Решение №37480/22 б/а от 18 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10512/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
13.07.2022                                                                                               г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

"....."

членов Комиссии:

"....."

"....."

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ФБУ «Учебно-методический кабинет» Ростехнадзора, АО «Почта России»,

рассмотрев жалобу ФБУ «Учебно-методический кабинет» Ростехнадзора (далее также - Заявитель) на действия АО «Почта России» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание образовательных, научно-методических, организационных и информационно-консультационных услуг по вопросам управления трудовыми ресурсами, а именно оказание услуг по сопровождению и организации обучения и проверке знаний по охране труда, промышленной безопасности, электробезопасности, экологической безопасности для членов аттестационных комиссий, руководителей и специалистов АО «Почта России» (реестровый № 32211493879, далее - Закупка) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с положениями документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает установленные Заказчиком два подкритерия оценки заявок по нестоимостному критерию «Качество технического предложения и квалификация участника закупки»:

1 Подкритерий: «Общая и профессиональная характеристика Участника, в т.ч. членство в СРО организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Так, в обоснование своей позиции Заявитель отмечает, что образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, не входят в перечень организаций, для которых членство в СРО обязательно.

По мнению Заявителя установление в документации о закупке в качестве предмета оценки наличия у участника закупки членств в СРО в определенной области влечет ограничение количества участников закупки, поскольку данный показатель критерия не направлен на оценку предлагаемых участниками наилучших условий оказания услуг, не соответствует предмету конкурса, а также не соотносится с условиями закупки.

2 Подкритерий: «Общая и профессиональная характеристика Участника, в т.ч. страхование профессиональной ответственности на сумму не менее 30 млн. рублей».

По мнению Заявителя, оценивать участников по сумме страхового возмещения является неуместным и приводит к ограничению конкуренцию среди участников.

На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что между предоставляемыми сведениями и количеством присваиваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, т.е. определенное количество присваиваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с интервалами их изменений или используемой формулой.

Однако, как указывает Заявитель, в документации предусмотрено выставление баллов только за наличие документа или его отсутствие.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Как следует из материалов дела, 23.06.2022 Заказчик на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание образовательных, научно-методических, организационных и информационно-консультационных услуг по вопросам управления трудовыми ресурсами, а именно оказание услуг по сопровождению и организации обучения и проверке знаний по охране труда, промышленной безопасности, электробезопасности, экологической безопасности для членов аттестационных комиссий, руководителей и специалистов АО «Почта России».

Начальная цена контракта: 49 899 999,96 руб.

Дата начала подачи заявок на участие в конкурсе: 24.06.2022.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в конкурсе: 11.07.2022 в 11:00.

Так в приложении к Информационной карте Документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки:

№ п/п

Критерии

Весовое значение/условие применения

1

Цена договора - БЦ

значимость критерия Ц i – 30%

2

Качество технического предложения и квалификация участника закупки – БТ

значимость критерия Т i – 50%

 

3.

Общая сумма всех исполненных договоров на оказание одноименных услуг – БОсд

значимость критерия - Осд I - 15%

4.

Обеспеченность кадровыми ресурсами – БК

значимость критерия Кi - 5 %

Разделом 2 Приложения к Информационной карте установлен порядок оценки по нестоимостному критерию «Качество технического предложения и квалификация участника закупки» – БТi (значимость критерия – 50 %).

Критерий БТi оценивается членами закупочной комиссии, в том числе исходя из степени превышения качества технического предложения и квалификации участника закупки над соответствующими характеристиками, указанными в документации о закупке.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Качество технического предложения и квалификация участника закупки», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов закупочной комиссии, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию.

«Качество технического предложения и квалификация участника закупки», определяется по формуле:

БТi

где:

БТi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Eik - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в закупке по k-му подкритерию, где k - количество установленных подкритериев.

Для получения значения в баллах по критерию (подкритерию) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами закупочной комиссии по критерию (подкритерию).

Оценка заявки коллективного участника по подкритериям №№ 1, 2 производится в следующем порядке: в соответствии с установленными подкритериями оценки проводится общая оценка заявки коллективного участника, которая рассчитывается по лучшему показателю из показателей, представленных всеми лицами, входящими в состав коллективного участника.

Оценка заявки коллективного участника по подкритерию № 3 производится в следующем порядке: в соответствии с установленными подкритериями оценки проводится оценка одного единого предложения, поданного от имени коллективного участника.

Для оценки заявок по критерию «Качество технического предложения и квалификация участника закупки» используются следующие подкритерии:

1. Общая и профессиональная характеристика Участника, в т.ч. членство в СРО организаций, оказывающих услуги в области охраны труда - Максимальное количество баллов 15.

2. Общая и профессиональная характеристика Участника, в т.ч. страхование профессиональной ответственности на сумму не менее 30 млн. рублей - Максимальное количество баллов 15.

3. Качество технического предложения - Максимальное количество баллов 70.

Заявитель в своей жалобе выразил не согласие по первым двум подкритериям, а именно:

Наименование подкритерия

Предоставляемые

документы для оценки

Кол-во баллов

 

1

Общая и профессиональная характеристика Участника, в т.ч.

членство в СРО организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

 

В рамках подкритерия необходимо представить следующие подтверждающие документы:

копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (СРО) о членстве в СРО организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Письмо подтверждение, заверенное руководителем СРО о членстве в СРО на момент участия в конкурсе.

Максимальное количество баллов - 15.

Членство в СРО организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Действующее участие - 15 баллов;

Отсутствие статуса действующего участника – 0 баллов.

 

2

Общая и профессиональная характеристика Участника, в т.ч.

страхование профессиональной ответственности на сумму не менее 30 млн. рублей.

Копия действующего полиса страхования профессиональной ответственности на сумму не менее 30 млн. рублей.

Максимальное количество баллов - 15.

Наличие полиса страхования профессиональной ответственности на сумму не менее 30 млн. рублей

Наличие – 15 баллов

Отсутствие – 0 баллов

Комиссия отмечает, как видно из таблицы, отсутствие указанных документов для оценки заявок не является ее отклонением.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что членство в СРО говорит о профессионализме организации, что дает Заказчику гарантии о надежности данного участника, увеличивает доверие к качеству выполненных услуг при заключении договора, поскольку работники предприятий, вступивших в СРО, могут принимать участие в профессиональных обучающих программах и регулярно повышать квалификацию в образовательной системе СРО. Кроме того, членство участников в СРО дает такие преимущества как взаимодействие с Минтрудом, совершенствование правовой основы, регулирование взаимоотношений участников внутри рынка, сопровождение при аудите со стороны контрольных органов, правовую поддержку, информационную помощь и т.д., что также подтверждает Заказчику, что услуги по договору будут оказаны надлежащим и качественным образом, чем минимизирует риски Заказчика исходя из объема и сложности предмета закупки.

Заказчик пояснил, данное требование установлено в соответствии с потребностью Заказчика и связано с надлежащим исполнением условий договора, никаким образом не ограничивает конкуренцию, поскольку данный критерий относится не к допуску участника, а является непосредственно критерием оценки с максимальным баллом, в случае членства в СРО – 15 баллов из 100.

Более того, Заказчиком в документации не конкретизировано членство в определенном СРО. Заказчик также подчеркнул, что исходя из данных опубликованных в открытых источниках множество организаций отвечают установленному критерию оценки, т.е. имеют членство в СРО по предмету закупки. В качестве примера сведения о СРО и количество зарегистрированных участников сведены Заказчиком в таблицу:

Наименование СРО

Количество зарегистрированных участников

Ассоциация саморегулируемая организация «Единый центр специалистов по охране труда»

381

Ассоциация саморегулируемая организация «Объединение организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»

78

НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА

83

Относительно подкритерии 2 «Общая и профессиональная характеристика Участника, в т.ч. страхование профессиональной ответственности на сумму не менее 30 млн. рублей» Заказчик пояснил, что данный подкритерий установлен в качестве оценки профессиональной характеристики (квалификации) участника закупки, с максимальным количеством баллов – 15 из 100 баллов по критерию.

Сумма полиса страхования профессиональной ответственности установлена относительно начальной (максимальной) цены договора (49 899 999 руб., 96 коп.), с целью минимизации рисков Заказчика.

Также Заказчик отметил, что указанные требования установлены в целях гарантии исполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Комиссия отмечает, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В свою очередь, относительно подкритерия «Общая и профессиональная характеристика Участника, в т.ч. членство в СРО организаций, оказывающих услуги в области охраны труда», Комиссия отмечает, что предметом закупки является - оказание образовательных, научно-методических, организационных и информационно-консультационных услуг по вопросам управления трудовыми ресурсами, а именно оказание услуг по сопровождению и организации обучения и проверке знаний по охране труда, промышленной безопасности, электробезопасности, экологической безопасности для членов аттестационных комиссий, руководителей и специалистов АО «Почта России».

Частью 5 Технического задания аукционной документации предусмотрено описание характеристик оказываемых услуг, которые включают в себя в том числе:

Услуга по сопровождению и организации обучения оказывается в течение 1095 дней (3 года).

Объем услуги является прогнозным (Приложение № 3 к ТЗ) и корректируется (без изменения условий договора) в процессе исполнения услуги в части сопровождения для обеспечения исполнения условий услуги по достижению результата - обучения и проверка знаний по охране труда, промышленной безопасности, электробезопасности, экологической безопасности для членов аттестационных комиссий, руководителей и специалистов АО «Почта России» с оформлением документов и выдачей удостоверений о пройдённом обучении работников, справок о проведении предаттестационной подготовки по промышленной безопасности и электробезопасности, свидетельств в соответствии с требованиями законодательных актов РФ.

Обучение проходят все члены аттестационных комиссий, руководители и специалисты, осуществляющие инструктаж на рабочем месте, количество и структура комиссий определяется Исполнителем и Заказчиком в зависимости от организационной структуры АО «Почта России».

Максимальное количество членов аттестационных комиссий и руководителей и специалистов, осуществляющих инструктаж на рабочем месте 72 000 человек.

Максимальное количество человек, направляемых на очное обучение, 3000 человек.

Пунктом 5.2 установлено, обучение и проверка знаний по охране труда, промышленной безопасности, электробезопасности, экологической безопасности для членов аттестационных комиссий и работников АО «Почта России» по следующим направлениям:

№ п/п

Наименование услуги

1

Требования охраны труда при эксплуатации электроустановок (приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 903н)

2

Требования охраны труда при выполнении работ на объектах связи (приказ Минтруда от 07.12.2020 № 867н)

3

Требования охраны труда на автомобильном транспорте (приказ Минтруда России от 09.12.2020 № 871н)

4

Требования охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (приказ Минтруда России от 28.10.2020 № 753н)

5

Требования охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями (приказ Минтруда России от 27.11.2020 № 835н)

6

Требования охраны труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (приказ Минтруда России от 17.12.2020 № 924н)

7

Требования охраны труда при работе на высоте (приказ Минтруда России от 16.11.2020 № 782н)

8

Требования охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта (приказ Минтруда России от 18.11.2020 № 814н)

9

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ

10

Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 № 116-ФЗ

Частью 6 Технического задания аукционной документации предусмотрены требования к порядку оказания услуг.

Пунктом 6.1.1. установлено, что оказание услуг по соответствующему направлению должно быть проведено в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, национальными и международными стандартами, регламентами, правилами оказания Услуг.

Проанализировав представленные на рассмотрение материалы и сведения, Комиссия отмечает, организации оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, а также Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н (далее - Правила № 205н).

Согласно пункту 2 Правил № 205н аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в целях: подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда; подтверждения полномочий организаций оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы; обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.

Таким образом, Заказчик по аналогии права, правомерно включил в перечень наличие у организации участника закупки соответствующей аккредитации, что не противоречит действующему законодательству.

Комиссия повторно подчеркивает, что отсутствие соответствующей аккредитации не влечет отклонение заявки, а позволяет получить дополнительные 15 баллов.

Положениями Приказа № 205н предусмотрен перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация:

1. Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

2. Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

Как следует из технического задания, для членов аттестационных комиссий, руководителей и специалистов АО «Почта России» будет проводиться сопровождение и организация обучения сотрудников, в том числе по охране труда.

Как следует из вышеизложенного, данное установленное требование коррелируется с описанием объекта закупки и с техническим заданием Заказчика, что противоречит выводу заявителя относительно того, что данный показатель критерия не соответствует предмету конкурса, не соотносится с условиями закупки.

Относительно подкритерия «Общая и профессиональная характеристика Участника, в т.ч. страхование профессиональной ответственности на сумму не менее 30 млн. рублей», Комиссия отмечает, что данный подкритерий относится к деловой репутации участника, в качестве оценки профессиональной квалификации участника закупки, поскольку полис страхования ответственности, является гарантией безопасности для Заказчика и как отметил Заказчик установлен с целью минимизации рисков.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что отсутствует норма права, обязывающая Заказчика устанавливать пропорциональную зависимость в порядке оценки заявок на участие в конкурсе.

Пропорциональная зависимость не во всех случаях позволяет выявить лучшее предложение, в связи с чем, даже Закон о контрактной системе не предъявляет к порядку оценки заявок требование пропорциональности.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

При этом, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленные Заказчиком критерии оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 № 305-ЭС21-21513 по делу № А40-265434/2020.

Комиссия также отмечает, что непредставление таких документов не влечет отклонение заявки.

Не являясь условием допуска к участию, данные документы учитываются Заказчиком только в рамках оценочной стадии.

Действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих прав оспариваемыми подкритериями Заявителем Комиссии не представлено.

Заявитель также на заседании Комиссии отметил, что заявку на участие в процедуре не подавал. В материалы дела не представлено доказательств наличия действительного (а не мнимого) интереса участия в оспариваемой Закупке.

Комиссия отмечает, со стороны Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что обжалуемые подкритерии оценки заявок на участие в Конкурсе включены с целью ограничения конкуренции, предоставления кому-либо из участников Конкурса необоснованных преимуществ, а также приводят или могут привести к ограничению конкуренции, либо к нарушению принципов, установленных в Законе о закупках.

Мотивированных пояснений о том, каким нормам Закона о закупках противоречат обжалуемые подкритерии оценки, Заявителем не представлено.

Доказательств, подтверждающих, что установление данных подкритериев оценки не позволило Заявителю принять участие в Конкурсе также не представлено.

Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что ограничение конкуренции в настоящем случае не доказано.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ФБУ «Учебно-методический кабинет» Ростехнадзора (ОГРН: 1027700400200, ИНН: 7723320277) на действия АО «Почта России» (ОГРН: 1197746000000, ИНН: 7724490000) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 11.07.2022 № ЕИ/36382/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны