Решение б/н б/а от 18 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-9981/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.06.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Снабженец-2», ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), ООО «Научный центр консалтинга и маркетинговых исследований»;
в отсутствие представителей АО «РАД», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 10.06.2021 № ЕО/33527/21,
рассмотрев жалобу ООО «Снабженец-2» (далее — Заявитель) на действия ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) (далее — Заказчик) и ООО «Научный центр консалтинга и маркетинговых исследований» (далее — Организатор закупки) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по созданию видеоконтента для нужд ИТАР-ТАСС (участниками могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства) (реестровый № 32110302209, далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя
на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно доводам жалобы, Заявитель не согласен с порядком оценки заявок, предусмотренных в Закупочной документации, а также с положениями проекта договора, регламентирующими возможность привлечения для выполнения работ по договору третьих лиц (субподрядчиков).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
21.05.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по созданию видеоконтента для нужд ИТАР-ТАСС (участниками могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства).
Заявитель не согласен с установленным порядком оценки заявок по критерию «Качество технического предложения участника процедуры закупки», считая его субъективным.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг федерального государственного унитарного предприятия «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» (далее - Положение) документация о закупке – комплект документов, формируемый в соответствии с настоящим Положением и содержащий необходимую и достаточную информацию для участия в закупке, в том числе, о предмете закупки, требованиях к участникам закупки, условиях участия и правилах проведения закупки, правилах подготовки, оформления и подачи заявок, правилах выбора победителя (победителей), а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки.
Согласно п. 2.8.5 Положения, под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пунктам 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с пунктом 8.1.2 раздела I «Общая часть» документации оценка и сопоставление заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
1) Процент снижения цены – 20%.
2) Квалификация участника – 30%.
3) Качество технического предложения участника – 50%.
Порядок оценки заявок по критерию «Качество технического предложения участника процедуры закупки» определен в п. 8.1.5 раздела I «Общая часть» документации, а именно: 8.1.5. «Качество технического предложения участника процедуры закупки». Значимость критерия оценки заявки (ЗКО3) – 50%. Коэффициент значимости критерия оценки заявки (K3) = 0,5.
Итоговый рейтинг, присуждаемый заявке участника процедуры закупки, по всем установленным критериям оценки определяется по формуле: Rz = R1 + R2 + R3 , где:
Rz – общий рейтинг, присуждаемый i-й заявке по всем критериям оценки, указанным в документации;
R1 – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Процент снижения цены»;
R2 – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Квалификация участника»;
R3 – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Качество технического предложения участника».
Таким образом, победитель Закупки определяется на основе 3 критериев оценки, из чего следует, что установленный порядок оценки направлен на выявление исполнителя, способного наилучшим образом удовлетворить потребности Заказчика в создании видеоконтента с надлежащим качеством.
Оценка заявок по критерию «Качество технического предложения» позволяет на этапе рассмотрения и оценки заявок определить исполнителя, обладающего профессиональными знаниями и навыками в создании видеоконтента. Необходимо отметить, что речь идет об оценке аудиовизуального произведения, состоящего из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением звуком) и предназначенного для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств в соответствии с пунктом 1 статьи 1363 Гражданского кодекса РФ.
Следовательно, оценка осуществляется путем зрительного и слухового восприятия данного произведения на соответствие обязательным требованиям, установленным в документации.
Подтверждение качества создания видеоролика участником проводится членами закупочной комиссии по критериям, указанным в таблице № 1 «Порядок выполнения проверки и оценки качества создания видеоролика». Для оценки качества создания видеоролика, видеоролик оценивается на соответствие каждого критерия, приведенного в таблице № 1, ожидаемому результату. Также в таблице № 1 приведены допустимые значения оценки в баллах по каждому критерию, присуждаемые в зависимости от соответствия предоставленного видеоконтента ожидаемому результату. Итоговый балл по данному критерию определяется как сумма баллов, указанных в Таблице № 1, набранных участником процедуры закупки.
Таблица 1. «Порядок выполнения проверки и оценки качества создания видеоролика»
№ п/п |
Критерии оценки |
Результат оценки, значение в баллах |
||
Соответствует полностью |
Соответствует частично |
Не соответствует |
||
1. |
Участником предоставлены все указанные материалы: - визуальная концепция, - сценарий, - раскадровка видеоролика в соответствии со сценарием, - видеоряд не менее 4-х последовательных сцен, хронометражем не менее 12 секунд |
20 |
10 |
0 |
2. |
Предоставленные материалы (визуальная концепция, сценарий, раскадровка видеоролика в соответствии со сценарием, видеоряд не менее 4-х последовательных сцен, хронометражем не менее 12 секунд) соответствуют позиционированию бренда ТАСС и стандартам фирменного стиля ТАСС |
20 |
10 |
0 |
3. |
Сценарий ролика проработан подробно, детально, присутствует логика и смысл |
20 |
10 |
0 |
4. |
Предложенный креатив является уникальным и отличающимся оригинальностью |
20 |
10 |
0 |
5. |
Предлагаемый аудиовизуальный видеоряд содержит заставку, титры, графические элементы, которые соответствуют уровню предлагаемых референсов |
20 |
10 |
0 |
По мнению Заявителя, Заказчиком не представлены разъяснения по ряду критериев, заявленных в таблице 1. Заказчиком, в свою очередь, в возражениях даны следующие разъяснения.
1. Ожидаемый результат. Критерии качества и творческой составляющей визуальной концепции, детальности/недетальности проработки – непроработки сценария не заданы и не описаны, по мнению Заявителя.
Ожидаемый результат оценивается по ряду критериев, которые прописаны в таблице 1: «Порядок выполнения проверки и оценки качества создания видеоролика».
2. Порядок выполнения проверки и оценки качества создания видеоролика. По мнению Заявителя, критерии последовательности-непоследовательности сцен Заказчиком не заданы и не описаны.
Между тем, критерий оценки достаточно точно определяет указанное требование: участником должен быть создан видеоряд, имеющий не менее 4-х последовательных сцен, то есть видеоряд, где есть 4 сцены, которые следуют одна за другой.
Поскольку речь идет об аудиовизуальном произведении, то оценка количества сцен видеоряда осуществляется путем зрительного и слухового восприятия данного произведения.
Исходя из описанного в документации критерия оценки, представленные участником материалы оцениваются Заказчиком прежде всего на соответствие позиционированию бренда ТАСС и стандартам фирменного стиля ТАСС, заданных в п. п. 8.1.5 раздела I «Общая часть» документации (применение фирменного логотипа, использование корпоративного шрифта, типографики и т.п.).
№ п/п |
Критерии оценки |
Результат оценки, значение в баллах |
||
Соответствует полностью |
Соответствует частично |
Не соответствует |
||
2. |
Предоставленные материалы (визуальная концепция, сценарий, раскадровка видеоролика в соответствии со сценарием, видеоряд не менее 4-х последовательных сцен, хронометражем не менее 12 секунд) соответствуют позиционированию бренда ТАСС и стандартам фирменного стиля ТАСС |
20 |
10 |
0 |
3. Порядок выполнения проверки и оценки качества создания видеоролика. По мнениб Заявителя, критерии проработки/непроработки, подробной/неподробной, детальности/недетальности, присутствия/отсутствия, логики и смысла не заданы и не описаны.
Заказчик разъясняет, что данный критерий оценки включает в себя общепринятые требования к любому аудиовизуальному произведению. Например, сценарий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма, и других мероприятий в театре и иных местах. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей с ремарками.
Таким образом, указанные Заявителем понятия не требуют дополнительного описания, поскольку являются неотъемлемой частью любого сценария аудиовизуальном произведении.
Необходимо отметить, что оценка сценария осуществляется с точки зрения полного соответствия описанного сценария сценарию, используемому в самом видеоролике, то есть сценарий должен быть проработан детально, содержать подробное описание деталей видеоролика и полностью соответствовать сюжету, используемому в видеоролике.
№ п/п |
Критерии оценки |
Результат оценки, значение в баллах |
||
Соответствует полностью |
Соответствует частично |
Не соответствует |
||
3. |
Сценарий ролика проработан подробно, детально, присутствует логика и смысл |
20 |
10 |
0 |
4. Порядок выполнения проверки и оценки качества создания видеоролика. По мнению Заявителя, критерии креатива/некреатива, уникальности/неуникальности, оригинальности/неоригинальности Заказчиком также не заданы и не описаны.
Заказчик разъясняет, что данный критерий оценки также включает в себя общепринятые требования. Например, уникальность — это состояние, при котором некто или нечто не похожи ни на кого-либо ни на что другое в сравнительном контексте.
Таким образом, указанные Заявителем понятия не требуют дополнительного описания, поскольку являются неотъемлемой частью любого сценария аудиовизуальном произведении, а также затрагивают интеллектуальные права третьих лиц.
Исходя из этого, представленная участником концепция оценивается на наличие уникального оригинального материала, то есть ранее никем и нигде неиспользованного, самостоятельно разработанного участником.
№ п/п |
Критерии оценки |
Результат оценки, значение в баллах |
||
Соответствует полностью |
Соответствует частично |
Не соответствует |
||
4. |
Предложенный креатив является уникальным и отличающимся оригинальностью |
20 |
10 |
0 |
5. Порядок выполнения проверки и оценки качества создания видеоролика. По мнению Заявителя, критерии соответствия/несоответствия Заказчиком также не заданы и не описаны.
Заказчик, ссылаясь на «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова, дает следующее определение понятию «соответствие».
Соответствие – это соотношение между чем-нибудь, выражающее согласованность, равенство в чем-нибудь или чему-нибудь в каком-нибудь отношении, гармонию.
Заказчиком также установлены следующие обязательное требование к видеоконтенту:
1) наличие заставки, титров, графических элементов уровнем не ниже следующих референсов:
- https://youtu.be/HIeB99zXnn4
- https://youtu.be/uoQrFhZj0nY
- https://www.youtube.com/watch?v=s6FfGKrLlnI
- https://vimeo.com/455942988
- https://vimeo.com/452606573
- https://vimeo.com/286915021
Следовательно, предлагаемое участником техническое предложение должно быть равно тем образцам, которые представлены в документации.
№ п/п |
Критерии оценки |
Результат оценки, значение в баллах |
||
Соответствует полностью |
Соответствует частично |
Не соответствует |
||
5. |
Предлагаемый аудиовизуальный видеоряд содержит заставку, титры, графические элементы, которые соответствуют уровню предлагаемых референсов |
20 |
10 |
0 |
Таким образом, Заказчиком в документации достаточно точно определены критерии оценки в Таблице 1. «Порядок выполнения проверки и оценки качества создания видеоролика».
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, считает необходимым отметить, что согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
При этом важным обстоятельством является непосредственный предмет Закупки (в настоящем случае — создание видеоконтента). Следовательно, для выявления победителя и проверки уровня профессиональных навыков, по мнению Комиссии, Заказчик вправе установить такие критерии оценки, которые позволяют проверить наличие таких навыков. Указанное в полной мере соотносится с характером работ, выполняемых по результатам проведения Закупки.
В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска надлежащего исполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.
Следует отметить, что для участия в конкурентной процедуре подано 10 заявок, что свидетельствует о понятности, доступности положений установленного порядка оценки.
При этом доказательств того, что установление спорного порядка оценки таким образом, каким он изложен в Закупочной документации, предоставляет какие-либо преимущества конкретному лицу Заявителем не представлено.
При этом Комиссия принимает во внимание, что Заявитель заявку на участие в Закупке не подавал.
Заявитель также не реализовал свое право на обращение с запросом о разъяснении положений извещения о проведении Запроса предложений и/или Документации.
По доводу Заявителя о положениях проекта договора, регламентирующих возможность привлечения для выполнения работ по договору третьих лиц (субподрядчиков) Комиссия признает его несостоятельным, поскольку речь идет о требовании к исполнителю по договору, но не критерием допуска к участию. Тем не менее, привлечение субподрядчиков документацией не запрещено. Согласование в данном случае не является ограничением, скорее носит уведомительный характер.
Таким образом, доводы жалобы не подтверждаются фактическими обстоятельствами дела, носят субъективный характер.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного, Комиссия с учетом конкретных фактических обстоятельств дела, имеющиеся в настоящее время документов и сведения, приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Снабженец-2» на действия ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) и ООО «Научный центр консалтинга и маркетинговых исследований» при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 10.06.2021 № ЕО/33527/21.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.