Решение б/н - от 2 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-13906/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
28.08.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу <...> на действия ООО «БОНА МЕНТЭ» при проведении аукциона в электронной форме по реализации заложенного имущества по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 55, кв. 74 к/н 77:06:0008004:2670 (извещение № 100820/43753946/01, далее — Торги) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с проведением торгов на электронной торговой площадке ООО «Спецторги».
Кроме того, Заявитель оспаривает условия Извещения:
1. Торги проводятся с закрытой формой предложения о цене, обязаны предоставить нотариально.
2. От участников в составе заявки требуется удостоверенное согласие супруга/супруги на заключение сделки купли – продажи (при наличии супруга/супруги), или нотариально заверенное заявление об отсутствии брака.
3. В день проведения торгов с победителем подписывается протокол о результатах торгов в офисе Организатора торгов (не в электронной форме).
Организатор торгов представил письменные возражения.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
При этом в ходе заседания Комиссии было установлено, что ранее антимонопольным органом была дана правовая оценка действиями Организатора торгов и Оператора ЭТП в отношении используемой площадки в рамках дела от 25.08.2020 № 077/07/00-13772/2020.
Согласно части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
В связи с изложенным, Комиссия прекращает рассмотрение жалобы Заявителя в отношении первого довода жалобы Заявителя.
Другие доводы жалобы Заявителя признаны Комиссией обоснованными. Организатору торгов надлежит не только провести Торги на другой площадке, но и внести изменение в Извещение в части обжалуемых Заявителем доводов.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве реализация недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447 ГК РФ торги). В настоящем случае, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве выступает от имени собственника и в его интересах, в связи с чем в государственном контракте определяет порядок проведения публичных торгов.
В свою очередь, Заявитель также ссылается на то обстоятельство, что действия Организатора торгов нарушают требования государственного контракта, заключенного территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве с ООО «БОНА МЕНТЭ».
Указанный договор размещен публично по адресу https://agregatoreat.ru/purchase/1186375/contract (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 4.4.63 Договора в целях обеспечения конкурентности и состязательности между участниками аукциона и получения наивысшей цены за реализуемое имущество при проведении торгов в электронной форме, такие торги должны проводиться исключительно с открытой формой подачи предложений о цене имущества.
В силу пункта 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В связи с чем, положения государственного контракта не только удостоверяют право ООО «БОНА МЕНТЭ» по проведению публичных торгов, но и определяют на него публично-правовой порядок проведения таких торгов, установленный государственным заказчиком в лице управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Исходя из вышеуказанной нормы, рассматриваемое положение государственного контракта не является исключительно гражданско-правовым условием исполнения обязательств, поскольку касается публичного порядка проведения торгов.
Публичный характер некоторых условий государственного контракта также подтверждается тем, что его положения определяют порядок проведения публичных торгов, а именно действий Организатора торгов как лица, обремененного публично-правовой обязанностью по реализации имущества на торгах, проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, условия государственного контракта не являются исключительно гражданско-правовыми условиями исполнения обязательств, а ненадлежащее исполнение последних влечет для ООО «БОНА МЕНТЭ» не только наступление санкций гражданско-правового характера, но и публичного-правового, например, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков при расторжении договора в одностороннем порядке заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением Организатором торгов обязательств по государственному контракту.
При этом наделение антимонопольного органа полномочиями по осуществлению контроля по обязательным торгам на основании статьи 18.1 Закона о защите конкуренции свидетельствует о возможности установления в действиях Организатора торгов несоблюдения публично-правого порядка их проведения, возложенного на последнего государственным контрактом.
В связи с изложенными, антимонопольный орган усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 4.4.63 государственного контракта, выразившегося в реализации имущества на Торгах с применением закрытой формой подачи ценовых предложений для участия в публичных торгах.
Кроме того, Организатор торгов требует от участников в составе заявки удостоверенного согласия супруга/супруги на заключение сделки купли – продажи (при наличии супруга/супруги), или нотариально заверенное заявление об отсутствии брака.
Между тем, действующим законодательством, в том числе Законом об исполнительном производстве данный документ не предусмотрен в качестве обязательного.
Кроме того, Организатор торгов в Извещении установил, что подписание протокола о результатах торгов проводится в день их проведения по месту нахождения офиса Организатора торгов.
Комиссия соглашается с Заявителем, поскольку данное условие противоречит сути электронных торгов, при которых протокол о результатах торгов всегда подписывается в день проведения торгов только в электронном виде.
Необходимость явки в офис Организатора торгов ограничивает круг потенциальных участников торгов, поскольку участники из других регионов должны обязательно заранее приехать в офис Организатора торгов, не имея информации о результатах торгов. Указанное накладывает на них дополнительные транспортные расходы.
Организатором торгов не представлено нормативного обоснования установления таких требований в Извещении. Кроме того, Комиссия также учитывает, что данные требования дополнительно усложняет подачу заявку, а также налагает на участников дополнительные затраты, связанные с необходимостью нотариального удостоверения документов, а также транспортные расходы на стадии подачи заявки и составления протокола об итогах торгов.
При таких обстоятельствах Комиссия признает доводы жалобы Заявителя обоснованными.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной в части второго, третьей и четвертого довода, в остальной части прекратить производство по жалобе.
- Установить в действиях Организатора торгов нарушение пункта 4 статьи 447 ГК РФ, публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством, регулирующим проведение публичных торгов, п. 4.4.63 государственного контракта.
- Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 077/07/00-13906/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
28.08.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28.08.2020 по делу № 077/07/00-13906/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО «БОНА МЕНТЭ» (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона в электронной форме по реализации заложенного имущества по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 55, кв. 74 к/н 77:06:0008004:2670 (извещение № 100820/43753946/01, далее - Торги):
-
-
Организатору торгов при исполнении ранее выданного предписания по делу от 25.08.2020 № 077/07/00-13772/2020 объявить торги с учетом решения Московского УФАС России от 28.08.2020 по делу № 077/07/00-13906/2020.
-
Организатору торгов разместить информацию о вышеуказанных изменениях в источниках, предусмотренных для размещения информации о торгах законодательством Российской Федерации.
-
Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 02.10.2020.
-
Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 05.10.2020 включительно с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
-
-
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
-