвующих.

Поскольку из содержания жалобы следует, что заявитель является должником по реализуемому на торгах имуществу, в свою очередь антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы на действия организаторов торгов от лиц, чьи права и законные интересы напрямую затрагиваются, при этом такие права должны касаться участия в оспариваемых торгах, то есть жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции подлежат рассмотрению исключительно от лиц потенциально имеющие возможность принять участие в торгах.

Кроме того, Управление сообщает, что в соответствии с пунктом 5 статьей 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

Так, в контексте предмета обжалования в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заинтересованным лицом следует признать любое лицо, имеющее право на участие в Торгах, а также материальный интерес к таким торгам и возможность участия в них.

Учитывая изложенное, права и законные интересы Заявителя не могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения Торгов в контексте предмета обжалования в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель в данном случае не являлся ни претендентом, ни участником обжалуемых Торгов.

Однако в настоящем деле заявитель не может быть участником торгов, в связи с чем данный довод жалобы остается без рассмотрения.

При этом Комиссия отмечает, что в данном случае, как было установлено на заседании Комиссии, участвовал Агент в интересах Принципала.

В связи с чем сведения о заключении договора купли-продажи в отношении идентификационных данных покупателя/участника торгов, размещенных на сайте ЕФРСБ, не соответствуют данным Протокола об определении участников торгов.

Таким образом, с учетом конкретных фактических обстоятельств, Комиссия в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов в части не согласия с перечислением задатков — обоснованной, в части не опубликования информации о торгах на сайте avito.ru – необоснованной, в остальной части без рассмотрения.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пункта 10 статьи 110, пункта 1 статьи 133 Закона о банкротстве.

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны