Решение б/н б/а от 23 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16697/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
20.09.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО ЧОО «Витязь-СН», АО «Русатом Оверсиз»;

рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Витязь-СН» (далее также — Заявитель, Общество) на действия АО «Русатом Оверсиз» (далее также — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране помещений для нужд АО РАОС (реестровый № 32110570934) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка определения победителя.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 26 696 288,45 руб. размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС)19.08.2021.

Дата и время окончания подачи заявок - 31.08.2021 в 10:00.

Дата подведения итогов - не позднее 30.09.2021.

Согласно итоговому протоколу от 09.09.2021 победителем Закупки признано Общество с ограниченной ответственностью ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТР КОММЕРЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" (ИНН: 7705558975).

По мнению Заявителя, победитель определен неправомерно, так как Заказчиком нарушен порядок оценки и сопоставления заявок, поскольку ООО ЧОО «ЦКБ» не обладает достаточными кадровыми ресурсами и опытом.

При этом ранее при проведении закупки № 0373100065621000059, в которой ООО ЧОО «ЦКБ» тоже принимало участие и было отстранено в связи с предоставлением недостоверных сведений.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в соответствии с пунктом 7 Порядка проведения закупки Части 2 Тома 1 закупочной документации по запросу предложений предусмотрены следующие стадии рассмотрения заявок: отборочная, оценочная. Стадии проведения закупки (отборочная, оценочная, подведение итогов и выбор победителя) объединяются по решению комиссии с оформлением единого протокола.

На отборочной стадии заявки участников закупки рассматриваются на соответствие требованиям, установленным Разделом 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации, и соответствие участников закупки установленным требованиям.

Согласно пунктам 2,9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и требования к участникам такой закупки.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1.1 раздела 2 части 1 Закупочной документации одним из установленных требований к участникам закупки является наличие кадровых ресурсов: должен иметь достаточное для исполнения договора количество кадровых ресурсов соответствующей квалификации, в том числе:- не менее 23-х охранников 4-го разряда.

В целях подтверждения соответствия указанному требованию в составе заявки необходимо представить справку, подтверждающую наличие у участника закупки соответствующих кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения договора (подраздел 5.1, Форма 4) с обязательным предоставлением:

а) документов по специалистам, подтверждающих их квалификацию, а именно:

- Копия штатного расписания участника, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- Копии трудовых книжек подтверждающие правовые отношения работников с участником, с отметкой работодателя о работе работника в организации участника в настоящее время (на дату подачи заявки), которая ставится после последней записи в трудовой книжке и (или) сведения о трудовой деятельности работников, работающих у участника в настоящее время (на дату подачи заявки), подписанных работодателем (в случае ведения электронных трудовых книжек);

- Копии действующих удостоверений частных охранников, подтверждающие их правовой статус и квалификацию, а также копии личных карточек частных охранников;

 

б) в случае если привлекаемые кадровые ресурсы не состоят в штате участника закупки в составе заявки должно быть представлено их письменное согласие на привлечение к оказываемым услугам по договору, являющихся предметом настоящей закупки (подраздел 5.1, Форма 5).

В рамках отборочной стадии участниками ООО ЧОО «ЦКБ» и ООО ЧОО «ВИТЯЗЬ-СН» предоставлены необходимые документы, подтверждающие их гражданскую правоспособность в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам закупки, а также подтвердили документально наличие требуемого опыта и кадровых ресурсов.

При этом ООО ЧОО «ЦКБ» представило в составе заявки необходимые документы, в связи с чем у Заказчика не имелось правовых оснований для отклонения такого участника от дальнейшего участия.

Таким образом, участники ООО ЧОО «ЦКБ» и ООО ЧОО «ВИТЯЗЬ-СН» признаны соответствующими установленным требованиям и допущены закупочной комиссией к следующей стадии – оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке.

В свою очередь, согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Во исполнение вышеуказанных нормоположений Заказчиком в Разделе 4 «Критерии и методика оценки заявок на участие в закупке» Части 1 Тома 1 закупочной документации установлен в соответствии с правилами формирования критериев оценки заявок на участие в закупке, указанных в пункте 2.6 Раздела 2 Приложении № 10 ЕОСЗ с учетом требований ст. 5.2 ЕОСЗ следующий порядок оценки заявок:

1) цена договора (значимость критерия Ц i – 75%);

2) квалификация участника закупки (значимость критерия Кв i – 25%),

в том числе:

2.1) опыт оказания услуг по охране помещений площадью не менее 3500 кв.м. в 2018 – 2021 гг. (последние 3 года) (значимость подкритерия Оi – 80%)

2.2) наличие действующей сертифицированной системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 45001-2020 (ISO 45001:2018) (значимость подкритерия СМБТиОЗi – 20%).

Подкритерий «Опыт» критерия оценки «Квалификация участника закупки» Раздела 4 Части 1 Тома 1 закупочной документации установлен в соответствии с требованиями подпункта 2.6.2.3.1. пункта 2.6.2.3. Раздела 2 Приложения № 10 к ЕОСЗ.

В качестве оцениваемого на этапе рассмотрения заявок на оценочной стадии проведения закупки опыта к учету принимается опыт оказанных в 2018-2021 гг. (последние 3 года) услуг в рамках договоров по охране помещений площадью не менее 3500 кв.м. только участника закупки.

При оценке по данному подкритерию учитывается соответствующий опыт участника закупки, указанный участником закупки в справке об опыте выполнения договоров (подраздел 5.1 Форма 3.2) и подтвержденный копиями документов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета, а именно:

 документов, подтверждающих состав услуг, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

 реквизиты договора (номер и дата);

 перечень выполненных услуг;

 документов, подтверждающих исполнение услуг, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

 реквизиты договора (номер и дата);

 перечень переданных и принятых заказчиком по договору услуг;

 стоимость переданных и принятых заказчиком по договору услуг.

В соответствии с пунктом 2.6.3.1. пункта 2.6.2.3. Раздела 2 Приложения № 10 к ЕОСЗ в закупочной документации установлено предельное значение оцениваемого опыта участника в размере 44 000 000,00 руб. без НДС.

В рамках оценочной стадии открытого запроса предложений в соответствии с требованиями пунктов 4.4.1. и 4.4.2. Раздела 4 Части 1 Тома 1 закупочной документации допущенными участниками запроса предложений в составе заявки ООО ЧОО «ЦКБ» предоставлены следующие документы:

- справка об опыте выполнения договоров (Форма 3.2), с приложением подтверждающих документов: копий договоров (№03/2019, №04/2019, №05/2019, №06/2019 от 01.01.2019) и актов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета, на общую сумму превышающую установленное предельное значение (45 384 000,00 руб. без НДС);

- копия сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 45001-2020 (ISO 45001:2018) от 30.07.2021 № СДС.ФР.СМ.00296.21 со сроком действия до 30.07.2024.

Таким образом, по критерию опыта ООО ЧОО «ЦКБ» было присвоено максимальное количество баллов.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, считает необходимым отметить, что при рассмотрении доводов жалобы Заявителя, антимонопольный орган исходит из необходимости оценки действий Заказчика на момент принятия соответствующего решения об отклонении или оценки заявки участников.

В силу статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Кроме того, предоставление участником Закупки в составе заявки недостоверных сведений и выявление Заказчиком названного факта является самостоятельным основанием для отстранения такого лица от участия в закупочной процедуре на любом этапе его проведения.

Указанное требование обусловлено более значимыми правовыми последствиями для участника торгов, нежели несоответствие заявки формальным требованиям документации, а потому требует большей проработанности со стороны Заказчика и наличия у него неопровержимых доказательств недостоверности представленных сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

При этом предоставленное Заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений на любом этапе проведения конкурентной процедуры свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения (отказ в допуске либо отказ от заключения договора).

В настоящем случае, как следует из материалов дела, поданная ООО ЧОО «ЦКБ» заявка требованиям Документации соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в ней сведений у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал.

Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

Таким образом, у Заказчика не имелось правовых оснований для отклонения заявки ООО ЧОО «ЦКБ» по причине недостоверных сведений о кадровых или иных ресурсах участника.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО ЧОО «Витязь-СН» (ИНН 7717630513 ОГРН 5087746325607) на действия АО «Русатом Оверсиз» (ИНН 7725413350 ОГРН 5177746397219) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.09.2021 № ЕО/56642/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны