Постановление №нп/10495/20 Признать ПАО «МОЭСК» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата ре... от 12 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПАО «МОЭСК»

 

2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2,

г. Москва, 115114

 

client@moesk.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении 077/04/14.31-1344/2020

 

28 февраля 2020 года г. Москва

 

Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2020

Полный текст постановления изготовлен 28.02.2020

 

Я, <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/14.31-1344/2020, возбужденного в отношении ПАО «МОЭСК» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2), уведомленного надлежащим образом Протоколом от 12.02.2020 № 077/04/14.31-1344/2020 об административном правонарушении (исх. от 12.02.2020 № 7038/20), в присутствии законного представителя (защитника) ПАО «МОЭСК» <...>

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом от 12.02.2020 № 077/04/14.31-1344/2020 об административном правонарушении (исх. от 12.02.2020 № 7038/20) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

Решением Московского УФАС России от 15.03.2019 по делу № 1-10-1096/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 15.03.2019 № НП/11905/19) (далее – Решение) установлен факт нарушения ПАО «МОЭСК» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «МОЭСК»), путем составления в отношении Объекта актов о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю в отсутствие на то оснований и путем нарушения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии Объектом, что привело к ущемлению интересов ООО «Кантина».

В адрес Московского УФАС России поступило заявление и материалы ООО «Кантина» (вх. № 676/18 от 10.01.2018), при рассмотрении которых Московским УФАС России в действиях АО «Мосэнергосбыт», ПАО «МОЭСК» были выявлены признаки нарушения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии, а также расчета стоимости безучетного потребления электрической энергии и направления в адрес ООО «Кантина» счета на оплату стоимости безучетного потребления электрической энергии.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.06.2018 № 144 возбуждено дело № 1-10-1096/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства, в рамках которого антимонопольном органом установлено следующее.

ООО «Кантина» является юридическим лицом. Внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией ИФНС России № 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1027739498324, поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП 7729265128/774901001.

ПАО «МОЭСК» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров ПАО «МОЭСК» (протокол от 29.06.2015 № 17).

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «МОЭСК» оказывает услуги по передаче и распределению электрической энергии и по присоединению Комиссия Московского УФАС России к электрическим сетям.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ПАО «МОЭСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью).

Энергоснабжение Объекта осуществляется на основании договора энергоснабжения от 01.01.2007 № 38057469, заключенного между ПАО «Мосэнергосбыт» и ООО «Кантина» (далее - Договор).

На Объекте ООО «Кантина» учет потребленной электрической энергии производится на основании, в том числе данных приборов учета № 15484884, № 15488385.

Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и Основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Исходя из пункта 173 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 Основных положений.

Согласно письменным пояснениям и документам, представленным ПАО «МОЭСК» в адрес Московского УФАС России, проверка приборов учета Объекта включена в план-график проверок измерительных комплексов на март 2016 года (позиции 87,88 плана-графика проверок измерительных комплексов на март 2016 года).

В соответствии с пунктом 192 Основных положений факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

ПАО «МОЭСК» 14.03.2016 в присутствии представителя ООО «Кантина» проведена проверка приборов учета Объекта, предусмотренная пунктом 173 Основных положений и утвержденного ПАО «МОЭСК» плана-графика проверок на март 2016 года.

По результатам указанной проверки ПАО «МОЭСК» был составлен акт проверки узла учета от 14.03.2016, согласно которому ПАО «МОЭСК» выявлено нарушение ООО «Кантина» порядка учета электрической энергии, выразившегося в нарушении вторичных цепей в связи с наличием шунтов в токовых цепях фазы «А» и «С» приборов учета № 15484884, № 15488385, а также в отсутствии пломб сетевой организации/гарантирующего поставщика на трансформаторах тока приборов учета № 15484884, № 15488385.

ПАО «МОЭСК» 15.03.2016 составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю в отношении прибора учета электрической энергии Объекта в отсутствие представителя ООО «Кантина».

В соответствии с пунктом 2.11.18. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 6 от 13.01.2003, пломбировке подлежат клеммники трансформаторов тока; крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам; токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты; испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки; решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока; решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики; приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Следовательно, при допуске приборов учета в эксплуатацию на трансформаторах тока приборов учета также должны быть установлены пломбы сетевой организации либо гарантирующего поставщика электрической энергии.

Согласно пояснениям ПАО «МОЭСК», документом, подтверждающим наличие пломб на трансформаторах тока приборов учета № 15484884, № 15488385, является акт проверки узла учета от 27.03.2015, согласно которому приборы № 15484884, № 15488385 и цепи измерений опломбированы пломбой № МЭС-004.

Вместе с тем в соответствии с актом допуска приборов учета в эксплуатацию от 31.01.2014 приборов учета № 15484884 и № 15488385, составленным АО «Мосэнергосбыт», в графы «№ пломбы трансформаторов тока» не внесена соответствующая информация при наличии заполненных граф «№ пломбы приборов учета» (№ 0334796 и № 0334798) и «№ пломбы испытательных коробок» (№ 0334797 и № 0334799), что дает антимонопольному органу основания полагать об отсутствии пломбировки трансформаторов тока приборов учета № 15484884, № 15488385.

Кроме того, наличие пломб, указанных в акте допуска приборов учета в эксплуатацию от 31.01.2014, было зафиксировано ПАО «МОЭСК» в акте проверки узла учета от 14.03.2016, по результатам которой составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю.

Исходя из изложенного, информация, указанная в акте проверки узла учета от 27.03.2015, не соответствует ни акту допуска приборов учета в эксплуатацию от 31.01.2014, составленному АО «Мосэнергосбыт», ни акту проверки узла учета от 14.03.2016, составленному ПАО «МОЭСК».

При этом в рамках ответа на запрос информации Московского УФАС России АО «Мосэнергосбыт» указано на отсутствие в архивах гарантирующего поставщика документов, подтверждающих наличие пломбировки трансформаторов тока приборов учета № 15484884, № 15488385 в период, предшествующий проверке узла учета Объекта от 14.03.2016.

Таким образом, из документов, представленных в подтверждение нарушения ООО «Кантина» эксплуатации приборов учета № 15484884, № 15488385, а именно акта проверки узла учета от 27.03.2015, не представляется возможным сделать вывод о допущении ООО «Кантина» нарушения, выразившегося в отсутствии пломб сетевой организации/гарантирующего поставщика на трансформаторах тока приборов учета № 15484884, № 15488385, ввиду отсутствия в акте допуска приборов учета в эксплуатацию от 31.01.2014 какой-либо информации о наличии пломбировки на трансформаторах тока приборов учета № 15484884, № 15488385 в период, предшествующий проверке.

В свою очередь, факт отсутствия указанных пломб при отсутствии доказательств их установки не может однозначно свидетельствовать о вмешательстве ООО «Кантина» в работу приборов учета (систем учета).

В данном случае потребитель не должен нести ответственность за выявление факта безучетного потребления электрической энергии, выразившегося в отсутствии пломбировки на системе учета электрической энергии, вследствие ненадлежащего исполнения АО «Мосэнергосбыт» своей прямой обязанности по установке знаков визуального контроля на все элементы системы учета при принятии приборов учета электрической энергии в качестве расчетных.

Кроме того, при рассмотрении антимонопольным органом материалов дела установлено следующее.

В соответствии с актами о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю, ПАО «МОЭСК» выявлено нарушение нарушении вторичных цепей в связи с наличием шунтов в токовых цепях фазы «А» и «С» приборов учета № 15484884, № 15488385.

Вместе с тем согласно акту проверки узла учета от 14.03.2016 целостность пломб приборов учета № 15484884, № 15488385 не нарушена.

В соответствии с актом проверки узла учета от 14.03.2016 приборы учета электрической энергии № 15484884, № 15488385 были опломбированы пломбами № 0334796 и № 0334798.

В соответствии с пунктом 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям раздела X Основных положений в части его метрологических характеристик.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска.

Таким образом, при осуществлении допуска приборов учета № 15484884, № 15488385 в эксплуатацию на них были установлены контрольные пломбы (№ 0334796 и № 0334798) в подтверждение допуска указанного прибора учета в эксплуатацию в качестве коммерческого и соответствия их требованиям раздела X Основных положений.

Также согласно акту проверки узла учета от 14.03.2016 межповерочный интервал приборов учета № 15484884, № 15488385 не истек.

Таким образом, ПАО «МОЭСК» не представило доказательств факта нарушения ООО «Кантина» порядка учета электрической энергии, выразившегося во вмешательстве в работу приборов учета (системы учета) № 15484884, № 15488385 путем нарушения вторичных цепей в связи с наличием шунтов в токовых цепях фазы «А» и «С» приборов учета № 15484884, № 15488385.

Исходя из изложенного, принимая во внимание то, что целостность контрольных пломб ООО «Кантина» нарушена не была, каких-либо факторов, свидетельствующих о вмешательстве потребителя в работу приборов учета, не выявлено, оснований для проведения технического обслуживания прибора учета электрической энергии 16802385 также не установлено. Кроме того, возможность потребителя самостоятельно выявить неисправность приборов учета № 15484884, № 15488385, не срывая контрольных пломб, также из представленных материалов не следует.

Вместе с тем согласно пункту 179 Основных положений в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 Основных положений для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

Таким образом, с учетом отсутствия оснований для выявления безучетного потребления электрической энергии, а также выявление неисправности приборов учета (нарушение вторичных цепей в связи с наличием шунтов в токовых цепях фазы «А» и «С» приборов учета № 15484884, № 15488385), расчет за поставленную электрическую энергию на Объект должен был быть произведен в соответствии с пунктом 166 Основных положений.

Из указанного следует, что у ПАО «МОЭСК» отсутствовали основания для определения и расчета объема безучетного потребления электрической энергии в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

Таким образом, ПАО «МОЭСК» не представило достаточных доказательств факта нарушения ООО «Кантина» порядка учета электрической энергии, указанных в актах о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю, а также в совершении иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), что было установлено ПАО «МОЭСК» в результате проведения проверки узла учета от 14.03.2016, по результатам которой были выявлены факты безучетного потребления электрической энергии.

Исходя из изложенного, антимонопольным органом установлено, что факт безучетного потребления электрической энергии по актам о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю ПАО «МОЭСК» не доказан.

Таким образом, действия ПАО «МОЭСК» по составлению актов о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю в нарушение пункта 192 Основных положений привели к ущемлению интересов ООО «Кантина».

Также антимонопольным органом установлено следующее.

ПАО «МОЭСК» согласно актам о неучтенном потреблении электрической энергии Объектом от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю определило период безучетного потребления электрической энергии Объектом с 28.03.2015 (день, следующий за датой предыдущей проверки приборов учета № 15484884, № 15488385) по 14.03.2016, количество часов в период времени, в течении которого осуществлялось безучетное потребление - 8472, а объем безучетного потребления электрической энергии — 847 200 кВт/ч по акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю и 1 448 712 кВт/ч по акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю.

ПАО «МОЭСК» определило максимальную мощность по актам о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю 100 кВт и 171 кВт, соответственно, на основании акта проверки мощности электроустановки присоединенной (присоединяемой) к сети Мосэнерго от 28.02.2013 № б/н.

Вместе с тем согласно документам, подтверждающим технологическое присоединение Объекта, а именно акту разграничения балансовой принадлежности от 04.11.2002, единовременная мощность Объекта определена 200 кВА. Данный акт разграничения балансовой принадлежности составлен на основании разрешения на присоединение мощности от 04.11.2002 № КС-418-17-23р/19143.

Таким образом, ПАО «МОЭСК» неверно определило объем безучетного потребления электрической энергии Объектом.

В соответствии с пунктом 21 Регламента взаимодействия ПАО «МОЭСК» и АО «Мосэнергосбыт» в процессе составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной/переданной электрической энергии Приложением № 7 к договору № 17-3916 оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.09.2017, заключенному между ПАО «МОЭСК» и АО «Мосэнергосбыт» (далее - Договор № 17-3916), суммарное количество объемов электрической энергии, определенное по актам о безучетном потреблении электрической энергии, составленным в расчетном периоде, подлежит включению в объем оказанных услуг за расчетный период услуг
по передаче электрической энергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой ПАО «МОЭСК» в расчетном периоде, в котором составлены акты о безучетном потреблении электрической энергии.

Безучетное потребление влечет значительную финансовую нагрузку для абонента, поскольку порядок расчета стоимости безучетного потребления, установленный пунктом 195 Основных положений и предусматривающий расчет объема исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств абонента и количества часов в расчетном периоде, не тождественен обычному порядку расчетов за потребленную электроэнергию, определенному по показаниям прибора учета, отражающим фактическое потребление электроэнергии.

Объем электрической энергии, определенный по актам о безучетном потреблении, подлежит включению в объем оказанных услуг по передаче электрической энергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой ПАО «МОЭСК» в расчетном периоде в целях компенсации потерь электрической энергии, которые приобретаются и оплачиваются сетевой организацией.

Таким образом, при неверном определении объема электрической энергии по актам о безучетном потреблении электрической энергии ПАО «МОЭСК» получает коммерческую выгоду.

ПАО «МОЭСК» письмом от 18.03.2016 № ЭУ/164/557 передало в адрес АО «Мосэнергосбыт» акты о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю.

АО «Мосэнергосбыт», не согласившись с ПАО «МОЭСК» в части расчета объема безучетного потребления Объектом электрической энергии, письмом от 28.03.2016 № ИП/31-1497/16 возвратило в адрес сетевой организации акты о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю.

Согласно пояснениям ПАО «МОЭСК», представленным в адрес Московского УФАС России, сетевая организация письмом от 27.06.2016 № ЭУ/164/1119 (вх. № СК/31-5177/16 от 27.06.2016) направила в адрес АО «Мосэнергосбыт» скорректированные акты о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю.

Вместе с тем, как указывает АО «Мосэнергосбыт» в возражениях, представленных на заключение об обстоятельствах дела № 1-10-1096/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства, к письму от 27.06.2016 № ЭУ/164/1119 были приложены первоначальные акты (оригиналы) о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю.

При анализе письма от 27.06.2016 № ЭУ/164/1119, а также приложений к данному письму, антимонопольным органом также не установлено наличия скорректированных актов о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю.

Кроме того, ПАО «МОЭСК» обратилось в суд о взыскании с АО «Мосэнергосбыт» стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии, в том числе по актам от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю о неучтенном потреблении электрической энергии (в объемах электрической энергии, изначально определенных по данным актам).

Вместе с тем до вступления в силу судебного решения АО «Мосэнергосбыт» приняло к расчету акты от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю о неучтенном потреблении электрической энергии и выставило в адрес ООО «Кантина» счета от 19.06.2017 № 155, № 156 об оплате стоимости безучетного потребления на общую сумму 12 735 782 (двенадцать миллионов семьсот тридцать пять тысяч семьсот восемьдесят два) рубля 96 (девяносто шесть) копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного антимонопольным органом сделан вывод о нарушении ПАО «МОЭСК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «МОЭСК»), путем составления в отношении Объекта актов о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю в отсутствие на то оснований и путем нарушения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии Объектом, что привело к ущемлению интересов ООО «Кантина».

По итогам рассмотрения дела № 1-10-1096/77-18 антимонопольным органом приняты Решение и Предписание от 15.03.2019 № 1-10-1096/77-18 (исх. от 15.03.2019 № НП/11908/19) (далее – Предписание). Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-172764/2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, указанные акты антимонопольного органа признаны законными.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), — в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения — г. Москва.

Временем выявления административного правонарушения является дата принятия Комиссией Московского УФАС России Решения от 15.03.2019 по делу № 1-10-1096/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства — 15 марта 2019 года.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «МОЭСК» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) заключаются в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «МОЭСК»), путем составления в отношении Объекта актов о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю в отсутствие на то оснований и путем нарушения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии Объектом, что привело к ущемлению интересов ООО «Кантина».

Ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность за совершенное административное правонарушение, не установлено.

Вместе с тем согласно письму ПАО «МОЭCК» от 26.12.2019 № МОЭСК/АВ-1510, направленному в адрес Московского УФАС России (отметка о получении от 27.12.2019), общество исполнило Предписание от 15.03.2019 № 1-10-1096/77-18 (исх. от 15.03.2019 № НП/11908/19).

В целях расчета административного штрафа Московским УФАС России Определением о возбуждении дела № 077/04/14.31-1344/2020 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30.01.2020 (исх. от 30.01.2020 № 4286/20) у ПАО «МОЭСК» были запрошены сведения о выручке филиала ПАО «МОЭСК» (структурного подразделения) на рынке по передаче электрической энергии по уровню напряжения точки(-ек) поставки ООО «Кантина» за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, определенной в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со сведениями, представленными ПАО «МОЭСК» (вх. от 07.02.2020 № 6812/20), для расчета административного штрафа используется выручка ПАО «МОЭСК» на рынке по передаче электрической энергии за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере 147 371 865 000 рублей (без НДС).

Согласно сведениям, представленными ПАО «МОЭСК», выручка 23 Ремонтно-эксплуатационного района УКС ВО филиала ПАО «МОЭСК» «Московские кабельные сети», обеспечивающего энергоснабжение Объекта ООО «Кантина», составляет 87 110 000 рублей (без НДС).

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьями 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, вычисляется на основе базового штрафа с учетом уменьшения базового штрафа за каждое обстоятельство, смягчающее административную ответственность, и увеличения базового штрафа за каждое обстоятельство, отягчающее административную ответственность:

 

ПШ = БШ - (ОС x N) + (ОО х N),

 

где: БШ — базовый штраф, который определяется по формуле:

 

БШ = (Шmax - Шmin ) : 2 + Шmin,

 

где:

Шmax — максимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией соответствующей нормы: три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;

Шmin — минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией соответствующей нормы: три тысячных размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;

ОС — обстоятельство, смягчающее административную ответственность, которое определяется по формуле:

 

ОС = (Шmax - Шmin ) : 8,

 

ОО — обстоятельство, отягчающее административную ответственность, которое определяется по формуле:

 

ОО = (Шmax - Шmin ) : 8,

 

N — количество обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.

Применительно к данному делу № 077/04/14.31-1344/2020 об административном правонарушении штраф рассчитывается следующим образом:

 

Шmax = 87 110 000 х 3 : 100 = 2 613 300

 

Шmin = 87 110 000 х 3 : 1000 = 261 330

 

БШ = (2 613 300 - 261 330) : 2 + 261 330 = 1 437 315

 

ОС = (2 613 300 - 261 330) : 8 = 293 996,25

 

ОО = 0

 

Таким образом,

 

ПШ = 1 437 315 - 293 996,25 + 0 = 1 143 318,75

 

При определении размера штрафа антимонопольный орган рассмотрел рассмотрел рынок оказания услуг, на котором совершено правонарушение (по продуктовому и географическому признакам), руководствуясь Методикой определения продуктовых и географических границ товарных рынков, относящихся к отдельным сферам деятельности субъектов естественных монополий, утвержденной решением Президиума ФАС России от 01.02.2012 № 3 (далее – Методикой).

Методика разработана во исполнение Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», в связи с чем при определении географических границ рынка антимонопольный орган учел минимальную территорию обслуживания электрических сетей, относящейся к деятельности обособленного подразделения ПАО «МОЭСК».

Так, определяя географические границы товарного рынка в пределах территории организационного обособленного района обслуживания электрических сетей – 23 Ремонтно-эксплуатационного района УКС ВО филиала ПАО «МОЭСК», Московское УФАС России учло локальность оказания услуг.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ установлено, что в соответствии с Методикой в целях соразмерности и обеспечения целей административного наказания штраф, подлежащий взысканию с ПАО «МОЭСК», составляет 1 143 318 (один миллион сто сорок три тысячи триста восемнадцать) рублей 75 копеек, что составляет 1,31 % суммы выручки ПАО «МОЭСК» от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей ПАО «МОЭСК» по уровню напряжения НН в границах 23 Ремонтно-эксплуатационного района УКС ВО филиала ПАО «МОЭСК» «Московские кабельные сети», в которых Решением от 15.03.2019 по делу № 1-10-1096/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 15.03.2019 № НП/11905/19) установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, штраф, подлежащий применению в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, равен 1 143 318 (один миллион сто сорок три тысячи триста восемнадцать) рублей 75 копеек.

В письменных пояснениях (вх. от 07.02.2020 № 6812/20) ПАО «МОЭСК» указывает, что для определения границ товарного рынка, в пределах которого совершено нарушение, нужно исходить из выручки оказанных услуг по передаче электрической энергии в пределах трансформаторной подстанции № 13164, от которой осуществлялось потребление электрической энергии Объектом ООО «Кантина». Выручка от оказанных услуг по передаче электрической энергии в пределах указанной трансформаторной подстанции составила 88 536 рублей (без НДС).

Вместе с тем необходимо отметить следующее.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции определено, что под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Продуктовые и географические границы рынка определены Московским УФАС России при рассмотрении дела № № 1-10-1096/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением от 15.03.2020 по делу № 1-10-1096/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 15.03.2019 № НП/11905/20) ПАО «МОЭСК» признано занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы.

Таким образом, в данном случае определение географических границ указанного рынка не должно быть ограничено границами месторасположения энергопринимающих устройств и объекта электросетевого хозяйства, посредством которого осуществлено технологическое присоединение потребителя.

Сужение географических границ до границ месторасположения энергопринимающих устройств и объекта электросетевого хозяйства, посредством которого осуществлено технологическое присоединение потребителя, противоречит вышеизложенным положениям.

Как было указано ранее, должностным лицом в целях назначения соразмерного административного штрафа учтены положения Методики, а именно подпункта 2 раздела 9, которым установлено, что при определении географических границ рынка при расчете оборотного штрафа определяется минимальная территория из перечисленных в данном пункте: территория деятельности всей организации; территория деятельности в границах субъекта Российской Федерации, где совершено нарушение; территория ее филиала (в случае его наличия), где совершено нарушение.

В данном случае минимальными и подтвержденными географическими границами является территория деятельности 23 Ремонтно-эксплуатационного района УКС ВО филиала ПАО «МОЭСК» «Московские кабельные сети».

Сужение географических границ до границ трансформаторной подстанции, посредством которой осуществлено технологическое присоединение объекта потребителя, противоречит положениям статьи 14.31 КоАП РФ и Методики, не обеспечивает реализацию административного наказания, не соответствует целям, превенции и характеру совершенного правонарушения, поскольку объективную сторону совершенного правонарушения составляет не нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, при котором сетевая организация не исполняет свои обязательства по договору, а злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «МОЭСК»), путем составления в отношении Объекта актов о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю в отсутствие на то оснований и путем нарушения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии Объектом, что привело к ущемлению интересов ООО «Кантина».

На основании изложенного ответственность за совершение действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, несет ПАО «МОЭСК» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2).

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь частью 3 статьи 4.1, статьей 14.31, статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

  1. ПОСТАНОВИЛ:

  2. Признать ПАО «МОЭСК» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить административное наказание в соответствии с данной нормой в размере 1 143 318 (один миллион сто сорок три тысячи триста восемнадцать) рублей 75 копеек.

  3. В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

  4. Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

  5. В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

  6. Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:

 

  1. Получатель:

  1. ИНН 7706096339 КПП 770101001

  2. УФК по г. Москве (для Московского УФАС

  3. России, л/с 04731324890)

  1. Банк получателя:

  1. ГУ Банка России по ЦФО

  2. р/с 40101810045250010041

  3. БИК 044525000

  4. ОКТМО 45375000

  1. Назначение платежа:

  1. КБК 161 1 16 01141 01 0031 140

  2. Административный штраф, зачисляемый в

  3. Федеральный бюджет по Постановлению

  4. 077/04/14.31-1344/2020

  1.  

  2. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

  3. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

  4. Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

  5.  

  6. Приложение: образец платежного поручения на 1 л. в 1 экз.

 

 

 

  1. <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны