Решение (комиссия) б/н б/а от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14413/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

25.10.2023                                                                                                    г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Элит строй» (далее — Заявитель) на действия ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,  на право заключения договора на выполнение работ по ремонту потолков МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: г. Москва, Д/С №82, ул. Дружбы д. 4, корп. 2 (1 усл. ед) (223.АЭФ (МСП).377; Id 60732) (реестровый № 32312841704, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом ( заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель выражает несогласие с положениями закупочной документации.

По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил требование к исполнителю о наличии сотрудников, осуществляющих свою трудовую деятельность исключительно на основании трудового договора.

Согласно позиции Заявителя указанное требование приводит к ограничению числа участников, которые не имеют сотрудников в штате, а привлекают к работе лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера или субподрядчиков, а так же субподрядчиков, привлекающих к работе лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что Закупочная документация не содержит запрета на выполнение работ сотрудниками, исполняющих свои обязанности на основании договоров гражданско-правового характера.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки ( включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с требованиями Положения о закупке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», утвержденного заместителем министра науки и высшего образования Российской Федерации А.В. Нарукавниковым от 02.06.2021 (далее — Положение).

Извещение о проведении Закупки опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 10.10.2023. Дата начала срока подачи заявок: 10.10.2023.

Дата окончания срока подачи заявок: 19.10.2023.

НМЦ Закупки составляет 694 445,96 рублей.

Пунктом 8.2. Технического задания установлено, что после заключения договора подрядчик не позднее, чем за 2 рабочих дня до начала работ, должен предоставить заявку на допуск на объект с информацией о желаемой дате начала работ по установленной форме. Заявка предоставляется в Управление капитального и текущего ремонта объектов МГУ в комплекте из двух экземпляров по адресу г. Москва, Ленинские горы, д.1, главное здание МГУ, каб.1124. Часы приёма: понедельник - пятница с 09.00 до 16.00 часов.

Форма заявки на допуск на объект:

«Заявка на допуск на объект _________________________ (наименование и адрес объекта) для выполнения работ по Договору ______________ (номер и дата заключенного

Договора) компании _____________________ (наименование, адрес компании, тел., факс, ИНН) ответственное лицо за выполнение работ на объекте _______________ (ФИО, тел.,

е-mail ответственного лица от компании за выполнение работ на объекте)

Желаемая дата начала работ на объекте ______________________________.

ФИО

должность

Паспорт ные данные

(серия, номер,

дата и кем выдан)

Вид выполняем ых работ на объекте

Образование и реквизиты документов об образовании

Опыт работы по предмет у работ по договору

(в годах)

Опыт работы сотрудн

ика                        в

данной организ ации (дата начала работы)

Перечень документов, подтверждающ их квалификацию: документы об образовании, копии трудовых книжек, сертификаты, лицензии, удостоверения

и т.п.)

Благодарност и, отзывы о работе

В заявке должны быть указаны данные на всех лиц, привлекаемых к исполнению Договора на объекте, информация об их квалификации, опыте, оформлении в соответствии с требованиями законодательства РФ (трудовой договор, договор субподряда и т.п.). К заявке должны быть приложены документы, подтверждающие факт оформления персонала согласно действующему законодательству РФ и наличие у персонала установленных законом лицензий, удостоверений, допусков, необходимых для выполнения работ по Договору в соответствии с настоящим Техническим заданием.

До предоставления заявки на допуск на объект в указанной форме с предоставлением заверенных копий документов на всех сотрудников, допуск на объект не осуществляется. Срок исполнения Договора считается с момента, указанного в Договоре вне зависимости от даты предоставления заявки на допуск на объект со всеми необходимыми документами Подрядчиком.

Комиссия отмечает, что требования пункта 8.2. Технического задания не ограничивает участников в формах оформления сотрудников, привлекаемых к выполнению работ.

Перечень документов, подтверждающих оформление сотрудников не является исчерпывающим и допускает привлечение сотрудников, исполняющих свои обязанности на основании договора гражданско-правового характера.

Заказчик на заседании Комиссии также подтвердил указанные выводы Комиссии.

Таким образом, доводы изложенные в жалобе Заявителя не находят своего фактического подтверждения.

Согласно части 2 статьи 3.2. Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. Аналогичное положение установлено в пункте 3.3.1. Закупочной документации.

В свою очередь, Заявитель в адрес Заказчика запросов разъяснения положений Закупочной документации не направлял.

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить Положение о закупках документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки ( способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021 Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2- П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Элит строй» (ИНН: 7707458743, ОГРН: 1217700528803) на действия ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» (ИНН: 7729082090, ОГРН: 1037700258694) при проведении Закупки необоснованной.
  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.10.2023 № НП/44391/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны