Решение б/н решение от 3 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «УК «Аура»

117418, г. Москва,
ул. Новочерёмушкинская, д. 65, эт. 13,
пом. XLIV, ком. 1

123022, г. Москва,
ул. Рочдельская, д.20

117420, г. Москва,
ул. Наметкина, д. 10А, корп. 1

 

АО «ТНТ-Телесеть»

129090, г. Москва,
Олимпийский пр-т, д. 14

129272, Москва, ул. Трифоновская,
д. 57А, эт. 7, оф. 7-22

 

 

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/5-839/2023

 

«02» мая 2023 года

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>,

рассмотрев дело № 077/05/5-839/2023 по признакам нарушения ООО «Управляющая компания «Аура» (ИНН 7728564189), АО «ТНТ-Телесеть» (ИНН 7703171771) части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), при распространении 05.12.2022 в г. Москве рекламы сериала «Жуки» на динамическом баннере: «Смотрите *уки Сегодня 20:00 ТНТ»,

в присутствии представителя АО «ТНТ-Телесеть» в лице <…> (по доверенности),

в отсутствие ООО «Управляющая компания «Аура»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/5-839/2023 возбуждено по признакам нарушения ООО «Управляющая компания «Аура» (ИНН 7728564189), АО «ТНТ-Телесеть» (ИНН 7703171771) части 6 статьи 5 Закона о рекламе при распространении 05.12.2022 в г. Москва рекламы сериала «Жуки» на динамическом баннере: «Смотрите *уки Сегодня 20:00 ТНТ».

Распространение указанной рекламы подтверждается фотографией и видеозаписью, представленными заявителем.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По смыслу законодательного определения рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок. Иными словами, реклама призвана выделить рекламируемый объект из ряда других объектов и привлечь к нему внимание, а также побуждать лиц из числа неопределенного круга, среди которых распространялась реклама, обратиться за приобретением товара.

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что объектом рекламирования выступает сериал «Жуки» на канале «ТНТ».

Комиссией Московского УФАС России установлено, что на динамическом баннере буква «Ж» меняла свой размер с большого на маленький, при этом буква маленького размера стоит не в одном ряду с остальными, а немного выше, при этом графическое начертание данной буквы напоминает символ «*». Таким образом, возникает ассоциация с бранным словом, обращением «суки».

В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Как следует из материалов заявления спорная реклама размещалась на конструкции RussOutdoor.

Согласно документам и сведениям, представленным ООО «Русс Аутдор», рекламодателем указанной рекламы является ООО «Управляющая компания «Аура» (ИНН 7728564189, ОГРН 1057748975338, адрес: 117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 10А, корп. 1) в соответствии с заключенным между ООО «Русс Аутдор» и ООО «Управляющая компания «Аура» Договором № 9503_MSRO от 12.10.2015 и Приложения № 1-258 от 30.11.2022.

ООО «Управляющая компания «Аура» в материалы дела представлены письменные пояснения, согласно которым рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «ТНТ-Телесеть» в соответствии с заключенным между ООО «Управляющая компания «Аура» и АО «ТНТ-Телесеть» агентским договором № ТНТ-065275-2020-ДМ_Р от 13.01.2020. Рассматриваемая реклама размещалась Обществом в соответствии с условиями дополнительного соглашения № 5 от 25.11.2022

ООО «УК «Аура» в своих пояснениях также сообщило, что при заключении договора на распространение указанной рекламы ООО «УК «Аура» уведомило своего контрагента (АО «ТНТ-Телесеть») о том, что данный рекламный макет может быть неоднозначно воспринят и расценен как нарушающий законодательство, с чем АО «ТНТ-Телесеть» не согласилось.

По мнению АО «ТНТ-Телесеть» спорная реклама не содержит в себе признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она демонстрировалась на динамическом баннере: изменение размера буквы «Ж» направлено на возникновение ассоциации с насекомым.

Спорная реклама была вынесена на Экспертный совет по применению законодательства Российской Федерации о рекламе и антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при Московском УФАС России (далее –Экспертный совет), состоявшийся 21.12.2022.

Итоговым голосованием на вопрос, поставленный перед Экспертным советом: «Содержится ли в рассматриваемой рекламе бранное слово?»:

«11» членов Экспертного совета дали положительный ответ;

«15» членов Экспертного совета дали отрицательный ответ.

Одновременно, на заседании Экспертного совета участниками было высказано в том числе мнение: «Тут креативный прием построен именно на том, чтобы каждый человек подумал в первую очередь про матерное слово. Не про слово «жуки» или «муки», такие слова никому в голову не придут, а именно матерное слово. Тут других прочтений нет, присутствует там буква или нет. Именно на этом построен прием, чтобы заставить человека в голове проговорить матерное слово».

В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела, Московским УФАС России были направлены запросы информации относительно содержания данной рекламы в РОО «Единая независимая ассоциация педагогов».

По итогам обсуждения запроса Московского УФАС России эксперты РОО ЕНАП пришли к выводу, что иных мотивов, кроме мотива прямо указать на бранное слово с помощью неодинакового размера букв и отсутствия кавычек, в тексте рекламы сериала «Жуки» не усматривается; возникающие ассоциации с бранным словом умышленны и целенаправленны, поскольку созданы за счёт применения автором(-ами) известных графических средств привлечения внимания.

Таким образом, при распространении указанной рекламы установлены нарушение части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных части 6 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Комиссией Московского УФАС России установлено, что в распространении указанной рекламы принимали участие следующие лица: ООО «Русс Аутдор», ООО «Управляющая компания «Аура» и АО «ТНТ-Телесеть», где ООО «Русс Аутдор» и ООО «Управляющая компания «Аура» – рекламораспространители, АО «ТНТ-Телесеть» – рекламодатель.

На основании изложенного в действиях АО «ТНТ-Телесеть» при распространении 05.12.2022 в г. Москве рекламы сериала «Жуки» на динамическом баннере: «Смотрите *уки Сегодня 20:00 ТНТ», установлено нарушение части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 54 Правил добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

Комиссией Московского УФАС России установлено, что распространение спорной рекламы происходило только в течение одного дня 05.12.2022 до 21:00 по московскому времени, после чего ее распространение было прекращено, повторных заявлений и обращений по данному факту в адрес Московского УФАС России не поступало.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписаний лицу, в чьих действиях установлено нарушение положений Закона о рекламе. При этом, в случае выявления новых фактов распространения данной рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе заявитель не лишен возможности подать в антимонопольный орган новое заявление.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Производство по делу 077/05/5-839/2023 в отношении ООО «Управляющая Компания «Аура» прекратить в связи с неподтверждением факта нарушения положений Закона о рекламе.

2. Признать АО «ТНТ-Телесеть» (ИНН 7703171771) нарушившим часть 6 статьи 5 Закона о рекламе при распространении 05.12.2022 в г. Москва рекламы сериала «Жуки» на динамическом баннере: «Смотрите *уки Сегодня 20:00 ТНТ».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

<…>

Члены комиссии:

 

<…>

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны