Решение б/н б/а от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-22819/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


22.12.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи «...», представителя арбитражного управляющего «...»;

в отсутствие представителей ООО «МЭТС», извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 17.12.2021 № НП/77695/21;

рассмотрев жалобу «...» (далее — Заявитель) на действия арбитражного управляющего «...» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 7599260, № 7589147, далее - Торги)(далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает положения аукционной документации, а также правомерность действий Организатора торгов в ходе их проведения.

Жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотрено статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с тем, что в составе жалобы имеется указание на нарушение положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, у представителя Заявителя было уточнено в рамках какой процедуры Заявитель полагает возможным восстановление его нарушены прав и законных интересов.

Заявителем было указано на рассмотрение жалобы исключительно в порядке предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Комиссией установлено, что сообщение о проведении торгов № 7599260 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 01.11.2021.

Предмет Торгов: Автомобиль легковой BMW X5, 2009 года выпуска, цвет синий, пробег неизвестен, состояние неудовлетворительное, подлежит утилизации.

Начальная цена: 50 000,00 руб.

Задаток: 10,00 %.

Шаг аукциона: 10,00 %.

Вид торгов: Открытый аукцион.

Дата и время начала подачи заявок: 02.11.2021 10:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 10.12.2021 15:00.

Форма подачи предложения о цене: Открытая.

Дата и время торгов: 13.12.2021 15:00.

В ходе заседания Комиссии установлено, что Заявитель, приняв участие
в Торгах, подал жалобу на действия Организатора торгов 14.12.2021.

Заявителем оспаривается неуказание в Сообщении о Торгах суммы задатка, который необходимо внести для участия в оспариваемой процедуре, необеспечение ознакомления с имуществом ввиду необходимости наличия QR-кода, наличие в Сообщении о Торгах ссылкок на недействующие нормативные-правовые акты, а также бездействия Организатора торгов по неоткрытию специального счета для перечисления задатка.

Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Документации о Торгах, а также порядок размещения информации, в том числе касающийся ознакомлению с реализуемым имуществом подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Торгов, которые подали заявки в соответствии с условиями аукционной документации.

Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Более того, Комиссией установлено, что Заявитель принял участие в оспариваемых Торгах, что свидетельствует о том, что оспариваемые действия (бездействие) Организатора торгов, допущенные по мнению Заявителя, не повлекли нарушение прав и законных интересов Заявителя.

Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Организатора торгов при проведении Торгов в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в части доводов, связанных с оспариванием требований Документации и порядка размещения соответствующей информации.

Также Заявителем оспаривается возврат ему задатка в сумме, отличной от суммы, перечисленной им для участия в Торгах.

Комиссия отмечает следующее.

Заявитель указывает, что Организатором не было соблюдено положение пункта 40.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», что для обеспечения исполнения обязанности должника (в том числе гражданина) по возврату задатков, перечисляемых участниками торгов по реализации имущества должника, внешний или конкурсный управляющий по аналогии с пунктом 3 статьи 138 Закона о банкротстве открывает отдельный банковский счет должника.

Организатор торгов обращает внимание, что указанный в сообщении о проведении торгов счет является специальным и открыт финансовым управляющим с целью получения задатков и денежных средств от реализации имущества должника. На указанный счет не могут быть выставлены инкассовые поручения и каким-либо иным способом списаны денежные средства кроме личного распоряжения арбитражного управляющего в отделении банка.

В свою очередь, в сообщении указано, что при возврате задатка банк взимает комиссию в размере до 2000 руб., согласно Постановлению ЦБ РФ и Тарифам СберБанка, в связи с чем необходимо вносить сумму с учетом комиссии за возврат, либо учитывать данное обстоятельство при получении суммы задатка назад.

В рассматриваемом случае банком получателя является ПАО «СберБанк».

Комиссия отмечает, что данный банк относится к числу банков, в котором берется комиссия за переводы юридических лиц в адрес физических лиц.

Как указано ранее, Организатором торгов был открыт специальный расчетный счет для перечисления задатка на участие в обжалуемых Торгах, соответственно, за денежные переводы физическим лицам (в частности при возврате задатка физическим лицам, не выигравшим торги) банком будет взиматься определенная комиссия.

Таким образом, если задаток будет перечисляться физическому лицу, которое не стало победителем торгов с использованием услуг банка, его размер, несмотря на то, что Организатор торгов возвратит ему задаток в полном объеме, будет уменьшен на размер комиссии банка, осуществляющего данную операцию.

Соответственно, осуществление безналичных переводов денежных средств осуществляется банками с удержанием комиссии по тарифам, которые устанавливаются банками.

Организатор торгов, возвращая претенденту или участнику торгов задаток, обязан уплатить банку комиссию за осуществление банковской операции. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность Организатора торгов нести расходы по оплате комиссионного обслуживания при возврате задатка.

Оспариваемые действия Организатора торгов не могут быть квалифицированы как нарушения законодательства, поскольку в Сообщении о Торгах содержится информация об удержании с перечисляемых денежных средств банковской комиссии, что не оспаривалось Заявителем в регламентированные сроки, а равно в силу статьи 8 ГК РФ Заявитель конклюдетно согласился с условиями проведения Торгов, в том числе с порядком возврата задатка.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия Организатора торгов помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия на основании полной и всесторонней оценки представленных доказательств в их совокупности и взаимосвязи приняла решение об оставлении жалобы без рассмотрения в части оспаривания положений документации и порядка размещения информации, в остальной части — признать необоснованной.

Руководствуясь пунктом частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу «...» на действия арбитражного управляющего «...» при проведении Торгов в части оспаривания положений аукционной документации без рассмотрения, в остальной части - жалобу признать необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 17.12.2021 № НП/77695/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны