Решение №53265/23 б\а от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16937/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.12.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии,

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя <...>

рассмотрев жалобу ООО «АЗК Строй Групп» (далее — Заявитель) на действия Академического музыкального училища при МГК имени П.И. Чайковского (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем пожарной сигнализации, речевого оповещения о пожаре, порошкового и газового пожаротушения (реестровый № 32312958907) (далее - Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы нарушения со стороны Заказчика выражены в неправомерном установлении в документации необоснованных требований, а именно: в документации установлено обязательное требование о предоставлении в составе заявки сведений (в том числе конкретных показателей) о функциональных, технических и качественных характеристиках поставляемых товаров. При этом в проекте договора отсутствуют сведения о поставке товаров. Договором не предусмотрена поставка оборудования, отсутствуют сведения о приемке товара, сведения о том, что поставляемый товар переходит на баланс Заказчика путем составления товарной накладной по форме ТОРГ-12, получает складкой инвентарный номер в журнале учета материальных ценностной.

Заявитель отмечает, что предметом Закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем пожарной сигнализации, речевого оповещения о пожаре, порошкового и газового пожаротушения, что не подразумевает поставку нового оборудования.

Также документация не содержит проектной документации и конкретных показателей (наименования/марки) оборудования, что не позволяет определить оборудование необходимое к поставке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в пункте 6 Технического задания установлено количество оборудования, подлежащего техническому обслуживанию. Его характеристики установлены в Приложении № 1 к Техническому заданию. При этом обязанность по указанию конкретной марки оборудования у Заказчика отсутствует.

Заказчик указал, что в соответствии с действующим законодательством о антитеррористической защищенности проектная документация на установленные системы, подлежащие техническому обслуживанию и текущему ремонту, предоставляется обслуживающей организации только после заключения договора на обслуживание. Вместе с тем текущий ремонт предусматривает замену и ремонт отдельных частей системы без изменения проектных решений. Планово-предупредительный ремонт требует разработки нового проектного решения, однако в настоящем случае оказание услуг по проведению планово-предупредительного ремонта не предусмотрено.

По истечению стока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с Заказчиком и проектной организацией. При замене одних технических средств на иные должна быть обеспечена информационная и электрическая совместимость технических средств пожарной сигнализации. Таким образом, замена вышедших из строя технических средств, входящих в систему пожарной сигнализации, на аналогичные технические средства в результате проведения технического обслуживания и текущего ремонта возможна без разработки нового проекта.

В Приложении № 1 к Техническому заданию приведены характеристики оборудования, входящего в состав систем пожарной сигнализации, речевого оповещения о пожаре, порошкового и газового пожаротушения без указания конкретного типа, что позволяет подобрать оборудование для формирования резерва ЗИП (подменного фонда).

Заказчик отметил, что при обнаружении неисправности системы и необходимости замены вышедших из строя технических средств допускается высокая вероятность, что ранее используемые в составе системы технические средства могут быть сняты с производства или недоступны к заказу по объективным причинам, в связи с чем Заказчик не требует полного соответствия заменяемого оборудования проекту и допускает замену на оборудование с аналогичными характеристиками, установленными в Приложении № 1 к Техническому заданию, что также допускается проектной документацией.

Также Заказчик указал, что нормы Закона о контрактной системе, на которые ссылается Заявитель, не применимы в обжалуемом случае, поскольку Закупка проведена в рамках Закона о закупках.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 14.11.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru) и ООО «РТС-тендер» была размещена информация о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 3 633 189,59 руб.

Дата начала срока подачи заявок: 14.11.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 01.12.2023 в 10:00.

Дата рассмотрения заявок: 04.12.2023.

Дата подведения итогов: 08.12.2023.

В соответствии с пунктом 1.6.2 Документации предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки, в том числе:

1) наименование товара, работы, услуги, товарный знак (при наличии), наименование производителя, страна происхождения товара;

2) сведения (в том числе конкретные показатели) о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, работ, услуг в соответствии с документацией об аукционе, включая срок годности, остаточный срок годности, гарантийный срок;

3) сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

4) эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение (при наличии такого требования);

5) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае если, требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о закупке. При этом представление указанных документов не требуется, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Согласно части 6 Технического задания объем оказываемых услуг, перечень работ и характеристик оборудования, перечень материалов, применяемых при оказании услуг, их технические характеристики:

 

1. Системы пожарной защиты

Общие требования:

1. Все выполняемые услуги должны отвечать требованиям нормативно-технических документов по эксплуатации:

  • Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811;

  • Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утверждена Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261;

  • Правила противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;

  • РД 009-02-96 Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт;

  • Пособие к РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранной, пожарной сигнализации правила производства и приемки работ»;

  • Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля. Методические рекомендации;

  • РД 78.145-93 Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации правила производства и приемки работ;

  • Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 № 903Н;

  • ГОСТ Р 54101-2010 «Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт»;

  • РД 25.964-90 «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ».

2. Обслуживание системы пожарной сигнализации предусматривает ежедневное обследование с целью выявления возможных нарушений в их функционировании, а также ведение эксплуатационной документации.

Эксплуатационные услуги:

1.1. Система газового и порошкового пожаротушения

- внешний осмотр составных частей системы (технологической части - трубопроводов, насадок, запорной арматуры, баллонов с огнегасящим веществом и сжатым воздухом, манометров, распределительных устройств и т.д.; Электротехнической части - шкафов электроавтоматики, компрессора и т.д.; сигнализационной части - приемно- контрольных приборов, шлейфа сигнализации, извещателей, оповещателей и т.д.); на отсутствие механических повреждений, грязи, прочности креплений, наличие пломб и т.п.

1 раз в неделю

- контроль рабочего положения запорной арматуры, давления в побудительной сети и пусковых баллонах и т.д.

1 раз в месяц

- контроль основного и резервного источников питания, проверка автоматического переключения питания с рабочего ввода на резервный

1 раз в месяц

- проверка работоспособности составных частей системы (технологической части, электротехнической части и сигнализационной части)

1 раз в месяц

- проверка работоспособности системы в ручном (местном, дистанционном) и автоматическом режимах

1 раз в месяц

- проверка работоспособности электроуправления инженерными системами здания при возникновении пожара

1 раз в 6 месяцев

- контроль массы огнетушащего вещества

1 раз в год

- измерение сопротивления защитного и рабочего заземления

1 раз в год

1.2. Пожарная сигнализация

- внешний осмотр составных частей системы (приемно- контрольных приборов, усилителей, коммутаторов, шлейфов сигнализации, извещателей, оповещателей, колонок и т.п.) на отсутствие повреждений. Коррозии, грязи, прочности креплений, наличие пломб и т.п.

1 раз в месяц

- контроль рабочего положения выключателей и переключателей, световой индикации и т.д.

1 раз в месяц

- контроль основного и резервного источников питания и автоматического переключения питания с рабочего ввода на резервный и обратно

1 раз в месяц

- проверка работоспособности системы, оборудования и извещателей в нормальных условиях работы; удаление пыли, грязи, влаги и т.п. с приемно-контрольных приборов и блоков питания; проверка сохранности пломб на шкафах и приборах; выявление видимых механических повреждений, а также следов несанкционированного вскрытия

1 раз в месяц

-восстановительно-наладочные и другие работы, в том числе, замена одного из извещателей в каждом шлейфе по результатам проверки срабатывания; замена (восстановление обрывов) 2-х проводных соединительных линий (не более 5 м в каждой линии); проверка работоспособности приборов, оповещателей и извещателей на крайних пределах электропитания, указанных в технических пас-портах; составление протоколов, актов по результатам проверок, измерений и наладочных работ

1 раз в месяц

- измерения сопротивления защитного и рабочего заземления

1 раз в год

- измерение сопротивления изоляции электрических цепей

1 раз в 3 года

- замена аккумуляторных батарей резервных источников питания

1 раз в 3 года

- маркировка компонентов системы, шлейфов

1 раз в 3 года

1.3. Система речевого оповещения о пожаре

- осмотр оборудования и соединительных линий: внешний осмотр приборов, блоков, пультов на отсутствие пыли, грязи, влаги, краски, побелки и т.д.; осмотр механических контактов крепления соединительных линий на кроссах, в шкафах, в люках и т.п.; осмотр и проверка механической прочности крепления (приборов, извещателей, кабелей, проводов и т.д.) и в случае необходимости их ремонт и замена.

1 раз в месяц

- проверка работоспособности: проверка работоспособности системы и оборудования в нормальных условиях работы; удаление пыли, грязи, влаги и т.п. с приемно-контрольных приборов и блоков питания; проверка сохранности пломб на шкафах и приборах; выявление видимых механических повреждений, а также следов несанкционированного вскрытия

1 раза в месяц

- выполнение профилактических мероприятий: проверка работоспособности при переключении на аварийное питание; контрольная проверка срабатывания одного из одноразовых извещателей в каждом шлейфе (по согласованию и с участием представителя «Заказчика»)

1 раз в месяц

- восстановительно-наладочные и другие работы: замена одного из оповещателей в линии по результатам проверки; замена (восстановление обрывов) 2-х проводных соединительных линий (не более 5 м в каждой линии); проверка работоспособности приборов, оповещателей на крайних пределах электропитания, указанных в технических паспортах; составление протоколов, актов по результатам проверок, измерений и наладочных работ.

1 раз в месяц

1.4. Контроль за наличием и состоянием первичных средств пожаротушения и оформления документации

- проведение инструктажей сотрудников

По требованию Заказчика

- обслуживание пожарного водопровода

1 раз в 6 месяцев

1.5. Документальное оформление выполненных работ

- документальное оформление выполненных работ

1 раз в месяц

- ведение документации согласно требованиям РД 009-01-96

1 раз в месяц

 

Также в пункте 6 Технического задания указан перечень установленного оборудования:

 

п/п

Наименование

Количество

Ед. изм.

 

Батарея аккумуляторная тип 1

2

шт

 

Батарея аккумуляторная тип 2

20

шт

 

Блок бесперебойного питания

5

шт

 

Блок индикации

1

шт

 

Блок резервного питания

8

шт

 

Блок речевого оповещения

1

шт

 

Блок сигнально-пусковой

1

шт

 

Выключатель тип 1

3

шт

 

Выключатель тип 2

4

шт

 

Извещатель пожарный дымовой тип 1

11

шт

 

Извещатель пожарный дымовой тип 2

2

шт

 

Извещатель пожарный дымовой тип 3

801

шт

 

Извещатель пожарный ручной

52

шт

 

Извещатель пожарный тепловой

12

шт

 

Коробка коммутационная

5

шт

 

Коробка соединительная

12

шт

 

Модуль газового пожаротушения

1

шт

 

Модуль порошкового пожаротушения

2

шт

 

Оповещатель пожарный комбинированный светозвуковой

5

шт

 

Оповещатель речевой

43

шт

 

Оповещатель световой тип 1

61

шт

 

Оповещатель световой тип 2

3

шт

 

Оповещатель световой тип 3

2

шт

 

Оповещатель световой тип 4

1

шт

 

Оповещатель световой тип 5

2

шт

 

Оповещатель световой тип 6

1

шт

 

Оповещатель световой тип 7

1

шт

 

Оповещатель световой тип 8

1

шт

 

Прибор приемно-контрольный

1

шт

 

Прибор приемно-контрольный и управления

5

шт

 

Прибор приемо-контрольный охранно-пожарный тип 1

2

шт

 

Прибор приемо-контрольный охранно-пожарный тип 2

1

шт

 

Прибор управления речевыми оповещателями

8

шт

 

Прибор управления речевыми оповещателями (блок расширения мощности)

3

шт

 

Пульт контроля и управления охранно-пожарный

1

шт

 

Усилитель мощности

1

шт

 

Устройство коммутационное

5

шт

 

Щиток распределительный

1

шт

 

Электропривод противопожарного клапана

4

шт

 

Для своевременного устранения неисправностей и проведения оперативного текущего ремонта и замены Оборудования систем пожарной сигнализации, речевого оповещения о пожаре, порошкового и газового пожаротушения, Исполнитель обязан в течение месяца со дня подписания Договора за счет собственных средств создать резерв ЗИП (подменный фонд).

В состав товаров (ЗИП) должно входить Оборудование, в количестве, обеспечивающем безусловное выполнение условий Договора, перечень которого, а также требования к функциональным, техническим и качественным эксплуатационным характеристикам оборудования должны соответствовать указанным в Приложении №1 к Техническому заданию, на сумму не более 10% (десяти процентов) от суммы Договора. Следует учитывать, что все поставляемые товары (материалы) и оборудование должны быть сопрягаемы с уже установленными у Заказчика.

Место поставки товаров (материалов) и оборудования г. Москва, Мерзляковский пер., д. 11, стр. 1.

В состав технического обслуживания систем не входят работы, связанные с обслуживанием и ремонтом силовой электропроводки, электроарматуры и пусковых устройств, не входящих в комплект оборудования, заземляющих контуров и магистралей заземления.

При перепрограммировании систем Исполнитель обязан вносить соответствующие изменения в техническую документацию. Исполнитель обязан проводить систематическое обновление программного обеспечения и дополнительных функций системы по заявке Заказчика.

В Приложении № 1 к Техническому заданию установлена форма требований заказчика к характеристикам товаров (материалов) и оборудования, в которой указаны наименование товара, наименование показателя товара (требуемый параметр), требуемое значение показателя, установленное Заказчиком.

Таким образом, на заседании Комиссии было установлено и подтверждено Заказчиком, что техническому обслуживанию и ремонту по итогам оспариваемой закупки будет подвержено значительное количество оборудования. При этом, в документации указаны конкретные характеристики оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и текущему ремонту, что позволяет участникам полноценно сформировать свое техническое предложение.

Комиссия также отмечает, что установление Заказчиком оспариваемых Заявителем требований обусловлено потребностью Заказчика, а также наличием у Заказчика на балансе оборудования, на котором будет проводится замена расходных материалов.

При этом, Заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения расходных материалов для оборудования, учитывая, что указанные материалы находятся в свободном доступе.

Комиссия отмечает, что в соответствии с нормами действующего законодательства Заказчик самостоятельно устанавливает требования к закупаемым товарам, работам, услугам и формирует техническое задание в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 1 Закона о закупках обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При этом надлежащая потребность к закупаемым товарам выражена Заказчиком в Техническом задании.

В свою очередь, Заявитель не может спорить с такой потребностью и самостоятельно определять, какие именно характеристики и требования необходимо установить и являются значимыми при приобретения товара.

Кроме того в своей деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского», утвержденным приказом Минкультуры России от 27.09.2022 № 1774 (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 7.1 Положения документация о конкурентной закупке утверждается Заказчиком и включает в себя:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документации, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги нуждам Заказчика. Если Заказчиком в документации не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги нуждам Заказчика;

- требования к описанию участником поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

В силу пункта 7.11.1 Положения в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В пункте 7.11.2 Положения в описании предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Таким образом, отсутствие в документации наименования оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и ремонту, без указания товарных знаков, марок, моделей, но при наличии описания и характеристик данного оборудования, позволяет определить качественные и технические характеристики оказываемых услуг, а также позволяет участнику закупки объективно оценить свои силы и имеющиеся возможности, чтобы подать заявку на участие в закупке.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года N 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.

Таким образом, само по себе включение в документацию условий и признаков, которые в конечном итоге приводят к исключению из числа участников лиц, не отвечающих этим условиям и признакам, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора наиболее подходящего под требования Заказчика, в данном случае исполнителя.

Отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Позиция антимонопольного органа подтверждается судебной практикой, в частности, в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021 указано, что Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Техническое задание составлено с учетом требований Закона о закупках, а равно в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований действующего законодательства и документации о закупке.

Кроме того, Комиссией установлено, что на участие в оспариваемой Закупке подано 3 заявки, что также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

При этом, Комиссия принимает во внимание, что действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя оспариваемыми требованиями, Заявителем Комиссии не представлено.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.

В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, Комиссия приходит к выводу необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <...> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 04.12.2022 № НП/51660/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны