Решение б/н б/а от 8 августа 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-10268/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
06.08.2024 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<........>,
членов Комиссии:
<........>,
<........>,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей <........>,
в отсутствие представителей ООО «Сирин», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 31.07.2024 № НП/31042/24,
рассмотрев жалобу <........> (далее — Заявитель) на действия ООО «Сирин» (далее — Оператор ЭТП) при проведении арбитражным управляющим Квасовым Е.Е. торгов по реализации имущества должника (сообщение № 14052429, лот № 1) (далее — Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Оператора ЭТП при проведении Торгов.
Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи.
Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.
Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи от Оператора ЭТП, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.
Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Оператора ЭТП.
Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.
В соответствии с письмом ФАС России от 01.03.2023 № СП/14532/23 порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах по делу № АКПИ20-632.
Таким образом, требование части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции об обязательности проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства не подлежит применению при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом установленный в статье 18.1 Закона о защите конкуренции особый порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов участников торгов (участников гражданского оборота).
Важно отметить, что торги представляют собой способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди претендентов как предложивший лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Следовательно, проведение торгов вне зависимости от правовых оснований, в соответствии с которыми они проводятся, неразрывно связано с конкуренцией, так как подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, направленную на обеспечение наиболее выгодных условий для организатора торгов.
Нарушение процедуры проведения торгов может оказывать влияние на результаты торгов и приводить к ущемлению прав и законных интересов не только участников, подавших заявки на участие в торгах, но и потенциальных участников, которые могли бы принять в них участие.
При этом потенциальными участниками торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, может являться любой хозяйствующий субъект, заинтересованный в приобретении реализуемого на торгах имущества должника.
Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). Аналогичная позиция указана в пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101.
Соответственно, публичное извещение о проведении торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, обеспечивает возможность подачи заявки на участие в торгах для любого физического и юридического лица.
Необеспечение равных условий для участников при проведении конкурентных процедур, равно как и любое другое нарушение процедуры проведения торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, безусловно свидетельствует об ограничении (возможности ограничения) конкуренции.
Предоставленное участникам или потенциальным участникам торгов право обжалования действий их организаторов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, направлено на обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, заинтересованных в обжалуемых торгах.
С учетом изложенного, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, безусловно связано с защитой публичного интереса, направленного на недопущение ограничения, устранения конкуренции, обеспечение конкуренции на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона. Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее — Приказ № 495) утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
Информация о проведении Торгов размещена Организатором торгов на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) (сообщение № 14052429, лот № 1 от 02.04.2024).
Дата и время начала подачи заявок: 13.05.2024 в 00:00 (Московское время МСК).
Дата и время окончания подачи заявок: 31.07.2024 в 10:00 (Московское время МСК)
Дата и время торгов: 01.08.2024 в 12:00 (Московское время МСК).
Предмет торгов: Субсидиарная ответственность <........> по обязательства должника ООО «Сфера Упаковки» на основании Определения Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-259267/2020.
Начальная цена: 63 756 714, 50 рублей.
Вид торгов: Публичное предложение.
Согласно доводам жалобы Заявителем для участия в Торгах 18.07.2024 была подана заявка на регистрацию на электронной площадке. В заявке были приложены все необходимые документы, а именно паспорт, СНИЛС, ИНН.
После чего 19.07.2024, ввиду отсутствия результатов рассмотрения заявки, поданной на регистрацию, Заявитель обратился к Оператору ЭТП по номеру телефона, указанному на сайте ЭТП: <........> (в 16:02, 16:05, 16:07). Вместе с тем Оператор ЭТП на телефонные звонки Заявителя не ответил.
После повторного обращения в адрес Оператора ЭТП (22.07.2024) по номеру телефона <........> представитель Оператора ЭТП пояснил, что в связи с загруженностью сотрудников рассмотрение заявок производится с задержкой. Также представитель Оператора ЭТП в ходе телефонного разговора предложил Заявителю оплатить ускоренную регистрацию на платной основе. По запросу Заявителя Оператором ЭТП был выставлен счет на оплату услуги ускоренной регистрации.
Вместе с тем, поскольку 22.07.2024 Торги были завершены, Заявитель отказался оплачивать выставленный счет.
Затем 23.07.2024 Заявителю отказано в регистрации.
Заявитель не согласен с отказом в регистрации, поскольку им были представлены предусмотренные Регламентом ЭТП документы.
Кроме того, по мнению Заявителя, Оператор ЭТП намеренно затягивает сроки рассмотрения заявки, не отвечая на звонки и не реагируя на отправленные сообщения, чтобы лица, заинтересованные в участии в торгах, оплачивали счета за ускоренное рассмотрение заявок.
Указанные действия Оператора ЭТП привели ограничению возможности Заявителю принять участие в Торгах.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу пункта 2.1 Приказа № 495 для обеспечения возможности использования электронной площадки заинтересованным лицом оператор электронной площадки проводит его регистрацию на электронной площадке. Регистрация на электронной площадке проводится без взимания платы.
В соответствии с подпунктами «б», «в», «г» пункта 2.2 Приказа № 495 для регистрации на электронной площадке заинтересованное лицо (далее - заявитель на регистрацию на электронной площадке) с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявление на регистрацию с приложением следующих документов и сведений:
-
копий учредительных документов (для юридических лиц), копий документов, удостоверяющих личность (для физических лиц, являющихся заявителями на регистрацию на электронной площадке или представителями заявителей, в том числе руководителями юридических лиц, являющихся заявителями на регистрацию на электронной площадке);
-
сведений об идентификационном номере налогоплательщика (для юридических и физических лиц);
-
сведений об основном государственном регистрационном номере (для юридических лиц и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями), сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Требование представления иных документов и сведений, кроме указанных в названном пункте, не допускается.
Согласно пункту 2.4 Приказа № 495 заявление на регистрацию подлежит регистрации оператором электронной площадки в журнале таких заявлений с указанием даты и точного времени его представления.
В срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления на регистрацию оператор электронной площадки обязан его рассмотреть и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица на электронной площадке.
На основании подпункта «б» пункта 2.5 Приказа № 495 оператор электронной площадки отказывает в регистрации на электронной площадке в случае, если не представлены документы и (или) сведения, указанные в пункте 2.2 названного Порядка, либо не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2.3 названного Порядка;
Отказ в регистрации на электронной площадке по иным основаниям, кроме указанных в указанном пункте, не допускается.
В случае принятия решения об отказе в регистрации на электронной площадке оператор электронной площадки направляет заявителю на регистрацию на электронной площадке уведомление, содержащее указание на основания принятия данного решения, предусмотренные подпунктами «а» - «в» указанного пункта.
После устранения оснований для отказа в регистрации лицо вправе повторно подать заявление на регистрацию.
Таким образом, Приказом № 495 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации на электронной площадке, рассмотрение которых осуществляет Оператором не позднее трех рабочих дней со дня их поступления. В случае непредставления требуемых документов и или (сведений) Оператор ЭТП отказывает в регистрации на электронной площадке.
Аналогичные требования предусмотрены Регламентом ЭТП.
Так, Разделом 6 Регламента ЭТП установлен следующий порядок регистрации на электронной площадке.
Пунктом 6.1 Регламента предусмотрено, что регистрация на электронной площадке проводится для обеспечения доступа к организации открытых торгов или доступа к участию в открытых торгах. Регистрация осуществляется без взимания платы.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 6.3 Регламента ЭТП для регистрации на электронной площадке с целью получения доступа к участию в открытых торгах заявитель предоставляет оператору, в том числе следующие документы и сведения для юридических лиц: копии учредительных документов; для физических лиц: копии документов, удостоверяющих личность (все страницы), СНИЛС, ИНН; надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Согласно пункту 6.6 Регламента ЭТП в срок не более трех рабочих дней с момента поступления документов и сведений на регистрацию в качестве участника торгов оператор электронной площадки обязан принять решение о регистрации или отказе в регистрации. Заявителю может быть отказано в регистрации в случае непредставления им документов и сведений, указанных в пункте 6.3. названного Регламента, или в случае, если предоставляемые заявителем документы не предоставлены полностью, включая все имеющиеся страницы и/или листы в документе, не имеют все необходимые реквизиты, включая печати и подписи регистрирующих или выдавших документы органов, в том числе на оборотных сторонах документов.
При этом Комиссия отмечает, что на момент подачи заявки для регистрации на электронной площадке Заявитель не был лишен ознакомится с требованиями Регламента ЭТП в части представления необходимых документов для регистрации.
Как следует из письменных пояснений Оператора ЭТП, заявка Заявителя на регистрацию была отклонена по причине непредоставления необходимых документов и сведений, а именно: полная копия документа, удостоверяющего личность (все страницы паспорта), копия СНИЛС, копия ИНН.
Также Оператор ЭТП отметил, что предоставление физическими лицами всех страниц паспорта при регистрации является необходимым условием для регистрации на всех электронных торговых площадках.
Таким образом, учитывая, что в составе заявки Заявителя на регистрацию отсутствовал полный пакет документов, предусмотренных Регламентом ЭТП и Приказом № 495, у Оператора ЭТП в данном случае имелись основания для отказа в регистрации такой заявки.
Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Оператора ЭТП нарушений Регламента ЭТП, поскольку Заявителем к заявке на регистрацию на электронной площадке не были приложены обязательные документы, необходимые для регистрации, предусмотренные Приказом № 495 и Регламентом ЭТП.
Относительно довода Заявителя о затягивании Оператором ЭТП сроков рассмотрения заявки Комиссия отмечает, что заявка Заявителя на регистрацию, поданная 18.07.2024 рассмотрена Оператором ЭТП — 23.07.2024, то есть в соблюдением трехдневного срока на рассмотрение, предусмотренного пунктом 2.4 Приказа № 495 и пунктом 6.6 Регламента.
Таким образом, в данном случае у Комиссии отсутствуют основания для выявления нарушений в действиях Оператора ЭТП в части срока рассмотрения заявки на регистрацию, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями Приказа № 495 и Регламента ЭТП.
Относительно доводов Заявителя о взимании Оператором ЭТП дополнительной платы за ускоренную регистрацию Комиссия отмечает, что регистрация на электронной площадке проводится без взимания платы (п. 6.1 Регламента ЭТП).
Таким образом, Комиссия отмечает, что Заявитель вправе воспользоваться бесплатными услугами для регистрации.
Вместе с тем Комиссия также отмечает, что ООО «Сирин» является коммерческой организацией, основным видом действительности которой является извлечение прибыли.
При этом действующим законодательством не установлено запрета на взимание Операторами ЭТП платы за дополнительные услуги.
Комиссия обращает внимание, что оплата дополнительных услуг электронной площадки не является препятствием для подачи заявки не регистрацию, поскольку регистрация производится без взимания платы.
Кроме того, оплата дополнительных услуг Оператора ЭТП для сокращения сроков регистрации не является обязательной и производится по решению самого пользователя.
В рассматриваем случае при подаче заявки на регистрацию на электронной площадке Заявителем не вносилась оплата, что также не отрицается Заявителем в жалобе.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы в указанной части не нашел своего фактического подтверждения.
Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Оператора ЭТП нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Оператора ЭТП при проведении Торгов необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 31.07.2024 № НП/31042/24.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.