Решение б/н б/а от 13 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11935/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.09.2023                                                                                                              г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...........>,

членов Комиссии:

<...........>,

<...........>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «Тринта»,

в отсутствие <...........>,, извещенного надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 05.09.2023 № НП/37776/23,

рассмотрев жалобу <...........>, (далее — Заявитель) на действия ООО «Тринта» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по реализации имущества должника: квартира общ. пл. 55,7 кв.м. по адресу: г. Москва, ул.Верхние поля, д.13, корп.2, кв.32, к/н: 77:04:0004017:1996 (извещение № 23000017540000000139, лот №1) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, перенаправленная письмом ФАС России от 04.09.2023 № 04/71132/23.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Организатором торгов статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Настоящее заседание Комиссии было проведено в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при этом в части доводов о возможном нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции данная жалоба принята в работу в рамках статьи 44 Закона о защите конкуренции и ответ будет дан дополнительно.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Согласно доводам жалобы Заявитель указывает на следующие нарушения со стороны Организатора торгов:

1. Заявитель не согласен с принятым решением Организатора торгов об отклонении заявки, поскольку документы представленные в составе заявки полностью соответствовали требованиям Извещения.

2. Заявитель указывает, что предусмотренная Организатором торгов форма согласия на обработку персональных данных не соответствует нормам действующего законодательства.

3. Протокол определения участников составлен с нарушением требований действующего законодательства.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Комиссией установлено, что между Организатором торгов и ТУ Росимущества в городе Москве заключен государственный контракт на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации от 22.02.2023 № 07-АИ/2023 (далее — Государственный контракт).

Извещение о проведении торгов № 23000017540000000139, лот № 1 было опубликовано 14.08.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (ww.torgi.gov.ru) (далее — Официальный сайт).

Предмет Торгов: квартира общ. пл. 55,7 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Верхние поля, д. 13, корп. 2, кв. 32, к/н: 77:04:0004017:1996.

Дата начала подачи заявок: 14.08.2023 11:10 (МСК)

Дата окончания подачи заявок: 25.08.2023 11:00 (МСК)

Дата проведения торгов: 30.08.2023 11:00 (МСК)

Относительно довода Заявителя о неправомерном отклонении заявки, Комиссией установлено следующее.

Согласно протоколу определения участников от 29.08.2023 заявка Заявителя отклонена. В качестве причины отклонения заявки указано, что «Документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации».

В соответствии с Извещением, размещенному на Официальном сайте, Организатор торгов вправе отклонять представленные заявки, если они не соответствуют требованиям (формам), установленным в извещении о проведении Аукциона.

При рассмотрении заявок на участие в аукционе Организатор торгов также не допускает Заявки к участию в Аукционе в случае, если:

- подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов с нарушением срока, установленного в информационном сообщении;

- подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным сообщением;

- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

- не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет, указанный в информационном сообщении.

Как следует из жалобы, Заявитель посредством электронной почты обратился в адрес Организатора торгов для уточнения причин отклонения заявки.

На что Организатор торгов указал следующие причины отклонения заявки Заявителя:

1. Представленные документы, а именно: «ЗАЯВКА № 23082023 на участие в торгах в форме открытого аукциона», «опись к заявке», «согласие о персональных данных», а также представленные декларации - не являются электронными скан-копиями с подлинника документа, так как являются текстовыми файлами с наложенным на них изображением подписи (факсимиле).

2. В соответствии пунктом № 4 извещения участником не представлен опросный лист в соответствии с ФЗ № 115 от 07.08.2001 г. Образец данного документа размещен в документации аукциона.

Согласно требованиям Извещения к порядку оформления участия в торгах заполняемые документы (заявка на участие в торгах, опись, согласие на обработку персональных данных и т.д.) подписываются заявителем собственноручно ручкой с синими чернилами, затем сканируются.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки были представлены документы в формате «pdf», заверенные посредством факсимильного воспроизведения подписи.

По мнению Организатора торгов, указанные документы не являются электронной скан-копией документа, что противоречит требованиям Извещения.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 6.3 Регламента ЭТП одновременно к заявке на участие Претенденты прилагают подписанные электронной подписью документы в соответствии с перечнем, указанным Организатором в информационном сообщении о проведении торгов.

Наличие электронной подписи уполномоченного (доверенного) лица означает, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени Претендента и отправитель несет ответственность за подлинность и достоверность таких документов и сведений.

Допустимые форматы загружаемых файлов: doc, docx, pdf, gif, jpg, jpeg, zip. Загружаемые файлы подписываются электронной подписью Претендента.

Таким образом, Комиссия отмечает, что при подаче заявки посредством электронной площадки каждый документ заверяется электронной подписью претендента.

При этом Организатором торгов не представлено обоснований необходимости предоставления именно отсканированного документа, при том, что указанный документ подписывается электронной подписью претендента при подаче заявки на электронной площадке и тем самым подтверждает подлинность и достоверность таких документов.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Таким образом, представленные Заявителем в составе заявки документы в данной форме не противоречат действующему законодательству.

Следовательно, заявка Заявителя неправомерно отклонена по указанному Организатором торгов основанию.

Также в качестве основания отклонения заявки Заявителя Организатор торгов указывает на отсутствие в составе заявки опросного листа в соответствии с ФЗ № 115.

В силу пункта 8.18 Приложения № 1 к Государственному контракту (Техническое задание) в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при исполнении условий Контракта обеспечить исполнение Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (статья 7) на протяжении всего срока действия Контракта.

Так, согласно пункту 4 порядка оформления участия в торгах в соответствии с ФЗ №115 от 07.08.2001 участник обязан предоставить сведения о происхождении денежных средств (для физических лиц: справку 2НДФЛ 3НДФЛ, кредитный/ипотечный договор, договор займа или другие документы) (для юридических лиц: Бухгалтерский баланс за последний отчетный период, Формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с приложением документов, подтверждающих факт сдачи отчетности в контролирующие органы, договор займа, кредитный договор). При предоставлении договора займа, участник представляет сведения о происхождение денежных средств в отношении лица предоставившего займ, а также согласие на обработку персональных данных в отношении указанного лица. При непредоставлении запрашиваемых данных Организатор торгов вправе отказать в приеме заявки на участие в торгах. Также в заявочной форме должны быть представлены такие обязательные сведения, как скан-копия СНИЛС– для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, копия СНИЛС руководителя – для юридических лиц.

Также на Официальном сайте размещена форма опросного листа.

Таким образом, в Извещении установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления в соответствии с ФЗ № 115 от 07.08.2001.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки были представлены следующие документы:

- Декларация сведений о происхождении денежных средств от 23.08.2023;

- скан-копия копия решения Приморского районного суда г. Новороссийска по гражданскому делу № 2-592/2023 от 13.01.2023;

- скан-копия копия определения Приморского районного суда г. Новороссийска по гражданскому делу № 2-592/2023 от 02.05.2023;

- Копия Справки по операции ПАО «Сбербанк» о зачислении денежных средств на банковский счет в ПАО «Сбербанк» в ходе исполнительного производства;

- Информация о ходе исполнительного производства № 97398/23/77054-ИП от 23.08.2023, полученная на веб сайте ЕПГУ в сети Интернет.

Таким образом, Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения соответствия требованиям предусмотренным ФЗ № 115 от 07.08.2001 были представлены необходимые документы в соответствии с перечнем, указанным в Извещении.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что из требований Извещения не следует о предоставлении в составе заявки опросного листа, а размещение формы документа без прямого указания на его предоставление в составе заявки не обязывает участников в предоставлении такого документа в составе заявки.

При этом на заседании Комиссии Организатор торгов подтвердил отсутствие в Извещении требования о предоставлении в составе заявки опросного листа.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация не содержит требований предоставлению в составе заявки опросного листа, а отклонение за его отсутствие в составе заявки неправомерно и не основано на положениях Извещения.

В силу изложенного, Комиссия приходит к выводу об отклонении заявки Заявителя по формальным основаниям, не установленным в Извещении о проведении торгов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В связи с чем, положения Государственного контракта не только удостоверяют право Организатора торгов по проведению публичных торгов, но и определяют публично-правовой порядок проведения таких торгов, установленный государственным заказчиком в лице управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.

Комиссия отмечает, что положения Договора являются неотъемлемой частью публичного порядка проведения конкурентных процедур, а следовательно, и применяемого права, поскольку являются процедурными условиями, определяющие порядок проведения торгов. Рассматриваемое положение государственного контракта обеспечивает права неопределенного круга лиц, определяет порядок проведения публичных торгов, которые в силу действующего законодательства (статьи 449.1 ГК РФ) являются обязательными.

Так, согласно пункту 8.3 Технического задания Государственного контракта Организатор торгов обязан оказать услугу способами, не допускающими ограничение, устранение конкуренции и (или) нарушение законных прав и интересов других лиц.

Комиссия отмечает, что наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущества, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.

Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Отсечение же претендентов по формальным основаниям на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок не соответствует целям реализации имущества должника.

При таких обстоятельствах, Комиссия усматривает в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 8.3, 8.8 Приложения № 1 к Государственному контракту, а также раздела «Порядок оформления участия в торгах» Извещения.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.

Относительно оспаривания установленной формы согласия на обработку персональных данных, Комиссия отмечает следующее.

Заявитель в жалобе ссылается на то, что форма согласия на обработку персональных данных, представленная в составе документов Извещения не соответствует части 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон о персональных данных) и Приказу Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения», а именно в форме согласия на обработку персональных данных отсутствует следующая информация об Организаторе торгов и графы (поля) для ввода данных Субъекта персональных данных:

- адрес электронной почты или почтовый адрес субъекта персональных данных;

- сведения об операторе-организации: адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен субъекту персональных данных);

- сведения об информационных ресурсах оператора (адрес, состоящий из наименования протокола (http или https), сервера (www), домена, имени каталога на сервере и имя файла веб-страницы), посредством которых будут осуществляться предоставление доступа неограниченному кругу лиц и иные действия с персональными данными субъекта персональных данных;

Таким образом, по мнению Заявителя, форма согласия на обработку персональных данных, опубликованная Организатором торгов, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 8.5 Приложения № 1 к Государственному контракту Организатор торгов обязан разместить форму заявки на приобретение имущества, а также форму заявки на участие в торгах в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www.torgi.gov.ru. Формы заявок должны содержать согласие лица на обработку его персональным данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2016 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Комиссией установлено, что Организатором торгов на официальном сайте размещена форма согласия на обработку персональных данных.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в силу пункта 1 статьи 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Таким образом, Законом о персональных данных не установлено конкретной формы к согласию на обработку персональных данных.

При этом Комиссия отмечает, что в размещенной Организатором торгов форме согласия содержатся ссылки на Закон о персональных данных, в соответствии с которыми непосредственно участники предоставляют свое согласие.

В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств ограничения конкуренции с учетом вышеизложенных требований Извещения, равно как и не представлено доказательств нарушения прав Заявителя, учитывая, что его заявка была признана соответствующей в части формы согласия.

В связи с чем, довод Заявителя в указанной части не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

Относительно довода Заявителя в части оспаривания содержания протокола определения участников, Комиссия отмечает следующее.

Заявитель в жалобе указывает, что в нарушение требований ст. 5.1 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495, в опубликованном протоколе об определении участников торгов отсутствуют идентификационные номера налогоплательщиков.

На заседании Комиссии Организатор торгов пояснил, что протоколы формирует электронная площадка и сведения вносятся автоматически.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что Законом об исполнительном производстве не предусмотрено требований к содержанию протоколов торов, в частности указание ИНН участника.

При этом, Комиссия также обращает внимание на то, что Приказ Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495, на который ссылается Заявитель в качестве обоснования своей позиции подлежит применению при проведении торгов в рамках Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в то время как в настоящем случае оспариваемые торги проводились в рамках Закона об исполнительном производстве.

На основании изложенного, Комиссия не усматривает нарушений со стороны Организатора торгов при формировании протокола определения участников и признает довод Заявителя в данной части необоснованным.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов частично обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 8.3, 8.8 Государственного контракта, а также Извещения о проведении торгов.

3. Выдать Организатору торгов обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны