Решение б/н б/а от 20 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9467/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


19.07.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «Матика» и ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ),

рассмотрев жалобу ООО «Матика» (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку продуктов питания (мясо, рыба, замороженные продукты) для нужд Московского колледжа транспорта. (ЭК 014/223/23-СМСП) (реестровый № 32312568887, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявителем оспаривается установленный документацией порядок оценки заявок.

Представители Заказчиков с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность довода, приведенного в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о Закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 10.07.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) была размещена информация о проведении Закупки.

Приложением № 1 к Информационной карте установлен следующий порядок оценки заявок участников.

Оценка заявок на участие в конкурсе по каждому лоту осуществляется на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в настоящем приложении 1 к части III «Информационная карта закупки», приведенных в нижеследующей таблице 1.

Оценка заявок на участие в закупке осуществляется путем определения итогового рейтинга в отношении каждой заявки участника закупки. Итоговый рейтинг каждой заявки участника закупки определяется как сумма рейтингов по каждому из подкритериев (при наличии), а затем по каждому критерию оценки заявок участников закупки, умноженному на коэффициент значимости по соответствующему критерию, равный значимости соответствующего критерия в процентах, деленному на 100. Сумма значимостей критериев оценки заявок участников закупки, установленных в настоящей документации, составляет 100 процентов.

Рейтинг по каждому подкритерию (при наличии) и критерию определяется в соответствии с формулами, приведенными в настоящем разделе. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Сопоставление заявок участников закупки осуществляется путем присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения итогового рейтинга заявки. Заявке участника закупки, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер. При равных итоговых рейтингах нескольких заявок меньший номер присваивается заявке, которая была подана участником закупки раньше других.

Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

Таблица 1

п/п

Критерий

Значимость критерия, %

Коэффициент значимости показателя

Максимальная оценка в баллах по показателю

1

Цена договора

30

0,3

100

2

Квалификация участника конкурса

40

0,4

100

2.1

Опыт успешной поставки продуктов питания

15

0,15

50

2.2

Деловая репутация участника конкурса

15

0,15

50

3

Наличие у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров

30

0,3

100

3.1

Наличие транспортных средств и оборудования

15

0,15

50

3.2

Наличие трудовых ресурсов

15

0,15

50

Всего:

100

 

 

 

 

  1. Оценка заявок участников закупки по критерию «Цена договора».

Значимость критерия «Цена договора» составляет 30%.

Оценка заявок осуществляется по цене выполнения работ, указанной в заявке участника закупки. Лучшим условием исполнения договора по данному критерию признается предложение в заявке с наименьшей ценой выполнения работ.

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «Цена договора» (ЦБi), определяется по формуле

,

где:

предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Для расчета рейтинга, присуждаемого заявке по критерию «Цена договора», количество баллов, присуждаемых по критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

При оценке заявок по критерию «Цена договора» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника закупки с наименьшей ценой договора. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

 

  1. Порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса».

 

Значимость критерия – 40 %;

Коэффициент значимости критерия – 0,4.

Предмет оценки и перечень показателей по критерию «Квалификация Участника конкурса»:

Для оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию «Квалификация участника конкурса», определяется по формуле:

НЦБ= D1+…+ Dni,

где:

НЦБi – рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;

Dni– значение, в баллах присуждаемое комиссией i-ой заявке на участие в конкурсе по n-му подкритерию, где n – количество установленных подкритериев.

Для расчета рейтинга, присуждаемого заявке по критерию «Квалификация участника закупки», количество баллов, присуждаемых по критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Присвоение баллов по показателям осуществляется на основании таблицы 2:

 

Таблица 2

п/п

Показатели по критерию «квалификация участника конкурса»

Количество баллов, присваиваемых по каждому из показателей указанного критерия

Максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия

2.

Квалификация участника конкурса:

2.1.

Применяется показатель «Опыт успешной поставки продуктов питания».

Сведения предоставляются в соответствии с Формой 1.4.2

Указанные сведения подтверждаются заверенными копиями заключенных контрактов/договоров, исполненных без штрафных санкций, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копий актов выполненных работ, копий накладных (при наличии), копий счетов-фактур (при наличии), копий иных документов (при наличии), составленных в результате исполнения таких контрактов/ договоров.

Порядок оценки - шкала оценки:

от 0 до 50 баллов

50 баллов

Отсутствие договоров на поставку продуктов питания

0 баллов

Наличие от 1-го до 3-х договора на поставку продуктов питания

10 балл

Наличие от 4-х до 6-ти договоров на поставку продуктов питания

20 баллов

Наличие от 7-ми до 8-ми договоров на поставку продуктов питания

30 баллов

Наличие от 9-ти до 11-ти договоров на поставку продуктов питания

40 баллов

Наличие 12-ти и более договоров на поставку продуктов питания

50 баллов

2.2.

Деловая репутация участника конкурса (оценивается исходя из положительных отзывов от организаций – заказчиков, дипломы, благодарные письма и т.п.) (подтверждается копиями соответствующих дипломов, благодарственных писем и т.п.)

от 0 до 50 баллов

50 баллов

Отсутствие положительных отзывов от организаций – заказчиков

0 баллов

от 1 до 12 шт.

10 баллов

от 13 до 24 шт.

20 баллов

от 25 до 36 шт.

30 баллов

от 37 до 49 шт.

40 баллов

от 50 и более.

50 баллов

 

3.Порядок оценки заявок по критерию «Наличие у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров».

Значимость критерия – 30 %;

Коэффициент значимости критерия – 0,3.

Предмет оценки и перечень показателей по критерию «Наличие у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров»:

Для оценки заявок по критерию «Наличие у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию «Квалификация участника конкурса», определяется по формуле:

НЦБi = D1i +…+ Dni,

где:

НЦБi – рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;

Dni– значение, в баллах присуждаемое комиссией i-ой заявке на участие в конкурсе по

n-му подкритерию, где n – количество установленных подкритериев.

Для расчета рейтинга, присуждаемого заявке по критерию «Наличие у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров», количество баллов, присуждаемых по критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

2.1 Наличие транспортных средств и оборудования.

Оценивается представленный участником закупки комплект документов, подтверждающий обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных материально-технических ресурсов, необходимых для поставки товара.

Перечень документов, входящих в комплект документов, подтверждающий обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных материально-технических ресурсов, необходимых для поставки товара:

- Копии СТС и/или договор аренды транспортного средства;

- Копии товарных накладных, подтверждающих приобретение рохли;

- Копии товарных накладных, подтверждающих приобретение тележки.

В случае если одно или более наименований не соответствует количественным характеристикам, указанным в комплекте 1 или 2 или 3 или 4 или 5, присвоение баллов будет проходить по соответствующему комплекту.

Оценка производится по следующей шкале оценки:

Наличие транспортных средств и оборудования

Баллы

Комплект 1 состоящий из

- 5 (пять) и более единиц автотранспортного средства с рефрижератором;

- 5 (пять) и более единиц рохли;

- 5 (пять) и более единиц тележки.

50

Комплект 2 состоящий из

- 4 (четырех) единиц автотранспортного средства с рефрижератором;

- 4 (четырех) единиц рохли;

- 4 (четырех) единиц тележки.

40

Комплект 3 состоящий из

- 3 (трех) единиц автотранспортного средства с рефрижератором;

- 3 (трех) единиц рохли;

- 3 (трех) единиц тележки.

30

Комплект 4 состоящий из

- 2 (двух) единиц автотранспортного средства с рефрижератором;

- 2 (двух) единиц рохли;

- 2 (двух) единиц тележки.

20

Комплект 5 состоящий из

- 1 (одной) единицы автотранспортного средства с рефрижератором;

- 1 (одной) единицы рохли;

- 1 (одной) единицы тележки.

10

Отсутствие одного или более наименований материально-технических ресурсов.

Отсутствие в составе заявки документов, подтверждающих наличия у участника закупки собственных или арендованных материально-технических ресурсов, необходимых для поставки товара или представленных не в полном объеме/комплекте, или не представленный какой-либо из комплекта документ.

0

 

  1. Наличие трудовых ресурсов

К оценке принимаются подтвержденные сведения о работниках, которых участник закупки предполагает привлечь к поставке товара в рамках исполнения Договора.

Оценка производится по следующей шкале оценки:

Наличие трудовых ресурсов

Баллы

1

5 и более водителей

5 и более грузчиков

50

2

4 и более водителей

4 и более грузчиков

40

3

3 и более водителей

3 и более грузчиков

30

4

2 водителя

2 грузчика

20

5

1 водитель

1 грузчик

10

4

отсутствие сведений и документов

0

 

В случае, если подтвержденные участником закупки сведения о количестве работников попадают в разные градации шкалы оценки, то оценка осуществляется по наименьшему делению шкалы.

Сведения подтверждается приложением следующих документов:

1. копий трудовых книжек в отношении сотрудника, с которым у участника заключен трудовой договор и место работы является для него основным или копии трудового договора в отношении сотрудника, с которым у участника заключен трудовой договор совместителя или копии гражданско-правового договора в отношении сотрудника, с которыми у участника заключен гражданско-правовой договор. При этом, документы должны быть представлены в форме читаемых, неповторяющихся копий, содержащих все страницы, входящие в соответствующий документы (для трудовых книжек допустимо не предоставлять копии страниц, не содержащих записи). Копии трудовых книжек допустимо предоставлять в количестве не более 4-х разворотов на одном листе.

2. копий согласия на обработку персональных данных, выданных каждым работником, в отношении которых Участник предоставляет документы, содержащие персональные данные (в том числе сведения о Фамилии, Имени, Отчестве, дате рождения, должности и т.п. данные, которые относятся к персональным в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).

3. в случае привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан – копий документов, подтверждающих осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Непредставление в составе заявки на участие в закупке вышеуказанных сведений и документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

4. Определение победителя

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки.

По результатам расчета итогового рейтинга для каждой заявки им присуждаются порядковые номера. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер. Далее по уменьшению итоговых рейтингов порядковые номера заявок на участие в закупке увеличиваются. При равных итоговых рейтингах нескольких заявок меньший номер присваивается заявке, которая была подана участником закупки ранее других. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Победителем закупки признается участник, заявка которого набрала наибольший итоговый рейтинг и которой присвоен первый номер.

Если в нескольких заявках на участие в закупочной процедуре содержатся одинаковые условия исполнения договора, одинаковая цена, заказчик вправе признать победителем участника, предложение которого поступило ранее предложений других участников закупки.

Согласно доводам жалобы:

1) Установленное Заказчиком требование о том, что договоры, представляемые в качестве подтверждения опыта, должны быть заключены не ранее 2021 года.

По мнению Заявителя, указанное требование ограничивает круг потенциальных участников Закупки, поскольку потенциальные участники могут обладать опыт, подтвержденный договорами, заключенным до 2021 года.

Вместе с тем Комиссия считает данный довод необоснованным, поскольку поставка продуктов питания может быть осуществлена широким кругом потенциальных участников, являющихся участниками рынка, а предмет закупки не является специфическим, в связи с чем Комиссия не усматривает, что установленное органичение опыта договорами, заключенными после 2021 года, приводит или может привести к ограничению конкуренции.

2) Заказчиком установлено необоснованное требование о том, что сумма каждого договор, представляемого в качестве подтверждения опыта, должна составлять не менее 40% от НМЦД.

Как следует из доводов Заявителя, отсутствие опыта исполнения контрактов и договоров с заявленной Заказчиком суммой не свидетельствует о невозможности исполнения поставщиком договора, на право заключение которого проводится закупка, и, соответственно, не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения договора.

Вместе с тем Комиссия установила, что указанный довод Заявителя основывается не неверном толковании положений документации, поскольку из положений Приложения № 1 к Информационной карте следует, что к оценке принимаются подтверждённые сведения о государственных контрактах и договорах по успешной поставке продуктов питания, заключенных и исполненных в период с 2021 до момента подачи заявки на участие в настоящем конкурсе на общую сумму не менее 40% от начальной (максимальной) цены договора.

Заявитель на заседании Комиссии согласился, что указанное положение документации при подаче жалобы было неверно истолковано, в связи с чем Заявитель указанной довод жалобы не поддержал, в связи с чем у Комиссии отсутствутст основания для оценки указанного довода.

3) Заказчиком установлены неправомерные требования о том, что в подтверждение опыта участники предоставляют заверенные копии заключенных контрактов/договоров, исполненных без штрафных санкций, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копий актов выполненных работ, копий накладных (при наличии), копий счетов-фактур (при наличии), копий иных документов (при наличии), составленных в результате исполнения таких контрактов/ договоров.

Согласно доводам жалобы указанные требования являются избыточными, поскольку договоры, заключенные в рамках Закона о закупках и Закона о контрактной системе, размещены в ЕИС. При этом наличие штрафных санкций примененных в отношении исполнителя, по мнению Заявителя, не означает отсусутствие опыта по предмету Закупки.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что указанное требование не налагает на участников избыточных требований, поскольку на участие в закупке подано 5 заявок, что свидетельствут о наличии на рынке хозяйствующих субъектов готовых принять участие в закупке на данных условиях.

4) Заказчиком необоснованно установлены требования о наличии транспортных средств и оборудования: автотранспортное средство с рефрижератором, рохли, тележки, а также требование о наличии трудовых ресурсов.

По мнению Заявителя, установленные Заказчиком требования ограничивают конкуренцию, поскольку участник не обязан обладать соответствующими ресурсами для исполенения договора.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что установленные критерии носят оценочный характер и не являются критериями допуска, в связи с чем отсутвие указанных ресурсов и опыта не влияет на возможность подачи заявок на участие в Закупке.

Комиссия, рассмотрев доводы Заявителя, считает необходимым отметить, что Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1).

Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона № 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе устанавливать в Закупочной документации квалификационные критерии отбора в соответствии со своими требованиями, при условии применения их в равной степени ко всем участникам закупки.

При этом целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от обстоятельств, указывающих на фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Комиссия также отмечает, что отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Закупки, и никаким образом не может ограничить участников Закупки в их праве подать заявку на участие в такой Закупке и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в закупочной документации оспариваемые Заявителем критерии, не нарушают права участников и не ограничивают конкуренцию.

При этом отсутствие договоров, заключенных в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках у самого Заявителя не может свидетельствовать об ограничении конкуренции со стороны Заказчика.

Действительных доказательств нарушения своих прав и ограничения конкуренции путем предоставления преимущества конкретному лицу установленным критериев, Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

При этом Комиссия отмечает, что на участие в Закупке было подано 5 заявок, в связи с чем Комиссией не установлено, что обжалуемые положения документации привели к ограничению конкуренции.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Матика» (ОГРН: 1117746845842, ИНН: 7710899473) на действия ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) (ОГРН: 1027739733922, ИНН: 7715027733) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.07.2023 НП/29612/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны