Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 077/05/5-17580/2022 от 31 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 077/05/5-17580/2022

«28» марта 2023 года г. Москва


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>

членов Комиссии: <...><...>

рассмотрев дело № 077/05/5-17580/2022, возбужденное в отношении <...> относительно распространения 19.08.2022 на стене дома по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 34, рекламной листовки об услугах по дезинфекции помещений от клопов и тараканов ГУП Центр Санитарной обработки НИИДезР. Запись по телефону + 7 (499) 444-14-05, с признаками нарушения пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе),

в отсутствие <...> (уведомлен надлежащим образом),


 

УСТАНОВИЛА:


 

Дело № 077/05/5-17580/2022 возбуждено в отношении <...> на основании заявления физического лица и материалов по факту распространения 19.08.2022 на стене дома по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 34, рекламной листовки об услугах по дезинфекции помещений от клопов и тараканов ГУП Центр Санитарной обработки НИИДезР. Запись по телефону + 7 (499) 444-14-05.

В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, а также содержащей недостоверные сведения относительно природы рекламируемой деятельности.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая реклама распространялась на стене дома по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 34, то есть в общественном месте.

Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы.

Каких-либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц- потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В настоящем случае объектом рекламирования являются услуги по дезинфекции помещений.

На основании изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, что сторонами по делу не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, которая содержит недостоверные сведения о любых характеристиках товара, в


 

том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее Постановление Пленума ВАС РФ № 58), информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности, заявленных в ней сведений.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Московского УФАС России установлено следующее.

Реклама содержит следующие фразы: «ГУП Центр Санитарной обработки НИИДезР», «субсидия выделяется при поддержке администрации района», а также изображение Герба города Москвы - одного из официальных символов субъекта Российской Федерации города Москвы и гербовая печать с нанесением на нее текста

«Санэпидемстанция г. Москвы и Моск. Обл.».

В первой части наименования организации содержится аббревиатура «ГУП», которую принято расшифровывать как «государственное унитарное предприятие», тем самым, использование данной аббревиатуры указывает на отношение лица к федеральным органам государственной власти или органам государственной власти субъектов РФ. Ассоциация, которая может возникнуть у потребителя при использовании указанной аббревиатуры также усиливается наличием на листовке официальной государственной символики города Москвы.

Более того, в г. Москве зарегистрировано Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский городской центр дезинфекции» (ОГРН 1037739394990, ИНН 7716082078, 129337, г. Москва, ш. Ярославское, Д.9),

действующее на территории города с 2003 года и осуществляющее деятельность по дезинфекции, дезинсекции, дератизации зданий, промышленных оборудований (81.29.1


 

ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), учредителем которого является Департамент городского имущества г. Москвы.

Сходство в вербальной и невербальной составляющих рекламы и предлагаемых услуг могут ввести потребителя в заблуждение не только о причастности организации к государственным органам, но и к конкретной организации.

Во второй части содержится аббревиатура «НИИДезР», под которой замаскировано сокращение наименования Научно-исследовательского института дезинфектологии (НИИД), входящего в структуру Федерального бюджетного учреждения науки «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) (ОГРН 1025003522323, ИНН 5029009397, 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Семашко, д. 2), осуществляющее деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы (86.90.2 (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), что также создает возможность введения потребителя в заблуждение о причастности организации к государственным органам и научному центру при Роспотребнадзоре.

Из буквального прочтения вышеуказанных фраз и изображений следует, что рекламное объявление содержит в себе информацию о возможности граждан обратиться по указанному в объявлении телефону в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, данная реклама побуждает потребителей думать, что при обращении по указанному номеру телефона они обратятся в государственную организацию, подведомственную и/или причастную к Правительству г. Москвы и Роспотребнадзору, которая осуществляет деятельность по санитарной обработке помещений.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе нарушения пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно сведениям ООО «Манго Телеком», указанный в листовке телефонный номер + 7(499)444-14-05 принадлежит физическому лицу - <...>

Деятельность по оказанию санитарных услуг осуществляется физическим лицом, но не государственным органом, что также не указано в рекламе.

Таким образом, 19.08.2022 на стене дома по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 34, распространялась рекламная листовка об услугах по дезинфекции помещений от клопов и тараканов ГУП Центр Санитарной обработки НИИДезР. Запись по телефону + 7 (499) 444-14-05, с признаками нарушения пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о


 

рекламе), выразившегося в распространении рекламы, содержащей недостоверные сведения относительно природы рекламируемой деятельности, а также о лице, оказывающем рекламируемые услуги.

Ответственность за нарушение части 3 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Владельцем телефонного номера + 7 (499) 444-14-05 является физическое лицо - <...> Следовательно, Комиссия полагает обоснованным считать, что кроме как у <...>, мотива и причины распространять рекламную листовку, не имелось. А равно <...> был заинтересован в продвижении собственных услуг, в связи с чем признается рекламодателем. Обратного стороной по делу не доказано.

Согласно пункту 49 Правил, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско- правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского УФАС России


 

РЕШИЛА:


 

  1. Признать <...> нарушившим требования пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении 19.08.2022 на стене дома по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 34, рекламной листовки об услугах по дезинфекции помещений от клопов и тараканов ГУП Центр Санитарной обработки НИИДезР. Запись по телефону + 7 (499) 444-14-05, содержащей не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, в которой также отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре.

  2. Выдать <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

 

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии <...><...><...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны