Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-16803/2023 о нарушении процедуры... от 12 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-16803/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.12.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<...........>,
членов Комиссии:
<...........>,
<...........>,
рассмотрев жалобу ООО «Торговый Дом Компас» (далее — Заявитель) на действия ООО «ВСМ-Сервис» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме 327/ОАЭ-ВСМ/23 на право заключения договора поставки электротехнических компонентов подвижного состава (реестровый № 32312929471) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «ВСМ-Сервис», утвержденным Советом директоров ООО «ВСМ-Сервис» от 12 июля 2023 г. (далее — Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией установлено, что 03.11.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» (http://www.rts-tender.ru), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме 327/ОАЭ-ВСМ/23 на право заключения договора поставки электротехнических компонентов подвижного состава (реестровый № 32312929471) (далее – аукцион, процедура).
Начальная (максимальная) цена договора: 45 246 121,38 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 03.11.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 22.11.2023 в 10:00.
Дата подведения итогов: 29.11.2023.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 24.11.2023 № 327/ОАЭ-ВСМ/23/1 заявка Заявителя (порядковый № 5) отклонена на основании пункта 3.6.6.4. аукционной документации в связи с несоответствием заявки участника требованиям аукционной документации, а именно участник не представил сертификаты качества на позиции 6 и 7 согласно пункту 2 технического задания, с целью подтверждения соответствия требованиям стандарта ISO/TS 22163:2017.
В силу пунктов 10, 11 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки, а также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром
Так, в соответствии с пунктом 3.7.2 Закупочной документации первые части аукционных заявок рассматриваются на соответствие требованиям к поставляемому товару, выполняемым работам, оказываемым услугам, которые являются предметом аукциона, изложенным в приложении № 1.1 аукционной документации, на основании представленного в составе аукционной заявки технического предложения.
Пунктом 3.14.5 Закупочной документации установлено, что заявка на участие в аукционе должна состоять из двух частей.
3.14.5.1. Первая часть аукционной заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями приложения № 1.1 к аукционной документации, оформленное по форме приложения № 1.3 к аукционной документации. При этом не допускается указание в первой части аукционной заявки сведений об участнике аукциона, а также сведений о ценовом предложении.
3.14.6. Во второй части аукционной заявки должны быть, в том числе представлены:
3.14.6.2. документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником товаров, работ, услуг установленным требованиям аукционной документации, перечисленные в приложении № 1.1 к аукционной документации.
В соответствии с пунктом 3.17.1 Закупочной документации в составе первой части аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по форме технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации. Документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением № 1.1 аукционной документации, предоставляются во второй части аукционной заявки. Техническое предложение предоставляется в электронной форме.
Таким образом, исходя из вышеизложенных требований Закупочной документации документы, подтверждающие соответствие товара требованиям Закупочной документации представляются во второй части заявки.
Приложение № 1.1 к аукционной документации установлено техническое задание, содержащее наименование закупаемых товаров, их количество (объем), цены за единицу товара и начальная (максимальная) цена:
1. Наименование закупаемых товаров, их количество (объем), цены за единицу товара и начальная (максимальная) цена |
||||||||||
№ п/п |
Наименование товаров |
Технические и функциональные характеристики |
Марка, модель |
Произво -дитель |
Ед. изм. |
Кол-во (объем) |
Цена за ед. без уч. НДС, руб. |
Цена за ед. с уч. НДС, руб. |
Сумма без уч. НДС, руб. |
Сумма с уч. НДС, руб. |
1 |
Концевой переключатель |
Тип: выключатель мгновенного действия с принудительным размыканием и самоочищающимися сдвоенными контактами; Конфигурация контактов IEC 60947: Форма Zb SPDT-DB, 2 гальванически изолированных контактных перемычки, 4 клеммы; |
1-1522-128152 |
Shaltbau |
шт. |
20 |
24 307,92 |
29 169,50 |
486 158,40 |
583 390,08 |
2 |
Квитирующий щелчковый выключатель |
Тип: выключатель мгновенного действия с принудительным размыканием и самоочищающимися сдвоенными контактами. Контакты с классом защиты IP60 или IP67; Конфигурация контактов: IEC 60947 1x Форма Z-SPDT-DB 4 клеммы, гальванически изолированные контактные перемычки, принудительное размыкание и замыкания ; Номинальное напряжение изоляции Ui: IEC 60947 400 В/UL 508 300 В; |
1-1547-302612 |
Shaltbau |
шт. |
170 |
17 169,88 |
20 603,86 |
2 918 879,60 |
3 502 655,52 |
3 |
Устройство защиты от перегрева |
Номинальное напряжение: 3000 В; Вид напряжения AC/DC; Номинальное напряжение изоляции Ui: 4000 В; Степень загрязнения: PD3; Категория перенапряжения: OV3; Степень защиты: IP54; Последовательно подключенный предохранитель: ≤ 100 А; Механическая стойкость не менее 5 операций отключения мин.; Вес: приблизительно 1700 г; Отключающее устройство со вспомогательным выключателем; Максимальная рабочая температура: 236 С; Максимальная температура окружающей среды: не ниже 85 С; Длина изделия: не менее 315 мм |
1-1773-107850 |
Shaltbau |
шт. |
5 |
189 865,43 |
227 838,52 |
949 327,15 |
1 139 192,58 |
4 |
Вставка короткого замыкания |
Номинальное напряжение: 1800 В; Вид напряжения AC/DC; Номинальное напряжение изоляции Ui: 4000 В; |
1-1773-183955 |
Shaltbau |
шт. |
210 |
91 058,24 |
109 269,89 |
19 122 230,40 |
22 946 676,48 |
5 |
Концевой выключатель входной двери |
Выключатели мгновенного действия с принудительным размыканием и самоочищающимися сдвоенными контактами; Кабельные выводы длиной 900мм и сечение проводников 1мм; Контакты с классом защиты IP60 или IP67; Конфигурация контактов: IEC 60947 1x Форма Z-SPDT-DB 4 клеммы, гальванически изолированные контактные перемычки, принудительное размыкание и замыкания ; Номинальное напряжение изоляции Ui: IEC 60947 400 В/UL 508 300 В; Степень загрязнения: IEC 60947 PD3/UL 508 PD3; Номинальное импульсное выдерживающее напряжение Uimp: IEC 60947 4 кВ; |
1-1547-352014 |
Shaltbau |
шт. |
16 |
30 304,52 |
36 365,42 |
484 872,32 |
581 846,78 |
6 |
Кнопка открытия пассажирской |
Кнопка открытия пассажирской двери; Номинальное напряжение: 24 В DC; Рабочее напряжение: 16,8-32 DC; Номинальный ток: не более 200 мА; Номинальное напряжение: 24 В DC; Рабочее напряжение: 16,8-32 DC; Номинальный ток: не более 200 мА; Переключающий выход PNP- исполнение Функция переключения; Выходной кабель 4 х 0,5 мм Тип: RADOX TENUIS TW-S4F с подключаемым разъемом (IP 67) в черном корпусе (DIN 5510-2); Длинна выходного кабеля не менее 160 мм.; Цвет основание RAL 6024; Количество циклов переключения: не менее 7 млн.; Усилие зажима 75 - 9 N измеряется с помощью шарика диаметром 3 мм в центре зажима; Ход переключения: от 0,15 мм; Интегрированная система выравнивания давления воздуха для равномерного усилия укладки; Диапазон температур не хуже -40°С +80°С; Внешняя кнопка водонепроницаема в соответствии с IP 67 EN 60529; 4-Проводниковая система, из которых 1 проводник выводит индикатор готовности к работе с 6 светодиодами зеленый 2 проводник выводит сигнал о переключении с 6 светодиодами красный и звуковой сигнал |
8604322 |
TSL-Escha |
шт. |
870 |
15 450,00 |
18 540,00 |
13 441 500,00 |
16 129 800,00 |
7 |
Кнопка требования рампы для инвалидов |
Кнопка требования рампы для инвалидов; Номинальное напряжение: 24 В DC; Рабочее напряжение: 16,8-32 DC; Номинальный ток: не более 200 мА; Переключающий выход PNP- исполнение Функция переключения; Выходной кабель 4 х 0,5 мм Тип: RADOX TENUIS TW-S4F с подключаемым разъемом (IP 67) в черном корпусе (DIN 5510-2); Длинна выходного кабеля не менее 160 мм.; Цвет основание RAL 5017; Количество циклов переключения: не менее 7 млн.; Усилие зажима 75 - 9 N измеряется с помощью шарика диаметром 3 мм в центре зажима; Ход переключения: от 0,15 мм; Интегрированная система выравнивания давления воздуха для равномерного усилия укладки; Диапазон температур не хуже -40°С +80°С; Внешняя кнопка водонепроницаема в соответствии с IP 67 EN 60529.; 4-Проводниковая система, из которых 1 проводник выводит индикатор готовности к работе с 6 светодиодами зеленый 2 проводник выводит сигнал о переключении с 6 светодиодами красный и звуковой сигнал. |
8604323 |
TSL-Escha |
шт. |
16 |
18 883,33 |
22 660,00 |
302 133,28 |
362 559,94 |
Начальная (максимальная) цена договора |
1 307 |
|
|
37 705 101,15 |
45 246 121,38 |
Пунктом 2 Технического задания установлены следующие требования к товарам:
Нормативные документы, согласно которым установлены требования |
В составе технического предложения участник должен предоставить сертификат качества на позиции 6 и 7 технического задания с целью подтверждения соответствия требованиям стандарта ISO/TS 22163:2017. На момент подачи технического предложения участника сертификат должен быть действителен и истекать не ранее 31.06.2024 года. При отсутствии в составе заявки сертификата заявка участника не подлежит рассмотрению. |
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что требование о предоставлении сертификата качества в составе первой части заявки участников обусловлено необходимостью подтвердить соответствие технических характеристик предлагаемого к поставке товара требованиям технического задания.
Заказчик отметил, что рынок электротехнических компонентов высокоскоростного подвижного состава перенасыщен контрафактной продукцией и отличается высокой рыночной стоимостью товаров. В условиях санкционных ограничений в отношении РФ со стороны недружественных стран, официальный ввоз импортных товаров затруднен из стран Европейского союза. Электротехнические компоненты подвижного состава, в частности кнопки открытия двери и вызова рампы для инвалидов напрямую влияют на безопасность движения высокоскоростного подвижного состава, а также безопасность движения пассажиров. При приемке товара по внешним свойствам невозможно установить соответствие требованиям технической документации и отличие от оригинальной продукции, что влечет за собой существенные риски для Заказчика.
Таким образом, как пояснил Заказчик, требование о предоставлении сертификата качества установлено до этапа непосредственного начала торгов открытого аукциона. В противном случае отказ от данного требования может привести к ситуации, когда участник закупки будет допущен к аукциону с намерением или ввиду отсутствия информации поставить товар более низкого качества, чем необходимо. Одновременно указанный участник может повлиять на снижение цены договора по отношению к предложениям других участников с более высококачественным товаром.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что согласно условиям Закупочной документации документы, подтверждающие предлагаемых участником товаров работ, услуг требованиям Закупочной документации, в данном случае сертификат качества на позиции 6 и 7 технического задания, необходимо представить в составе второй части заявки. При этом в составе первой части заявки необходимо представить только техническое предложение.
Кроме того, в Закупочной документации также отсутствует прямое указание на представление требуемого сертификата качества непосредственно в составе первой части заявки.
Комиссия обращает внимание на то, что в составе первой части заявки участник представляет согласие со всеми условиями Закупочной документации, в том числе о соответствии товара требованиям стандарта.
В свою очередь, на заседании Комиссии Заявитель пояснил, что сертификат ISO/TS 22163:2017 был предоставлен в полном соответствии с требованиями, в рамках второй части заявки.
В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя в данной части неправомерным и принятым не в соответствии требованиями Закупочной документации и Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной и выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Торговый Дом Компас» <...........> на действия ООО «ВСМ-Сервис» <...........> при проведении закупки обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.