Решение б/н Решение и предписание в отношении Московского городского фон... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

24 августа 2010 года                                                          г. Москва


Комиссия Московского УФАС России (далее в тексте – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 06-01/15-205/10 по признакам нарушения Московским городским фондом обязательного медицинского страхования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 06-01/15-205/10 послужило письмо  Московского городского фонда обязательного медицинского страхования № 7052 от 18.05.2010 (далее — МГФОМС), содержащее информацию об отсутствии необходимости в отборе страховых медицинских организаций, адресованное всем Руководителям организаций г. Москвы (страхователям по обязательному медицинскому страхованию), в том числе в Московское УФАС России. 
Согласно данному письму проведение работодателями (страхователями) конкурса по выбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) работающих граждан - сотрудников противоречит действующему законодательству Российской Федерации по ОМС и ограничивает право граждан Российской Федерации по выбору страховой медицинской организации.
Кроме этого, МГФОМС указывает на то, что в реализации Московской городской программы ОМС на протяжении последнего десятилетия стабильно участвуют 8 страховых медицинских компаний (далее — СМО): ЗАО «Медицинская страховая компания МАКС-М», ЗАО Медицинская страховая компания «Солидарность для жизни», ОАО «Страховая компания Росно-МС», Московский филиал ООО «Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД», ООО Медицинская компания «Икар», ЗАО СГ «Спасские ворота-М», ООО «Медицинская страховая компания «МЕДСТРАХ», ОАО Медицинская страховая компания «Уралсиб» с которыми заключены договоры ОМС. Между МГФОМС и данными СМО заключены договоры о финансировании до 31.12.2012.
Таким образом, согласно письму, участие в осуществлении ОМС работающих граждан новых СМО, не имеющих договорных отношений в системе ОМС г. Москвы, нарушит сложившиеся договорные отношения в системе ОМС г. Москвы и приведет к дестабилизации осуществления ОМС застрахованных граждан, которыми уже выбраны СМО и получены полисы ОМС.
Однако, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций, в том числе СМО, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания услуг личного страхования, в том числе медицинского.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о медицинском страховании) медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. При этом частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлено, что имущественные интересы, связанные с оказанием гражданам медицинских услуг, являются объектом личного страхования.
Статьей 6 Закона о медицинском страховании определено право гражданина на выбор СМО. Однако ни в указанном законе, ни в иных нормативных актах не предусмотрен механизм реализации этого права. В соответствии с Законом о медицинском страховании право на выбор СМО реализуется страхователем.
В соответствии со статьей 2 Закона о медицинском страховании страхователями ОМС неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а работающего населения — работодатели. Страхователи имеют право и обязанности по этому виду страхования, определенные статьей 9 того же закона, в том числе право на выбор СМО. Страхователи реализуют это право путем заключения с СМО договора согласно требованиям статьи 4 Закона о медицинском страховании. Страхователи также обязаны вносить страховые взносы в порядке, установленном Законом и договором медицинского страхования.
Источниками уплаты взносов за ОМС неработающего населения являются выделенные на эти цели средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а за ОМС работающего населения страховые взносы уплачиваются в виде единого социального налога.
Страховые взносы в соответствии с Законом о медицинском страховании аккумулируются в фондах ОМС и согласно договорам финансирования поступают в СМО в зависимости от количества застрахованных ими граждан по договорам страхования, заключенным со страхователями.
Следовательно, ОМС является одним из видов личного страхования и на этот вид финансовых услуг распространяется требование части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции об обязанности отбора финансовой организации для ее оказания путем проведения открытого конкурса или аукциона.
    Таким образом, субъекты, поименованные в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, должны заключать договоры ОМС работающего и неработающего населения только с СМО, отобранными по результатам открытого конкурса/открытого аукциона.
    В соответствии с пунктом 6.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
    Следовательно, дача разъяснений положений Закона о защите конкуренции не относится к коомпетенции МГФОМС и выходит за рамки его полномочий.
    Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в том числе государственным внебюджетным фондам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
    Таким образом, распространение МГФОМС писем, указывающих на отсутствие необходимости осуществлять отбор страховых медицинских организаций для оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции поскольку МГФОМС уже отобраны ЗАО «Медицинская страховая компания МАКС-М», ЗАО Медицинская страховая компания «Солидарность для жизни», ОАО «Страховая компания Росно-МС», Московский филиал ООО «Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД», ООО Медицинская компания «Икар», ЗАО СГ «Спасские ворота-М», ООО «Медицинская страховая компания «МЕДСТРАХ», ОАО Медицинская страховая компания «Уралсиб», приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке страховых услуг, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    Руководствуясь статьей 23, частями 1 и 4 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать Московский городской фонд обязательного медицинского страхования нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела № 06-01/15-205/10 должностному лицу Московского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.


ПРЕДПИСАНИЕ

24 августа 2010 года                                                                                      г. Москва 
   

      
   Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (далее - Московское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 24 августа 2010 года по делу № 06-01/15-205/10 о нарушении Московским городским фондом обязательного медицинского страхования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


1. Прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем: - отозвать письмо № 7052 от 18.05.2010 ( далее - письмо), адресованное Руководителям г. Москвы (страхователям по обязательному медицинскому страхованию), содержащее информацию об  отсутствии необходимости осуществлять отбор страховых медицинских организаций для оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции; - разместить на официальном сайте Московскоого городского фонда обязательного медицинского страхования опровержение информации, указанной в письме.
2. Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования в срок до 15 октября 2010 года  направить в Московское УФАС России доказательства исполнения предписания.
   
Предписание может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны