Решение б/н б/а от 14 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9891/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


11.07.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «АРТИКО ИНВЕСТ», НИЦ «Курчатовский институт»;

в отсутствие представителей АО «Сбербанк-АСТ», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 06.07.2022 № НП/35718/22,

рассмотрев жалобу ООО «АРТИКО ИНВЕСТ» (далее — Заявитель) на действия НИЦ «Курчатовский институт» (далее — Заказчик) при проведении аукциона на право заключения договора на поставку бензина и дизельного топлива (реестровый № 32211390682, далее — Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает итоги закупочной процедуры.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

17.05.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) размещено извещение № 32211390682 о проведении аукциона на поставку бензина и дизельного топлива.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» от 17.06.2021 (далее – Положение о закупке).

В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное признание победителем ООО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЦЕССИНГОВАЯ КОМПАНИЯ» (далее - Победитель).

Также Заявитель указывает на нарушение установленного срока для проведения аукциона и неуведомление Заказчиком о новых сроках проведения аукциона.

Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с Протоколом заседания Комиссии по осуществлению закупок НИЦ «Курчатовский институт» по подведению итогов аукциона в электронной форме на поставку бензина и дизельного топлива от 14.06.2022 в аукционе в электронной форме принял участие 1 (один) участник:

 

№ п/п

Порядковый номер заявки (в порядке уменьшения степени выгодности)

Наименование участника, адрес, ИНН

Предложения о цене договора (руб.), ранжированные по мере убывания

Время и дата поступления предложения

Порядковый номер заявки

1.

1

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЦЕССИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»

125047, ГОРОД МОСКВА, ЛЕСНАЯ УЛИЦА, ДОМ 20, СТРОЕНИЕ 1, ПОМ 1 ЭТ 1 КОМ 4,

ИНН 7743085399

3 386 860,00

01.06.2022 09:14:28

2134

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 Раздела IV «Требования к участникам закупки» документации об аукционе в электронной форме признать заявку на участие в закупке участника закупки ООО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЦЕССИНГОВАЯ КОМПАНИЯ» (порядковый номер 2134) не соответствующей.

В составе заявки участником закупки не предоставлены документы, предусмотренные Разделом III документации об электронном аукционе, а именно: не представлена анкета участника аукциона, декларация о соответствие участника закупки требованиям пунктов 2 - 6 части 1 раздела IV документации по форме, предусмотренной в разделе V документации, копия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период, предшествующий подаче заявки на участие в электронном аукционе.

В соответствие с пунктом 38 части 1 статьи 59 Положения о закупке заключить договор с ООО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЦЕССИНГОВАЯ КОМПАНИЯ» как с единственным поставщиком, так как данный участник закупки выразил согласие на поставку товаров в соответствие с условиями документации об электронном аукционе, в ходе торгов снизил максимальную цену договора, а также предоставил дополнительный процент снижения (скидку поставщика) для расчета согласно формуле цены договора, указанной в пункт 2.2.1 проекта договора (Раздел VI документации об аукционе в электронной форме).

В соответствии с пунктом 3.5 закупочной документациидата проведения аукциона 06.06.2022.

Как указывает Заявитель, в назначенное время 06.06.2022 Заявитель ждал начала аукциона, однако электронная торговая площадка (далее - ЭТП) такой возможности не предоставила.

Заявитель обратился на ЭТП, и представитель ЭТП сообщил, что проведение аукциона невозможно по причине непредставления Заказчиком необходимых документов (протоколов допуска).

Заявитель позвонил представителю Заказчику, который подтвердил, что произошел сбой и обещал уведомить о дате проведения аукциона.

Тем не менее, в нарушение установленного срока для проведения аукциона, не уведомив Заявителя, Заказчик провел аукцион 08.06.2022, чем, по мнению Заявителя, лишил Заявителя права принять участие в аукционе.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что ввиду произошедших технических неполадок (возникла техническая ошибка при направлении протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 03.06.2022), Заказчик не смог направить оператору ЭТП протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 03.06.2022, в связи с чем 06.06.2022 обратился к оператору ЭТП с обращением о предоставлении возможности направить протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 03.06.2022 и о переносе даты проведения Аукциона на 08.06.2022 в целях обеспечения участия в Аукционе всех участников оспариваемой Закупки, подавших заявки на участие в Аукционе.

В свою очередь, Оператор ЭТП на основании обращения Заказчика 07.06.2022 в 09:08 были внесены изменения в сроки проведения процедуры, назначена новая дата проведения торговой сессии на 08.06.2022 в 09:00 (МСК).

Уведомление о внесении изменений в сроки проведения процедуры были направлены всем участникам аукциона, в том числе в адрес Заявителя, 07.06.2022 в 09:08 (МСК).

Информация о новой дате и времени начала подачи предложений о цене договора размещена в открытой части электронной площадки на странице просмотра соответствующего извещения.

Также оператором ЭТП в адрес всех участников аукциона 08.06.2022 в 08:00 (МСК) было направлено уведомление о приближении даты начала торгов.

Между тем, Заявитель отметил, что указанные уведомления ему не поступали.

В целях всестороннего изучения полученной информации Комиссией был направлен запрос на ЭТП для подтверждения/отсутствия подтверждения уведомления о дате проведения аукциона на 08.07.2022, а также уведомления о приближении даты начала торгов.

Оператором ЭТП была направлена информация, что Заявителю были направлены вышеуказанные уведомления.

Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы по данному доводу.

Относительно неправомерного признания ООО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЦЕССИНГОВАЯ КОМПАНИЯ» победителем оспариваемой Закупки Комиссия отмечает следующее.

Комиссия вновь указывает, что, согласно протоколу заседания Комиссии по осуществлению закупок НИЦ «Курчатовский институт» по подведению итогов аукциона в электронной форме на поставку бензина и дизельного топлива от 14.06.2022, в соответствии с пунктом 1 части 2 Раздела IV «Требования к участникам закупки» документации об аукционе в электронной форме признать заявку на участие в закупке участника закупки ООО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЦЕССИНГОВАЯ КОМПАНИЯ» (порядковый номер 2134) не соответствующей.

В составе заявки участником закупки не предоставлены документы, предусмотренные Разделом III документации об электронном аукционе, а именно: не представлена анкета участника аукциона, декларация о соответствие участника закупки требованиям пунктов 2 - 6 части 1 раздела IV документации по форме, предусмотренной в разделе V документации, копия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период, предшествующий подаче заявки на участие в электронном аукционе.

Заказчик пояснил, что, согласно части 7 статьи 36 Положения о закупке, в случае, если при проведении аукциона подано только одно предложение о цене договора, такой аукцион признается несостоявшимся. В этом случае договор заключается с участником аукциона, подавшим такое предложение, по цене договора, предложенной таким участником аукциона, либо по согласованной с указанным участником аукциона цене, не превышающей цены договора, предложенной при проведении аукциона.

В соответствии со статьей 39 Положения о закупке если аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок на участие в аукционе или если аукцион признан несостоявшимся и договор не заключен с единственным участником аукциона, подавшим заявку на участие в аукционе, или с единственным участником аукциона, допущенным к участию в аукционе, или с единственным участвовавшим в аукционе участником, Заказчик вправе уточнить условия закупки и объявить о проведении повторного аукциона или закупки иным способом, предусмотренным настоящим Положением, или принять решение осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Также, согласно пункту 38 части 1 статьи 59 Положения о закупке, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) могут проводиться в случае признания несостоявшимся конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений (в том числе в электронной форме) в случаях, если не поданы или не допущены к участию в закупке ни одна заявка на участие в конкурсе, аукционе, котировочная заявка, предложение или не заключен договор с единственным участником указанных закупок.

Если не поданы к участию в закупке ни одна заявка на участие в конкурсе, аукционе, котировочная заявка, предложение или по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе, аукционе, котировочных заявок, предложений (в том числе в электронной форме) не допущены к участию ни одна заявка на участие в конкурсе, аукционе, котировочная заявка, предложение на участие в указанных закупках, или не заключен договор с единственным участником указанных закупок, Заказчик вправе принять решение о заключении договора у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на условиях, установленных проектом договора, включенным в состав документации о закупке, и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора, предусмотренную в документации о закупке или на лучших для заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров).

В свою очередь, Комиссия указывает, что в соответствии с частью 2 закупочной документации «Основания для отказа в допуске к участию в аукционе в электронной форме» заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в случае:

1) непредставления документов и сведений, предусмотренных Разделом III документации либо наличия в документах и сведениях недостоверной информации об участнике процедуры закупки или о товарах, работах, услугах на поставку, выполнение, оказание которых осуществляется закупка;

2) несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 12 Положения о закупке, либо неподтверждения таких требований, установленных в документации о закупке, надлежащими документами и сведениями;

3) несоответствия заявки требованиям документации об электронном аукционе, в том числе представление протокола разногласий к проекту договора или иного документа, свидетельствующего о намерении заключить договор на условиях, нарушающих интересы Заказчика, в том числе наличие в заявке предложения о сроке выполнения работ (оказания услуг, поставки товара), превышающем срок, установленный документацией о закупке.

4) непредставление документа, подтверждающего обеспечение заявки на участие в закупке (в случае если участник закупки предоставляет обеспечение заявки в виде банковской гарантии), если требование обеспечения заявок указано в документации о закупке; несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления такого обеспечения.

Также Комиссия обращает внимание, что в соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

То есть, из буквального толкования вышеприведенной нормы Комиссия указывает, что договор может быть заключен с учетом двух условий:

- низкая цена путем снижения НМЦ;

- заявка соответствует требованиям закупочной документации.

В рассматриваемом случае Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно признан победителем ООО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЦЕССИНГОВАЯ КОМПАНИЯ», поскольку Заказчик сам признал, что поданная заявка не соответствует требованиям закупочной документации.

В свою очередь, Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным частью 18 статьи 3.2, а также пунктом 2 части 1 статьи 3 закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика обоснованной в части неправомерного признания ООО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЦЕССИНГОВАЯ КОМПАНИЯ» победителем оспариваемой Закупки, в остальной части — о признании жалобы необоснованной.

Вместе с тем, Комиссия установила, что 01.07.2022 в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещена информация о заключении договора № 87734111035220000440001.

Согласно пункту 2.18 закупочной документации, договор по результатам аукциона заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Протокол заседания Комиссии по осуществлению закупок НИЦ «Курчатовский институт» по подведению итогов аукциона в электронной форме на поставку бензина и дизельного топлива от 14.06.2022 в ЕИС размещен 17.06.2022.

Согласно информации, представленной Заказчиком, договор заключен 29.06.2022, то есть, с соблюдением установленных сроков.

Соответственно, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АРТИКО ИНВЕСТ» (ОГРН: 5157746144881, ИНН: 9715232782) на действия НИЦ «Курчатовский институт» (ОГРН: 1027739576006, ИНН: 7734111035) при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях НИЦ «Курчатовский институт» (ОГРН: 1027739576006, ИНН: 7734111035) нарушения части 18 статьи 3.2, а также пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны