Решение б/н б/а от 17 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16792/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.11.2022 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей АО «Планетарий»,

в отсутствие представителей ООО «МСК Прогресс», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 08.11.2022 № НП/56750/22,

рассмотрев жалобу ООО «МСК Прогресс» (далее — Заявитель) на действия АО «Планетарий» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку и установку комплекта мебели по индивидуальному проекту (реестровый № 32211812766, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС сочла возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие Заявителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель обжалует порядок оценки заявок участников по подкритериям «Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами», «Обеспеченность участника закупки материальными ресурсами»,а также критерий оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, в том числе методология производства мебельного (торгового) оборудования».

Согласно позиции Заявителя, данный порядок оценки заявок неправомерен ввиду того, что для оценки по вышеуказанным критериям требуется представлять документы и сведения, составляющие коммерческую тайну.

Также Заявитель выражает несогласие с требованием документации о представлении копий документов, подтверждающих допуск соответствующей группы по электробезопасности по всем специалистам для оценки заявки по подкритерию «Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами».

Согласно позиции Заявителя, данное требование является избыточным, так как предметом Закупки является Поставка и установка комплекта мебели по индивидуальному проекту.

Также Заявитель указывает на неправомерное требование о представлении сертификатов на используемые материалы при изготовление мебели.

По мнению Заявителя, данное требование неправомерно, так как предметом Закупки является поставка, и на момент участия в Закупке у участника еще может не быть поставляемой мебели.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлении представителя Заказчика, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание, значимость и порядок оценки установлены Закупочной документацией.

 

Наименование критерия

Значимость критерия

Стоимостные критерии оценки

 

Цена договора

50%

Нестоимостные критерии оценки

 

Квалификация участников закупки, в том числе наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов

25

50%

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, в том числе методология производства мебельного (торгового) оборудования

25

ИТОГО:

100%

 

Критерий 1.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов, обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и квалификация)

Значимость критерия: 25 % (КЗквi коэффициент значимости критерия 0,25)

Подкритерии:

1. Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и квалификация персонала)

2. Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов;

Порядок оценки: При оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника конкурса, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию (максимальное кол-во баллов — 100).

Подкритерий 1 «Обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами»

Значимость: 50%

Коэффициент значимости (КЗквi1) = 0,5

В рамках показателя оценивается количество квалифицированных специалистов, привлекаемых участником конкурса к выполнению работ, занимаемых должность в штате участника конкурса или осуществляющего трудовую деятельность в организации – участнике закупки в соответствии с трудовым договором и/или договором найма и/или договором оказания услуг по направлениям:

А) Инженер по оборудованию

Б) Конструктор/Руководитель конструкторского отдела

В) Оператор сверлильно-присадочного станка

Г) Оператор форматно-раскроечного станка

Д) Маляр/ Работник малярного участка

Е) Станочник широкого профиля

Ж) Столяр-мебельщик

З) Грунтовщик

И) Мастер цеха

п/п

Фамилия, инициалы сотрудника

Занимаемая должность (в штате участника конкурса) или реквизиты трудового договора и/или договора найма и/или договора оказания услуг

Сведения об образовании с указанием специальности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация, указанная в Таблице должна подтверждаться копиями следующих документов, входящих в состав заявки:

1) копии трудовых книжек сотрудников, состоящих в штате участника закупки

или

выписка из штатного расписания участника конкурса

или

копии действующих трудовых договоров, заключенных между участником конкурса и квалифицированными специалистами

или

копии действующих гражданско-правовых договоров, заключенных между участником конкурса и квалифицированным специалистом

На указанных документах обязательна отметка о работе квалифицированных специалистов у участника закупки в настоящее время

2) копию диплома об образовании по специалистам, указанным в пунктах А) - Г) и Е) – И)

3) копии документов, подтверждающих допуск соответствующей группы по электробезопасности по всем специалистам;

Подкритерий 2 «Обеспеченность участника закупки материальными ресурсами» в части наличия у него специализированной техники, специализированного оборудования и производственного помещения.

Значимость показателя подкритерия: 50 %

Коэффициент значимости (КЗквi2) = 0,5

Оценивается предложение участника закупки по обеспеченности материальными ресурсами, заполненное по форме (Форма 4).

Наличие специализированной техники и оборудования подтверждается: копиями договоров купли-продажи или аренды (лизинга), с приложением копий паспортов, накладными, выпиской ОСВ по счету или пр. документами. Наличие производственного и сборочного помещения с площадью не менее 1800 м 2 (важно для размещения готовой продукции) подтверждается: выпиской из ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) или договором аренды помещения.

 

Обеспеченность участника закупки материальными ресурсами

Количество баллов

Коэф-т значимости критерия

Помещение для оборудования и помещение для единовременного хранения указанного в техническом задании индивидуального торгового оборудования, наличие не менее 1 ед. по каждому из следующего оборудования:

Обрабатывающий центр с ЧПУ (KDT KH-2409T или аналог),

Покрасочная камера (Norberg LUX или аналог),

Сверлильно-присадочный центр с ЧПУ (KD 2309HT или аналог),

Станок автоматический кромкооблицовочный (KDT KE-655JS или аналог),

Форматно-раскроечный станок (WoodTec PS45 или аналог),

Шлифовальный станок (Модель SDA-1200 или аналог),

Пылеулавливающий агрегат (ПФР-8000КР или аналог)

 

100

0.5

Помещение для оборудования и помещение для единовременного хранения указанного в техническом задании индивидуального торгового оборудования, наличие не менее 1 ед. по каждому из следующего оборудования:

Обрабатывающий центр с ЧПУ (KDT KH-2409T или аналог),

Сверлильно-присадочный центр с ЧПУ (KD 2309HT или аналог),

Станок автоматический кромкооблицовочный (KDT KE-655JS или аналог),

Форматно-раскроечный станок (WoodTec PS45 или аналог),

Шлифовальный станок (Модель SDA-1200 или аналог)

 

50

0.5

 

Отсутствие помещения, независимо от наличия имеющейся техники, или отсутствие одного из видов оборудования

 

0

Не представление в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Критерий 2 «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, в том числе методология производства мебельного (торгового) оборудования».

Значимость показателя критерия: 25%

Коэффициент значимости (КЗi) = 0,25

Порядок оценки:

Для оценки заявок по показателю «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (Форма 7 Техническое предложение (качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг), заявке на участие в конкурсе каждым членом Закупочной комиссии выставляется значение до 100 баллов.

Применяется следующая шкала оценки:

0 баллов:

Присуждается заявке на участие в конкурсе, не содержащей порядка (последовательности) выполнения работ, методологии и технологий выполнения работ, отсутствие указания, что работы будут выполнены в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 16371-2014 “Мебель. Общие технические условия”, отсутствуют сертификаты: Сертификат соответствия на используемые материалы, Пожарный сертификат, Гигиенический сертификат, а также не содержащей дополнительных предложений по улучшению качества предоставляемых работ.

50 баллов:

Присуждается заявке на участие в конкурсе, содержащей порядок (последовательности) выполнения работ, методологии и технологий выполнения работ, указания, что работы будут выполнены в соответствии с требованием национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 16371-2014 “Мебель. Общие технические условия”, предоставление сертификатов на используемые материалы: Сертификат соответствия, Пожарный сертификат, Гигиенический сертификат, и не содержащей дополнительных предложений по улучшению качества предоставляемых работ.

100 баллов:

Присуждается заявке на участие в конкурсе, содержащей порядок (последовательности) выполнения работ, методологии и технологий выполнения работ, указание, что работы будут выполнены в соответствии с требованием национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 16371-2014 “Мебель. Общие технические условия”, предоставление сертификатов на используемые материалы: Сертификат соответствия, Пожарный сертификат, Гигиенический сертификат, и содержащей дополнительные предложения по улучшению качества предоставляемых работ.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне) право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.

Так, действующее законодательство не содержит перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Установлен лишь перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (статья 5 Закона о коммерческой тайне).

Если требуемая информация определена в локальных актах компании участника закупки, как составляющая коммерческую тайну, они вправе ее не предоставлять. При этом, за непредоставление документов, необходимых для оценки заявки, такая заявка участника не отклоняется.

Относительно требования о представлении документов, подтверждающих допуск соответствующей группы по электробезопасности Комиссия отмечает следующее.

Предметом Закупки является Поставка и установка комплекта мебели по индивидуальному проекту.

Эскизы поставляемого товара установлены Приложением №5 к Закупочной документации.

Согласно данному приложению, в стоимость поставки входит стоимость монтажных работ по установке комплекта мебели, услуги по доставке и прочие накладные расходы, связанные с изготовлением и сборкой комплекта мебели.

Изготовление комплекта мебели должно происходить по адресу местонахождения Поставщика. Сборка комплекта мебели, работы по монтажу, осуществляются по адресу нахождения Заказчика: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1.

Поставщик выполняет работы в соответствии с условиями Договора и настоящего приложения, при этом в срок не позднее 10 календарных (рабочих) дней с даты подписания Договора предоставляет Заказчику сигнальные образцы на согласование. После получения письменного подтверждения о приемке сигнальных образцов, Поставщик приступает к изготовлению комплекта мебели. Общий срок выполнения работ по изготовлению, монтажу комплекта мебели составляет 50 (Пятьдесят) календарных дней с даты подписания Договора.

Таким образом, из положений Закупочной документации следует, что участник, в случае победы в Закупке должен будет изготовить поставляемую мебель по предложенному проекту.

На заседании Комиссии представитель Заказчики пояснил, что допуск по электробезопасности необходим при изготовлении мебели на всех видах станков, а также при подключении электроинструмента к сети Заказчика.

Относительно представления сертификатов на используемые материалы при изготовление мебели Комиссия отмечает следующее.

Данное требование документации установлено на материалы, из которых будет впоследствии изготовлена мебель по проекту Заказчика.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что АО «Планетарий» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, данный критерий, в сочетании с техническим заданием, Заказчику, определять безопасность материалов, при изготовлении мебели. При этом, в критериях оценки отсутствует требование о предоставлении сертификатов именно на ту партию материалов, которая будет использована при изготовлении мебели.

Комиссия отмечает, что Заявителем не представлено доказательств, что данное требование повлекло ограничение конкуренции, при этом не представление данных сертификатов не влечет отклонение заявки.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленный Заказчиком критерий оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Заявителем действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих прав, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи заявки Комиссии не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «МСК Прогресс» (ОГРН: 5177746279640, ИНН: 7743235823) на действия АО «Планетарий» (ОГРН: 1067746624659, ИНН: 7709679191) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 08.11.2022 № НП/56750/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны