Решение №б/а б/а от 11 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2702/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.03.2024                                                                                                                           г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..» в лице «…..», действующей на основании доверенности от 01.03.2024 № 19, «…..» в лице «…..», действующего на основании доверенности от 19.06.2023 № 9/941/2023-ДОВ,

рассмотрев жалобу «…..» (далее также - Заявитель) на действия «…..» (далее также — Организатор закупки) при проведении закрытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на выкос травы, вырубку мелколесья, кустарниковой растительности и создание противопожарных разрывов на территории Ленинградской АЭС (закупочная процедура № 240012469400043, опубликованная на официальном сайте https://www.astgoz.ru/page/index, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.02.2024 № 78/4696/24.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Организатором торгов статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы нарушения со стороны Заказчика выражены в неправомерном отклонении заявки Заявителя.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 26.01.2024 на официальном сайте ООО «АСТ ГОЗ» была размещена информация о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 37 529 530,22 руб.

Дата начала срока подачи заявок: 26.01.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 07.02.2024 в 09:00.

Дата подведения итогов: не позднее 27.02.2024.

Согласно пункту 2.2 протокола от 20.02.2024 № 9-Ф091402-08/ Лот 1216 Д в отношении заявки Заявителя (коллективный участник: «…..», «…..», «…..», «…..») Заказчиком принято решение направить в адрес Заявителя уточняющий запрос «в соответствии с требованиями Тома 1, части 1, раздела 2.1, п. 2.1.1, пп. 3.1 Закупочной документации в представленной справке об опыте (Форма 4) выделить только требуемый опыт (для допуска), в рамках заключенных договоров по содержанию парков и/или скверов и/или газонов и/или лесов, завершенные/оказанные в 2021-2024 гг. (период включает три последних календарных года и истекший период текущего календарного года до первоначально установленного срока открытия доступа к заявкам);

Предоставить подтверждающие документы, только в отношении требуемого опыта, оформленные в соответствии с правилами бухгалтерского учета:

- документы, подтверждающие состав работ/услуг, составленные в рамках договора, подписанные сторонами договора, содержащие следующие сведения: реквизиты договора (номер и дата); перечень выполненных работ/оказанных услуг;

- документы, подтверждающие исполнение услуг, составленные в рамках договора для финансовой отчетности, подписанные сторонами договора, содержащие следующие сведения: реквизиты договора (номер и дата); перечень переданных и принятых заказчиком по договору работ/услуг; - стоимость переданных и принятых заказчиком по договору работ/услуг (в отношении только требуемого опыта).».

Из материалов дела усматривается, что после дополнительного запроса Заявитель сообщил следующее: «в связи с тем, что изменение установленной формы акта выполненных работ/услуг с государственным заказом не является возможной, участник не может представить документы с разделением в актах сумм по конкретному объекту услуг в соответствии со всеми правилами бухгалтерского учета. Участник на основании внутренних расчетов компании заверяет, что оказание услуг по уборке территорий были выполнены на вышеуказанные суммы.».

Согласно пункту 3 протокола от 20.02.2024 № 9-Ф091402-08/ Лот 1216 Д Заказчиком принято решение отказать в допуске заявке Заявителя по следующему основанию: «на основании ЕОСЗ Госкорпорации «Росатом» Приложение № 12 раздел 1, п. 8.3, п.п. «а» – несоответствие заявки, представленной на ЭТП, по составу, содержанию и оформлению, а именно нарушено требование Тома 1, части 1, раздел 2.1, п. 2.1.1, пп. 3.1, закупочной документации - не предоставлены документы подтверждающие исполнение услуг, составленные в рамках договора для финансовой отчетности, подписанные сторонами договора, содержащие следующие сведения: стоимость переданных и принятых заказчиком по договору работ/услуг по содержанию парков и/или скверов и/или газонов и/или лесов на общую сумму не менее 15 012 000,00 руб. с НДС.».

Вместе с тем Заявитель с отклонением своей заявки не согласился и отметил, что имеет необходимый опыт работы, что подтверждается представленными в составе заявки документами. Кроме того, Заявитель отметил, что после направления уточняющего запроса Заявитель предоставил сопроводительное письмо, в котором выделил итоговые суммы в отношении требуемого опыта на основании актов выполненных работ, которые были представлены в составе заявки, а также смет, приложенных к договорам.

В свою очередь, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Заявитель в составе своей заявки предоставил справку об опыте, которая содержит сведения о 13 исполненных договорах с 2020 по 2023 год. Также в составе заявки представлены копии договоров с актами оказанных услуг.

Вместе с тем Заказчик отметил, что из представленных актов оказанных услуг невозможно выделить сумму оказываемых услуг по содержанию парков и/или скверов и/или газонов и/или лесов. После дополнительного запроса Заявитель не предоставил документы подтверждающие оказание услуг, с разделением в актах сумм по конкретному объекту услуг в соответствии со всеми правилами бухгалтерского учета.

Оценивая правомерность отклонения заявки Заявителя, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В соответствии с требованием подпункта 3.1 пункта 2.1.1 части 1 тома 1 Закупочной документации к участникам процедуры закупки, на стадии допуска заявок участников, установлено требование:

- должен иметь в рамках заключенных договоров оказанные в 2021-2024 гг. (период включает три последних календарных года и истекший период текущего календарного года до первоначально установленного срока открытия доступа к заявкам) услуги по содержанию парков и/или скверов и/или газонов и/или лесов на общую сумму не менее 15 012 000,00 руб. с НДС.

При этом порядок оценки заявок участников был изложен в пункте 3 части 1 тома 1 Закупочной документации.

Таким образом, в документации установлено обязательное требование к участнику о предоставлении завершенного в 2021-2024 гг. Договора по содержанию парков и/или скверов и/или газонов и/или лесов на общую сумму не менее 15 012 000,00 руб. с НДС.

Изучив материалы заявки Заявителя, Комиссией было установлено, что в составе заявки представлена справка об опыте, которая содержит сведения о 13 исполненных договорах с 2021 по 2024 год. Также в составе заявки представлены копии договоров с актами выполненных работ.

Вместе с тем Комиссией установлено, что из представленных актов выполненных работ невозможно выделить сумму оказываемой услуги по разработке эксплуатационных режимов теплосети.

Как установлено Комиссией, Заказчиком был направлен в адрес Заявителя уточняющий запрос информации о необходимости выделить только требуемый опыт, в рамках заключенных договоров по содержанию парков и/или скверов и/или газонов и/или лесов, завершенные/оказанные в 2021-2024 гг., а также предоставить подтверждающие документы, только в отношении требуемого опыта, оформленные в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

При этом Заявитель на указанный запрос Заказчика ответил, не предоставив копии подтверждающих документов.

В свою очередь, предоставленные в составе заявки Заявителя договоры установленное требование к участникам процедуры закупки в части наличия соответствующего опыта не подтверждали, а равно не подтверждали информацию представленную в ответе на запрос Заказчика, в связи с чем у Заказчика отсутствовали основания для допуска такого участника.

Комиссия считает необходимым отметить, что учет контрактов/договоров на полную сумму, включая услуги, не являющиеся аналогичными предмету Закупки, нарушает принципы равноправия и справедливости, представляет необоснованные преимущества конкретному участнику, а также не соответствует порядку рассмотрения заявок, установленному в Закупочной документации (подпункт 3.1 пункта 2.1.1 части 1 тома 1 Закупочной документации).

Соблюдая установленный порядок рассмотрения заявок Заказчик вправе принимать контракты/договоры только соответствующие положениям Закупочной документации, а в случае представление контрактов/договоров по комплексным услугам только в той части (сумме), которая касается закупаемых услуг.

В случае, когда из контракта/договора и/или представленных актов не представляется возможным администрировать стоимость услуг согласно установленному порядку, такие контракты/договоры не подлежат принятию.

Таким образом, Комиссия установила, что заявка Заявителя не соответствует требованиям подпункта 3.1 пункта 2.1.1 части 1 тома 1 Закупочной документации.

При этом запросов на разъяснений положений Закупочной документации до окончания срока подачи заявок Заявителем не направлялось, положения Закупочной документации обжалованы в административном порядке не были, что свидетельствует о том, что Заявителю условия проведения конкурентной процедуры были ясны и понятны.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Следует также отметить, что в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказника в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В свою очередь, содержание жалобы не подтверждает нарушение со стороны Заказчика действующего законодательства Российской Федерации о закупках.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статья 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статья 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статья 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «…..» (ОГРН: «…..»; ИНН: «…..») на действия «…..» (ОГРН: «…..», ИНН: «…..») при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 28.02.2024 № ЕИ/7767/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны