Решение б/н б/а от 22 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-2508/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров

17.02.2022                                                                                                  г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
..........
при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «Беливер»,  РЭУ им. Г.В. Плеханова ,
рассмотрев жалобу ООО «Беливер» (далее - Заявитель) на действия РЭУ им. Г.В. Плеханова (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку канцелярских товаров для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (реестровый № 32211083626) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:


В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, пояснил, что заявка Заявителя отклонена правомерно в связи с предоставлением недостоверных сведений в отношении предлагаемого к поставке Товара по позиции 76 Технического предложения.
    Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
    В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
    В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
    Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Комиссией установлено, что 31.01.2022 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку канцелярских товаров для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (реестровый                  № 32211083626) (далее – аукцион, процедура).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 09.02.2022 заявке Заявителя (номер заявки 11) было отказано в допуске для дальнейшего участия на основании п. 6.1.4.1 документации об открытом аукционе, а именно в нарушение требований документации об электронном аукционе участник закупки в представленной первой части заявки на участие в электронном аукционе не предоставляет достоверные технические характеристик товаров:
В п.76 «Ручка шариковая тип 5» участник указывает «Диаметр шарика 0.7 мм», вместе с тем указывает «Толщина линии письма 0.6 мм». Поскольку толщина линии письма стержня шариковой ручки напрямую зависит от диаметра шарика в пишущем узле, то при диаметре шарика 0.7 мм толщина линии письма должна составлять 0.5 мм. Таким образом, участник предоставил недостоверные сведения предлагаемого товара.
Так, пунктом 4.3 Закупочной документации установлены требования к содержанию и составу заявки.
Заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.
4.3.1. Первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями настоящей документации. Первая часть заявки подается в форме электронного документа на сайте ЭТП, должна быть представлена в доступном для прочтения формате (MS Word, MS Excel, PDF), подписана электронной подписью руководителя или уполномоченным этим руководителем лицом и должна содержать: 
4.3.1.1. заявка участника закупки на поставку товара должна содержать согласие:
а) на поставку товара, который указан в настоящей документации и в отношении которого в документации в соответствии с требованиями пункта 3 части 6.1 статьи 3 Федерального закона содержится указание на товарный знак, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона в электронной форме и указание наименования страны происхождения товара.
б) на поставку товара, который указан в настоящей документации и указание на товарный знак (при наличии) и наименование страны происхождения товара. 
в) на поставку товара, который указан в настоящей документации и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), наименование страны происхождения товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак (его словесное обозначение).
4.3.1.2. согласие на выполнение работ или оказание услуг, указанных в документации о проведении аукциона в электронной форме, на условиях, предусмотренных проектом договора (в случае, если осуществляется закупка работ или услуг).
4.3.1.3. заявка участника закупки на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать:
а) согласие, предусмотренное подпунктом 4.3.1.2.
б) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, 
о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, которое должно обеспечивать возможность однозначно установить соответствие описываемого товара требованиям, установленным Заказчиком – при необходимости;
При необходимости участник закупки в составе первой части заявки может представить эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается договор.
В соответствии с пунктом 2 Информационной карты количество поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги: 
в соответствии с условиями ЧАСТИ II. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ).
Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика: в соответствии с условиями ЧАСТИ II. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) и приложениями к настоящей документации.
Пунктом 76 Технического задания установлены следующие технические характеристики «Ручка шариковая тип 5»: 
Конструкция ручки - Неразбираемая; раскручивающаяся.
Тип покрытия пластикового корпуса ручки - глянцевое непрозрачное; матовое прозрачное; матовое непрозрачное.
Толщина линии письма - до 0.6 мм.
Цвет - черная.
Диаметр шарика — до 0.1 мм.
Материал корпуса ручки - Металлическая ручка; пластиковая ручка.
Согласно пункту 6.1.4.1 Закупочной документации комиссия не допускает участника закупки к участию в аукционе в электронной форме в случае непредставления информации, предусмотренной настоящей документацией, или предоставления недостоверной информации;
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлено техническое предложение, в котором был предложен товар по позиции 76 «Ручка шариковая тип 5» со следующими характеристиками: 
Конструкция ручки - Неразбираемая; раскручивающаяся.
Тип покрытия пластикового корпуса ручки - глянцевое непрозрачное; матовое прозрачное; матовое непрозрачное.
Толщина линии письма - 0.6 мм.
Цвет - черная.
Диаметр шарика — 0.7 мм.
Материал корпуса ручки - Металлическая ручка; пластиковая ручка.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что согласно информации справочника на сайте https://razmery.info «Толщина линии письма стержня шариковой ручки напрямую зависит от диаметра шарика в пишущем узле, например: узел с шариком диаметром 0.5 (мм) будет оставлять линию на бумаге толщиной 0.3 (мм), диаметром 0.7 (мм) – линию 0.5 (мм), диаметром 1.0 (мм) – линию 0.8 (мм)».
Кроме того, представленный Заявителем перечень шариковых ручек и крупнейших сетей поставщиков канцелярских товаров не соответствует требованиям документации, а именно: 
«Ручка шариковая Attache Indigo синяя (толщина линии 0.6 мм)»
- цвет чернил не соответствует требованиям «цвет черная». Кроме того, в заявке Заявителя указано, что «конструкция ручки неразбираемая», тогда как приведенный пример является ручкой многоразовой, соответственно ручкой, которую можно разобрать и заменить стержень.
«Ручка шариковая одноразовая Flair Angular синяя для левшей (толщина линии 0.6 мм)»
- Цвет чернил не соответствует требованиям «цвет черная». Кроме того, страна происхождения, указанная в заявке «Китай», а не «Индия».
В настоящем случае, оценив Техническое предложение Заявителя в частности характеристики позиции 76 «Ручка шариковая тип 5» на соответствие технических характеристик Технического задания, Комиссия установила, что технические характеристики предложенного Заявителем товара соответствуют техническим характеристикам, установленным в Техническом задании.
При этом на вопрос Комиссии Заказчик подтвердил соответствие технических характеристик предложенного Заявителем товара по позиции 76 «Ручка шариковая тип 5» требованиям Технического задания.
Таким образом, техническое предложение представленное Заявителем в составе заявки соответствовало требованиям Технического задания. 
    В свою очередь, Комиссия оценивает доводы Заказчика относительно предоставления недостоверных сведений в отношении технических характеристик  предлагаемого в поставке товара по позиции 76 критически, в связи с тем, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.
    При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения  несоответствующие действительности. 
    В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.
Комиссия отмечает, что ссылки Заказчика на сведения, содержащиеся в открытых источниках сети «Интернет» не могут служить доказательствами какого-либо обстоятельства, в связи с тем, что сайты сети «Интернет» не являются исчерпывающим источником информации (за исключением официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации), ввиду того, что информация размещенная на таких сайтах может быть кардинально изменена в любой момент, равно как и может не подлежать обновлению в течение длительного времени.
Комиссия также считает необходимым отметить, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны Заказчиком.
В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.
Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Заказчиком не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.
Доказательств обратного Заказчиком Комиссии не представлено.
Комиссия также принимает во внимание, что из 11 поданных на участие в Закупке заявок, 9 заявок отклонены за несоответствие Технического предложения, в том числе за предоставление недостоверных сведений в отношении предлагаемых в поставке Товаров.
В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя необоснованным и принятым не в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной и выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Беливер» (ИНН: 5018192687; ОГРН: 1185029001167) на действия РЭУ им. Г.В. Плеханова (ИНН: 7705043493; ОГРН: 1037700012008) при проведении закупки обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны