Решение №20605/19, 20606/19 Решение по жалобе ООО «Технология» на действия заказчика — ... от 26 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 077/07/00-765/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

09.04.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Технология» (далее также — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ПАО «МОЭК» (далее также — Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и выполнению работ по ремонту лифтов для нужд
ПАО «МОЭК» (реестровый № 31907649591, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная установлением в Закупочной документации неправомерных требований к участникам Закупки, ограничивающих конкуренцию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее
— Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии
по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права
и законные интересы участника закупки в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном
и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок (вх. № 15622/19 от 26.03.2019) и отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

30.12.2018 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «МОЭК» (далее — Положение о закупках).

18.03.2019 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки
с начальной (максимальной) ценой договора 8 415 185, 25 руб.

Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок — 26.03.2019. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса — 24.05.2019.

Комиссия, изучив представленные сторонами документы и сведения, установила следующее.

1) В тексте жалобы Заявитель указывает на необоснованное требование о том, у участника Закупки членства в саморегулируемой организации (далее — СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Как полагает Общество, при проведение работ, предполагаемых по предмету Закупки отсутствует необходимость допуска СРО.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационной открытости закупки, равноправием, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений
в сфере размещения заказов, удовлетворения потребностей заказчика в работах, товарах, услугах.

Согласно пунктам 2, 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-требования к участникам закупки;

–требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 раздела 8.2 Закупочной документации участник должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Указанное требование Заказчик аргументирует тем, что в соответствии с предметом проводимого конкурентного отбора является выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов для нужд ПАО «МОЭК»

В Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью закупочной документации, указано, что работы, выполняемые при техническом обслуживании лифтов, производятся согласно ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (далее — ГОСТ Р 55964-2014), который также определяет перечень работ, которые являются капитальными работами.

В своих возражениях Заказчик указывает, что работы, указанные в техническом задании, входят в перечень работ, которые согласно ГОСТу Р 55964-2014 являются работами по капитальному ремонту

Вместе с тем Комиссия не может согласиться с доводами Заказчика на основании нижеследующего.

Согласно пункту 7.6.3 ГОСТ Р 55964-2014 в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей):

– лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт;

– электродвигателя лебедки главного привода;

– канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения;

– оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов);

– привода дверей кабины и его составных частей: редуктора, электродвигателя, балки привода дверей;

– постов управления;

– кабины и ее составных частей: рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства;

– дверей шахты, кабины и их составных частей: створок, порогов, замков, верхних балок дверей;

– шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов;

– преобразователя частоты и его составных частей: силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат;

– натяжного устройства уравновешивающих канатов;

– ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости;

– ловителей;

– противовеса и его составных частей: рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии);

– разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине;

– подвесного кабеля;

– тяговых элементов;

– уравновешивающих канатов, цепей;

– каната ограничителя скорости;

– буфера.

Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания лифта.

Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.

При этом в Техническом задании Закупочной документации исполнитель обязан проводить техническое обслуживание, а не ремонт и замену неисправного оборудования.

Представитель Заказчика пояснил, что ремонт и замена оборудования входит в работы по внеплановому ремонту лифтов и в случае, если будут обнаружены недостатки при техническом обслуживании обслуживании.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что из Закупочной документации однозначно не следует, что необходимо проводить работы по капитальному ремонту оборудования.

Более того, работы, указанные в Техническом задании Закупочной документации относятся к техническому обслуживанию, а в их состав согласно пункту 7.6.3 ГОСТ Р 55964-2014 не входят капитальный ремонт лифта.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что требование Закупочной документации о необходимости наличия у участника допуска СРО является излишним и не отвечает принципам недопустимости необоснованного ограничения конкуренции, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также нарушает пункты 2, 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В этой связи у Комиссии отсутствуют основания для признании довода жалобы необоснованным.

2) Также в своей жалобе заявитель указывает, что Заказчик в Закупочной документации установил неправомерное требование о наличии материально технических ресурсов (собственных или арендованных) для выполнения работ.

Согласно подпункту 3 пункта 1 раздела 8 Закупочной документации о наличии материально технических ресурсов (собственных или арендованных) для выполнения работ: Автотранспорт грузопассажирский, грузоподъемностью от 1,5 тонн, 6 пассажирских мест — не менее 1 ед.

При этом в Закупочной документации указано, что несоответствие данному требованию является основанием для отклонения заявки участника.

Также, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2.3 раздела 9 Закупочной документации наличие наличие производственных мощностей и наличие материально-технического обеспечения является одним из показателей оценки по критерию «Квалификация участника».

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что материалы и запасные части, замена которых может потребоваться в рамках работ по Техническому заданию, обладают повышенными габаритами и весом, и согласно Техническому заданию их поставка осуществляется исполнителем. В этой связи установлены повышенные требования к автомобильному средству, необходимому для безопасной перевозки запасных частей и материалов. Также представитель Заказчика дополнил, что наличие требуемого транспорта обусловлено необходимостью скорейшей перевозки запасных частей, необходимых для устранения обнаруженных неисправностей при техническом обслуживании.

При этом Заказчик не исключает заключение договора аренды на требуемый автотранспорт.

Учитывая требования Закупочной документации, до момента подведения итогов Закупки участник должен иметь в своем распоряжении автотранспорт грузопассажирский, грузоподъемностью от 1,5 тонн, 6 пассажирских мест. При этом никакого логичного обоснования того, зачем участник должен нести постоянные расходы по аренде автотранспортного средства для Заказчика, не представлено.

Установление требования о наличии у участника требуемого Закупочной документацией автотранспортного средства в таком случае ограничивает конкуренцию, поскольку предоставляет преимущество тем участникам, которые располагают собственным грузопассажирским автотранспортом.

В связи с чем действия Заказчика, установившего излишние требования к участникам Закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают пункты 2, 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Кроме того, предметом договора является оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов, а не перевозке дополнительных материалов или запчастей для таких лифтов.

Комиссия отмечает, что подобные требования Закупочной документации, при наличии возможности без ущерба удовлетворению потребности Заказчика оказать услуги с привлечение соисполнителя для единовременной перевозки требуемых деталей влияет на уровень конкуренции при проведении процедуры.

Таким образом, действия Заказчика оцениваются не иначе как противоречащие нормам Закона о закупках, так как подобные действия носят антиконкурентный характер, поскольку за счет действий Заказчика затрудняется исполнение целей, установленных Законом о закупках.

Заказчиком не представлено доказательств невозможности получения результата работ заявленного качества при отсутствии в Закупочной документации требований, указанных выше.

Соответственно, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком положений пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, поскольку Документация не соответствует положениям действующего законодательства, а требования, указанные Заказчиком в подпункте 3 пункта 1 раздела 8 Закупочной документации способны привести к ограничению количества участников Закупки.

Подтверждением указанной позиции Управления является тот факт, что на участие в Закупке подана только одна заявка.

Таким образом, Комиссией принято решение о признании жалобы обоснованной.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Технология» (ОГРН: 1157746125305, ИНН: 7716241881) на действия ПАО «МОЭК» (ОРГН: 1047796974092, ИНН: 7720518494) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 3, пунктов 2, 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание
    об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-765/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

09.04.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 09.04.2019 по делу по делу № 077/07/00-765/2019,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ПАО «МОЭК» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурентного отбора на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и выполнению работ по ремонту лифтов для нужд ПАО «МОЭК» (реестровый № 31907649591, далее — Закупка), а именно:

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.

    2. Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки
      с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.

    3. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 09.04.2019 по делу по делу № 077/07/00-765/2019.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее десяти дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 09.04.2019 по делу по делу № 077/07/00-765/2019.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 20.05.2019.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 22.05.2019 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны