Решение б/н б/а от 15 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3451/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

09.03.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

при участии представителей ООО «Формула СБ», ГАУК Москвы «Парк культуры и отдыха «Сокольники» посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу ООО «Формула СБ» (далее - Заявитель) на действия ГАУК Москвы «Парк культуры и отдыха «Сокольники» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем в зданиях на территории ГАУК г. Москвы «ПКиО «Сокольники» (реестровый 32110016079) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалоб Заявитель оспаривает положения Закупочной документации Заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленом таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из доводов жалобы следует, что Заказчик установил в Показателе «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» требования к квалификации сотрудников и количестве которая не соответствует техническому заданию и необоснованно превышает требования, установленные техническим заданием.

Пунктом 2.1 Критериев оценки предусмотрен показатель «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» со следующим содержанием.

Значимость: 45 %.

Коэффициент значимости (КЗ) = 0,45.

Оценивается предложение участника о наличии в штате участника закупки и (или) привлекаемого для выполнения работ (услуг) персонала со следующей квалификацией:

- специалист по вентиляции и кондиционированию к основной квалификации дополнительно имеющий допуск на III группу до 1000В по электробезопасности  – не менее 8-х чел.,

- слесарь-сантехник – не менее 12 чел.,

- газо-электросварщик – не менее 8 чел.,

- электрик с допуском на IV группу до 1000В по электробезопасности  – не менее 12 чел.

Все заявленные сотрудники указанных квалификаций в обязательном порядке должны:

- иметь допуски к выполнению работ на высоте с присвоением II – группы;

- иметь документ о прохождении проверки знаний требований охраны труда;

- иметь документ о прохождении проверки знаний по пожарно-техническому минимуму;

- иметь медицинскую книжку.

- инженер по эксплуатации, прошедший обучение и проверку знаний на IV группу до 1000В по электробезопасности (в качестве административно-технического персонала), по охране труда (для руководителей), ответственный руководитель работ на высоте с присвоением III группы безопасности работ на высоте, по пожарно-техническому минимуму, также имеющий медицинскую книжку – не менее 1-го чел.

В случае наличия сотрудников в штате организации предоставляются сведения о количестве персонала для выполнения работ по предмету конкурса: штатная расстановка, копии трудовых книжек со всеми заполненными страницами. В случае привлечения специалистов по гражданско-правовым договорам предоставляются копии таких договоров. Для подтверждения сведения о наличии у персонала требуемой квалификации предоставляются копии соответствующих дипломов, аттестатов, свидетельств, сертификатов, аттестационных удостоверений, разрешений и т.п. подтверждающих заявленную квалификацию. В случае не предоставления в составе заявки квалификационных сведений и документов в полном объёме требований по минимально установленному количеству требуемых специальностей участнику присваивается 0 (ноль) баллов по данному показателю. Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. При оценке обеспеченности участника трудовыми ресурсами оценивается наличие специалистов всех требуемых специальностей и квалификаций в количестве не менее минимально установленного. При отсутствии специалистов какой-либо требуемой специальности с соответствующим набором навыков и квалификации количество сотрудников других специальностей не оценивается, заявке присваивается ноль баллов по данному показателю.

По мнению Заявителя, требование об предъявлении в составе заявки медицинских книжек не является показателем квалификации в штате участника закупки и (или) привлекаемого для выполнения работ (услуг) персонала.

Согласно п. 5.11 Технического задания Исполнитель обеспечивает прохождение сотрудниками Исполнителя обязательных предварительных и периодических, а также внеочередных медицинских осмотров с внесением данных о прохождении медицинских осмотров в личные медицинские книжки сотрудников в соответствии с актом, указанным в пункте 7.34 настоящего Технического задания.

Согласно п. 5.12 Технического задания Личные медицинские книжки сотрудников должны быть оформлены в соответствии с требованиями акта, указанного в пункте 7.28 настоящего Технического задания, и содержать отметки о прохождении предварительных и периодических медосмотров в соответствии с требованиями акта, указанного в пункте 7.34 настоящего Технического задания. Таким образом наличие у сотрудников медицинской книжки необходимо непосредственно перед началом выполнения работ. Исполнитель не обязан иметь в наличии сотрудников, с медицинскими книжками, поскольку прохождение обязательного медицинского осмотра не установлено законодательством РФ. В соответствии с законодательством РФ (ст. 69, 213 ТК РФ) предусматривает обязательное медицинское освидетельствование для ряда категорий работников. Примерный перечень профессий, требующих наличия медкнижки, приведен в Письме Минздрава России от 07.08.2000 N 1100/2196-0-117, а также в приказе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 402 от 20.05.2005 г. «О личной медицинской книжке». Согласно ТК РФ, медицинские осмотры осуществляются за счёт средств работодателя.

На заседании Комиссии представитель Заказчика отметил, что в соответствии с Планом организационных санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной новым коронавирусом 2019-nCoV в городе Москве, утверждённым Мэром Москвы С.С. Собяниным, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020г. № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», указом Мэра Москвы от 05 марта 2020г. №12-УМ «О введении режима повышенной готовности», в городе Москве развёрнута дополнительная инфраструктура, необходимая для борьбы с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID -19. Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 23 сентября 2020г. № 1108 «Об утверждении перечня стационарных медицинских организаций, оказывающих на территории города Москвы медицинскую помощь лицам с подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подтверждённым диагнозом новая коронавирусная инфекция COVID-19 в эпидемиологический сезон 2020 года» определён перечень дополнительных коечных пространств (временных госпиталей) предназначенных для размещения лиц с подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подтверждённым диагнозом новая коронавирусная инфекция COVID-19. В указанный перечень в т.ч. входят объекты, расположенные на территории ПКиО «Сокольники» по адресу ул. Сокольнический Вал, 1, корпуса 2,3,4,4а,11.

Рассматриваемая закупка услуг по обслуживанию инженерных систем в зданиях на территории ГАУК г. Москвы «ПКиО «Сокольники» производится непосредственно для организации бесперебойного функционирования инженерной инфраструктуры в выставочных павильонах, предварительно переоборудованных под указанные временные госпитали.

Специфика функционирования данных объектов определяет повышенные требования к предотвращению сбоев в работе инженерных систем зданий, при этом выполнение работ по устранению неисправностей производится также в помещениях непосредственно предназначенных под размещение больных или лиц с подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в т.ч. без возможности временного перемещения указанных лиц на время выполнения работ. Таким образом, сотрудники эксплуатирующей организации, занимающиеся обслуживанием инженерной инфраструктуры, при выполнении соответствующих работ физически не могут быть надёжно изолированы от контактов с размещёнными во временном госпитале лицами.

Федеральным законом от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний установлено, что работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры, данные о которых подлежат внесению в личные медицинские книжки. Письмо Минздрава РФ от 07.08.2000г. № 1100/2196-0-117"О направлении перечня профессий" конкретизирует перечень данных профессий и сферы деятельности работников, в который также включены работники организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, в т.ч. в лечебных учреждениях.

Письмо Центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора в г. Москве от 27 августа 2002 г. N 16-2-292 «О личных медицинских книжках работников лечебно - профилактических учреждений» также разъясняет, что работники лечебно - профилактических учреждений, непосредственно связанные с питанием и коммунально - бытовым обслуживанием пациентов, подлежат медицинским осмотрам и соответственно обязаны иметь личную медицинскую книжку.

Согласно общепринятым нормам права под коммунальными услугами понимается предоставление коммунальных ресурсов, таких как: водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление и т.д.

Таким образом, оказание услуг (выполнение работ) по поддержанию инженерной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление коммунальных услуг в лечебных учреждениях, при невозможности избежать физического контакта между работниками и изолированными лицами, является основанием и обязанностью заказчика установить в закупочной документации требование о необходимости наличия медицинских книжек для соответствующих категорий работников.

Также Заявитель указывает, что требование о предоставление минимального количества персонала необоснованно и ограничивает конкуренцию среди участников закупки, поскольку подтвердить наличие персонала требуется только при подаче заявки.

Заказчик на заседании отметил, что минимальное количество установлено исходя из физических объёмов и количества обслуживаемой инженерной инфраструктуры зданий, условий по разделению обслуживаемого персонала на отдельные не пересекающиеся между собой группы в зависимости от организации госпитального пространства на так называемые чистую и красную (КОВИД) зоны госпиталя, сменных условий работы (круглосуточная смена – три дня отдыха).

Отсутствие в техническом задании сведений о минимально-необходимом количестве специалистов требуемых профессий обусловлено в т.ч. типовой структурой технического задания, формируемой автоматически посредством функционала системы ЕАИСТ города Москвы без возможности добавления заказчиком указанных сведений. Вместе с тем, данное требование установлено заказчиком в содержании Показателя 2.1 «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», при этом участник закупки при подаче заявки обязан изучить и руководствоваться всей совокупностью документов и сведений в составе закупочной документации.

Также Заявитель оспаривает условие о наличии допуска у всех сотрудников к выполнению работ на высоте с присвоением II группы.

Заказчик на заседании Комиссии указал, что временные госпитали организованы в пространстве выставочных павильонов, с высотой потолков до 8 метров, с расположением инженерной инфраструктуры в т.ч. в подпотолочных пространствах, требующих от работников соответствующих допусков работы на высоте.

Комиссия, заслушав лиц участвующих в деле, рассмотрев представленные документы и сведения, отмечает следующее.

Рассматриваемые требования предъявлены на основании потребности Заказчика, который, в свою очередь, проводит закупочную процедуру в целях получения конечного результата - оказанных услуг в том виде, качестве, порядке и объеме, на который он обоснованно рассчитывал. Соответственно, при определении будущего контрагента Заказчик не лишен возможности установления таких оценочных критериев, которые объективно будут выявлять участника, наиболее соответствующего всем требованиям Заказчика. При этом установленные Заказчиком критерии оценки не должны представлять преимущественного положения какому-либо конкретному субъекту, а равно не должны приводить к ограничению круга потенциальных участников.

Между тем необходимо отметить, что Заявителем не приведено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые им требования приводят к ограничению количества участников Закупки, а также о том, что установленные требования предоставляют преимущества какому-либо конкретному субъекту.

Комиссия также принимает во внимание, что установленный порядок оценки по спорному показателю однозначен и администрируем, а также предъявляется в равной степени ко всем участникам Закупки, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода жалобы Заявителя в рассматриваемой части.

Необходимо также отметить, что предъявленные требования непосредственно связаны со спецификой оказания услуг на территории Заказчика.

Также Комиссия отмечает, что положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

В свою очередь, содержание жалобы не подтверждает нарушение со стороны Заказчика действующего законодательства Российской Федерации, а по существу сводится к несогласию Заявителя с установленным Заказчиком порядком оценки и сопоставления заявок.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия Заказчика нарушений помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

Из вышеизложенного следует, что Заявителем неправомерный характер данного порядка оценки заявок в рассматриваемом случае доказан не был. Между тем, несогласие Заявителя с установленными требованиями не может однозначно свидетельствовать о нарушении действующего законодательства Российской Федерации со стороны Заказчика.

С учетом имеющихся в материалах дела документов и сведений, на основе конкретных фактических обстоятельств рассматриваемого дела, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Формула СБ» (ИНН: 7723851831) на действия ГАУК Москвы «Парк культуры и отдыха «Сокольники» (ИНН: 7718059719) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 01.03.2021 № ЕО/11165/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны