Решение б/н Решение от 29 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Соколову А.А.

<...>

РЕШЕНИЕ

по делу №077/05/5-13235/2023

«29» ноября 2023 года г. Москва

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по

г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России,

Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>й,

членов Комиссии: <...><...>й, <...>й,

рассмотрев дело № 077/05/5-13235/2023, возбужденное в отношении

Соколова А.А. (адрес: 121309, г. Москва, ул. Большая Филевская, д. 27, корп. 3, кв. 4)

пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О

рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении 01.08.2023

на стене дома по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 34, кв. 138, у входов

в подъезды №№ 1 – 4, рекламной листовки об услугах по дезинфекции помещений

от клопов и тараканов, проводимой от официальной государственной

Санэпидемстанцией по г. Москве и Московской области, с указанием подписи

Круглова П.П. и припиской ФГУП Санэпидемстанция по лиц. Роспотребнадзора,

Запись по телефону диспетчерской 8(499)110-91-75,

в отсутствие Соколова А.А. (уведомлен надлежащим образом, согласно номеру

почтового отправления - 80094390608690),

2023-57864

2

УСТАНОВИЛА:

Дело № 077/05/5-13235/2023 возбуждено в отношении Соколова А.А. на

основании заявления физического лица и материалов по факту распространения

распространении 01.08.2023 на стене дома по адресу: г. Москва, Ломоносовский

проспект, д. 34, кв. 138, у входов в подъезды №№ 1 – 4, рекламной листовки об

услугах по дезинфекции помещений от клопов и тараканов, проводимой от

официальной государственной Санэпидемстанцией по г. Москве и Московской

области, с указанием подписи Круглова П.П. и припиской ФГУП Санэпидемстанция

по лиц. Роспотребнадзора, Запись по телефону диспетчерской 8(499)110-91-75.

В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 20

части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы,

содержащей не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о

продавце рекламируемого товара, а также содержащей недостоверные сведения

относительно природы рекламируемой деятельности.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения

дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства,

применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается

информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с

использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и

направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование

или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть

заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной

стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта

рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для

неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице

или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама

направлена.

Рассматриваемая реклама распространялась на стене дома по адресу: г.

Москва, Ломоносовский проспект, д. 34, то есть в общественном месте.

Таким образом, установлено, что место и способ распространения

рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц

потребителей рекламы.

Каких-либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц-

потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.

2023-57864

3

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом

рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и

(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной

деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,

конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к

которым направлена реклама.

В настоящем случае объектом рекламирования являются услуги по

дезинфекции помещений.

На основании изложенного, рассматриваемая информация является рекламой,

что сторонами по делу не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть

добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама

не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается

реклама, которая содержит недостоверные сведения о любых характеристиках

товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении,

потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его

происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии,

знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности

товара.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, не

допускается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе

или о продавце рекламируемого товара.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики

применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее —

Постановление Пленума ВАС РФ № 58), информация, содержащаяся в рекламе,

должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у

потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве,

потребительских свойствах.

Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой

выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В

большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются

рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности

проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности, заявленных

в ней сведений.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Московского УФАС России установлено

следующее.

2023-57864

4

Реклама содержит следующие фразы: «проводится официальной

государственной Санэпидемстанцией по г. Москве и Московской области», с

указанием подписи «Круглова П.П.». и припиской «ФГУП Санэпидемстанция по

лиц. Роспотребнадзора», а также изображение Герба города Москвы - одного из

официальных символов субъекта Российской Федерации города Москвы.

В первой части наименования организации содержится аббревиатура «ФГУП»,

которую принято расшифровывать как «Федеральное государственное унитарное

предприятие», тем самым, использование данной аббревиатуры указывает на

отношение лица к федеральным органам государственной власти или органам

государственной власти субъектов РФ. Ассоциация, которая может возникнуть у

потребителя при использовании указанной аббревиатуры также усиливается

наличием на листовке официальной государственной символики города Москвы.

Из буквального прочтения вышеуказанных фраз и изображений следует, что

рекламное объявление содержит в себе информацию о возможности граждан

обратиться по указанному в объявлении телефону в федеральные органы

государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской

Федерации.

Таким образом, данная реклама побуждает потребителей думать, что при

обращении по указанному номеру телефона они обратятся в государственную

организацию, подведомственную и/или причастную к Правительству г. Москвы,

которая осуществляет деятельность по санитарной обработке помещений.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к

выводу о наличии в Рекламе нарушения пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Закона о

рекламе.

Ответственность за нарушение пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Закона о

рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем

является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект

рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно сведениям ООО «Манго Телеком», указанный в листовке

телефонный номер 8 (499) 110-91-75 принадлежит физическому лицу -

Соколову А.А.

Деятельность по оказанию санитарных услуг осуществляется физическим

лицом, но не государственным органом, что также не указано в рекламе.

Таким образом, 01.08.2023 на стене дома по адресу: г. Москва, Ломоносовский

проспект, д. 34, кв. 138, у входов в подъезды №№ 1 – 4, рекламной листовки об

услугах по дезинфекции помещений от клопов и тараканов, проводимой от

официальной государственной Санэпидемстанцией по г. Москве и Московской

области, с указанием подписи Круглова П.П. и припиской ФГУП Санэпидемстанция

2023-57864

5

по лиц. Роспотребнадзора, Запись по телефону диспетчерской 8(499)110-91-75, с

признаками нарушения пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от

13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в

распространении рекламы, содержащей недостоверные сведения относительно

природы рекламируемой деятельности, а также о лице, оказывающем

рекламируемые услуги.

Согласно пункту 49 Правил, при установлении факта нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях

прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному

(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении

нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 54 Правил добровольное устранение лицом (лицами)

совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не

выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе.

Сведения о продолжении распространения рекламы у антимонопольного

органа отсутствуют, а лицом, участвующим в деле, не представлены.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о

нецелесообразности выдачи предписания Соколову А.А., в чьих действиях

установлено нарушение положений Закона о рекламе.

При этом, в случае выявления новых фактов распространения данной рекламы

с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе заявитель не

лишен возможности подать в антимонопольный орган новое заявление.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в

соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Соколова А.А. (адрес: 121309, г. Москва, ул. Большая Филевская,

д. 27, корп. 3, кв. 4) нарушившим требования пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Закона о

рекламе при распространении 01.08.2023 на стене дома по адресу: г. Москва,

Ломоносовский проспект, д. 34, кв. 138, у входов в подъезды №№ 1 – 4, рекламной

листовки об услугах по дезинфекции помещений от клопов и тараканов, проводимой

от официальной государственной Санэпидемстанцией по г. Москве и Московской

области, с указанием подписи Круглова П.П. и припиской ФГУП Санэпидемстанция

по лиц. Роспотребнадзора, Запись по телефону диспетчерской 8(499)110-91-75,

содержащей не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о

продавце рекламируемого товара, в которой также отсутствует часть существенной

информации о рекламируемом товаре.

2023-57864

6

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу

Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об

административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,

предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации.

Председатель комиссии <...>а

Члены комиссии:

<...>а

<...>а

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны