Решение б/н Решение от 29 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFСоколову А.А.
<...>
РЕШЕНИЕ
по делу №077/05/5-13235/2023
«29» ноября 2023 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России,
Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <...>й,
членов Комиссии: <...><...>й, <...>й,
рассмотрев дело № 077/05/5-13235/2023, возбужденное в отношении
Соколова А.А. (адрес: 121309, г. Москва, ул. Большая Филевская, д. 27, корп. 3, кв. 4)
пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О
рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении 01.08.2023
на стене дома по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 34, кв. 138, у входов
в подъезды №№ 1 – 4, рекламной листовки об услугах по дезинфекции помещений
от клопов и тараканов, проводимой от официальной государственной
Санэпидемстанцией по г. Москве и Московской области, с указанием подписи
Круглова П.П. и припиской ФГУП Санэпидемстанция по лиц. Роспотребнадзора,
Запись по телефону диспетчерской 8(499)110-91-75,
в отсутствие Соколова А.А. (уведомлен надлежащим образом, согласно номеру
почтового отправления - 80094390608690),
2023-57864
2
УСТАНОВИЛА:
Дело № 077/05/5-13235/2023 возбуждено в отношении Соколова А.А. на
основании заявления физического лица и материалов по факту распространения
распространении 01.08.2023 на стене дома по адресу: г. Москва, Ломоносовский
проспект, д. 34, кв. 138, у входов в подъезды №№ 1 – 4, рекламной листовки об
услугах по дезинфекции помещений от клопов и тараканов, проводимой от
официальной государственной Санэпидемстанцией по г. Москве и Московской
области, с указанием подписи Круглова П.П. и припиской ФГУП Санэпидемстанция
по лиц. Роспотребнадзора, Запись по телефону диспетчерской 8(499)110-91-75.
В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 20
части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы,
содержащей не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о
продавце рекламируемого товара, а также содержащей недостоверные сведения
относительно природы рекламируемой деятельности.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения
дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства,
применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается
информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование
или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть
заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной
стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта
рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для
неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице
или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама
направлена.
Рассматриваемая реклама распространялась на стене дома по адресу: г.
Москва, Ломоносовский проспект, д. 34, то есть в общественном месте.
Таким образом, установлено, что место и способ распространения
рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц
потребителей рекламы.
Каких-либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц-
потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.
2023-57864
3
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом
рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и
(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной
деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,
конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к
которым направлена реклама.
В настоящем случае объектом рекламирования являются услуги по
дезинфекции помещений.
На основании изложенного, рассматриваемая информация является рекламой,
что сторонами по делу не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть
добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама
не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается
реклама, которая содержит недостоверные сведения о любых характеристиках
товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении,
потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его
происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии,
знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности
товара.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, не
допускается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе
или о продавце рекламируемого товара.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики
применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее —
Постановление Пленума ВАС РФ № 58), информация, содержащаяся в рекламе,
должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у
потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве,
потребительских свойствах.
Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой
выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В
большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются
рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности
проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности, заявленных
в ней сведений.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Московского УФАС России установлено
следующее.
2023-57864
4
Реклама содержит следующие фразы: «проводится официальной
государственной Санэпидемстанцией по г. Москве и Московской области», с
указанием подписи «Круглова П.П.». и припиской «ФГУП Санэпидемстанция по
лиц. Роспотребнадзора», а также изображение Герба города Москвы - одного из
официальных символов субъекта Российской Федерации города Москвы.
В первой части наименования организации содержится аббревиатура «ФГУП»,
которую принято расшифровывать как «Федеральное государственное унитарное
предприятие», тем самым, использование данной аббревиатуры указывает на
отношение лица к федеральным органам государственной власти или органам
государственной власти субъектов РФ. Ассоциация, которая может возникнуть у
потребителя при использовании указанной аббревиатуры также усиливается
наличием на листовке официальной государственной символики города Москвы.
Из буквального прочтения вышеуказанных фраз и изображений следует, что
рекламное объявление содержит в себе информацию о возможности граждан
обратиться по указанному в объявлении телефону в федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской
Федерации.
Таким образом, данная реклама побуждает потребителей думать, что при
обращении по указанному номеру телефона они обратятся в государственную
организацию, подведомственную и/или причастную к Правительству г. Москвы,
которая осуществляет деятельность по санитарной обработке помещений.
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к
выводу о наличии в Рекламе нарушения пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Закона о
рекламе.
Ответственность за нарушение пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Закона о
рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем
является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно сведениям ООО «Манго Телеком», указанный в листовке
телефонный номер 8 (499) 110-91-75 принадлежит физическому лицу -
Соколову А.А.
Деятельность по оказанию санитарных услуг осуществляется физическим
лицом, но не государственным органом, что также не указано в рекламе.
Таким образом, 01.08.2023 на стене дома по адресу: г. Москва, Ломоносовский
проспект, д. 34, кв. 138, у входов в подъезды №№ 1 – 4, рекламной листовки об
услугах по дезинфекции помещений от клопов и тараканов, проводимой от
официальной государственной Санэпидемстанцией по г. Москве и Московской
области, с указанием подписи Круглова П.П. и припиской ФГУП Санэпидемстанция
2023-57864
5
по лиц. Роспотребнадзора, Запись по телефону диспетчерской 8(499)110-91-75, с
признаками нарушения пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от
13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в
распространении рекламы, содержащей недостоверные сведения относительно
природы рекламируемой деятельности, а также о лице, оказывающем
рекламируемые услуги.
Согласно пункту 49 Правил, при установлении факта нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях
прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному
(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 54 Правил добровольное устранение лицом (лицами)
совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не
выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
Сведения о продолжении распространения рекламы у антимонопольного
органа отсутствуют, а лицом, участвующим в деле, не представлены.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о
нецелесообразности выдачи предписания Соколову А.А., в чьих действиях
установлено нарушение положений Закона о рекламе.
При этом, в случае выявления новых фактов распространения данной рекламы
с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе заявитель не
лишен возможности подать в антимонопольный орган новое заявление.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в
соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Соколова А.А. (адрес: 121309, г. Москва, ул. Большая Филевская,
д. 27, корп. 3, кв. 4) нарушившим требования пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Закона о
рекламе при распространении 01.08.2023 на стене дома по адресу: г. Москва,
Ломоносовский проспект, д. 34, кв. 138, у входов в подъезды №№ 1 – 4, рекламной
листовки об услугах по дезинфекции помещений от клопов и тараканов, проводимой
от официальной государственной Санэпидемстанцией по г. Москве и Московской
области, с указанием подписи Круглова П.П. и припиской ФГУП Санэпидемстанция
по лиц. Роспотребнадзора, Запись по телефону диспетчерской 8(499)110-91-75,
содержащей не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о
продавце рекламируемого товара, в которой также отсутствует часть существенной
информации о рекламируемом товаре.
2023-57864
6
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об
административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Председатель комиссии <...>а
Члены комиссии:
<...>а
<...>а