Решение (комиссия) б/н б/а от 11 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6981/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
06.06.2024                                                                                                                     г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО СК «Заречье» (далее — Заявитель) на действия ФГАУ «ОК «Шереметьевский» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту электроснабжения (внутренние сети) котельной дома отдыха «Куркино» ФГАУ «ОК «Шереметьевский», расположенной по адресу: г. Москва, ул. Родионовская, д. 16, стр. 19 и стр. 20 (реестровый № 32413576153, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки отучастия в Закупке.

В соответствии с протоколом от 20.05.2024 № 3080173-2 заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке на основании непредставления в составе заявки файла «Ценовое предложение» (форма 4.6).

Согласно позиции Заявителя требования Закупочной документации сформированы таким образом, что файл «Ценовое предложение» (форма 4.6) подлежит представлению на отдельном этапе подачи заявки.

По мнению Заявителя, из положений Закупочной документации не следует, что файл «Ценовое предложение» (форма 4.6) представляется в составе второй части заявки.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что после представления документов, входящих во вторую часть заявки им подано ценовое предложение путем введения цифр в соответствующее поле на сайте электронной торговой площадки.

При этом, Заявитель отметил, что функционал сайта электронной торговой площадки не позволял ему прикрепить файл «Ценовое предложение» на этапе подачи ценового предложения.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Согласно позиции Заказчика файл «Ценовое предложение» подлежал представлению в составе второй части заявки.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении закупочных процедур Заказчик руководствуется требованиями Положения о закупке для нужд федерального государственного автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Шереметьевский» Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденного наблюдательным советом федерального государственного автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Шереметьевский» Управления делами Президента Российской Федерации от 20.09.2022 № 78 (далее — Положение).

Извещение о проведении Закупки опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 06.05.2024.

Дата начала срока подачи заявок: 06.05.2024.

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 16.05.2024 09:00.

Начальная (максимальная) цена договора: 6 728 739,58 рублей.

Согласно пункту 10 Информационной карты участником настоящей закупки может быть только субъект малого и среднего предпринимательства, определяемый в соответствии с условиями Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Учитывая, что обжалуемая Закупка проводится исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то порядок её проведения установлен статьей 3.4 Закона о закупках.

В силу части 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги).

В соответствии с пунктом 19 Информационной карты порядок подачи заявок определяется регламентом и функционалом ЭТП.

Требования к содержанию заявки на участие в Закупке установлены приложением № 2 к Информационной карте:

Заявка на участие в закупке должна включать в себя следующие документы:

п/п

Наименование документа

Первая часть заявки:

 

Первая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме (Форма 4.1.);

 

Предложение о функциональных и качественных характеристиках (Форма 4.2.);

Вторая часть заявки:

 

Вторая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме (Форма 4.3.);

 

Сведения о квалификации участника закупки (Форма 4.4.)

 

Анкета участника (Форма 4.5.)

 

Копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника закупки, за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в ЕГРЮЛ в качестве имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, если участником такой закупки является юридическое лицо.

 

Учредительный документ, если участником закупки является юридическое лицо;

 

Копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством и для участника закупки заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении, документации о закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении, документации о закупке) является крупной сделкой.

 

Банковская гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в закупке участником закупки предоставляется банковская гарантия и соответствующее требование об обеспечении заявки предусмотрено извещением, документацией о закупке.

 

Документ подтверждающий соответствие требованиям согласно Приложению № 1 к информационной карте.

 

Подрядчик должен иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, с допуском к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624:

23.4. Монтаж оборудования котельных

Либо:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Ценовое предложение:

 

Ценовое предложение (Форма 4.6.)

 

Таким образом, в силу части 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках, Приложения № 2 к Информационной карте подача ценового предложения не является второй частью заявки.

Кроме того, на сайте оператора торговой площадки ООО «РТС-тендер» размещен файл «Порядок работы Участника с закупками, участниками которых могут быть только субъекты МСП», согласно которому раздел «ценовое предложение» при проведении запроса предложений среди субъектов МСП - заполняется цифрами. В данном поле указывается величина ценового предложения.

В ответ на запрос антимонопольного органа ООО «РТС-тендер» в своем письме от05.06.2024 № б/н указало, что ценовое предложение при проведении запроса предложений среди субъектов МСП подается путем заполнения соответствующего поля на сайте электронной торговой площадки. При этом, файл «ценовое предложение» может быть представлен в составе второй части заявки.

В свою очередь из Закупочной документации не следует, что файл «Ценовое предложение» (форма 4.6) подлежит представлению в составе второй части заявки.

Комиссией установлено, что Заявителем подано ценовое предложение в размере 6 560  521,09 рублей.

Указанная цена была введена Заявителем в соответствующее поле на сайте электронной торговой площадки.

Учитывая, что Заявителем подано ценовое предложение установленным электронной торговой площадкой способом, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки Заявителя по указанному основанию носит формальный характер.

При рассмотрении настоящей жалобы Комиссия принимает во внимание правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.01.2021 № 305-ЭС20-21631, согласно которой контрольный орган не вправе ограничиться констатацией формального несоответствия заявки требованиям закупочной документации.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Заказчиком не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

Доказательств обратного Заказчиком Комиссии не представлено.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение закупочной комиссии об отклонении заявок Заявителя необоснованным и принятым не в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия отмечает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Вместе с тем, действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение. Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (пункт 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки Заявителя за непредставление файла «Ценовое предложение» (форма 4.6) неправомерно и не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО СК «Заречье» (ИНН: 3662242938, ОГРН: 1173668002166) на действия ФГАУ «ОК «Шереметьевский» (ИНН: 5047046105, ОГРН: 1035009563313) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны