Решение №26031/23 б\а от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8114/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

22.06.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеконференцсвязи представителя <...>,

в отсутствие представителей <...>, извещенного надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 16.06.2023 № НП/24745/23,

рассмотрев жалобу <...> при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1406/ОАЭ-ЦТ/23 на право заключения договора поставки специальной обуви и специальной одежды (https://223.rts-tender.ru/supplier/auction/Trade/View.aspx?Id=2756147&sso=1&code=-5#1, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, как от стороны по настоящему делу, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в Управление, не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанной лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Настоящее заседание Комиссии было проведено в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при этом в части доводов о возможном нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции данная жалоба принята в работу в рамках статьи 44 Закона о защите конкуренции и ответ будет дан дополнительно.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от дальнейшего участия в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 25.05.2023 на официальном сайте ООО «РТС-тендер» размещено извещение о проведении Закупки.

Начальная цена договора: 6 546 716,78 руб.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что Заявителем подана заявка № 4.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 09.06.2023 Заказчиком было принято решение отказать участнику № 4 в допуске к участию в аукционе «на основании пунктов 3.6.6.4 и 3.17.2 документации о закупке в связи с несоответствием заявки требованию документации о закупке, а именно характеристика товара, представленная участником (Комплект мужской теплозащитный из смешанной ткани Тройка-Лидер Спацзаказ) не соответствует, запрашиваемой в техническом задании аукционной документации».

В силу пункта 3.17.2 документации техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, указанные в техническом задании аукционной документации.

Согласно инструкции по заполнению формы технического предложения, техническое предложение оформляется участником отдельно и предоставляется в формате MS Word

Техническое предложение состоит из 2 частей.

I часть является неизменяемой и обязательной для участников процедур закупок.

II часть заполняется участником с учетом требований технического задания и характеристик предлагаемых товаров.

Характеристики товаров должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование. Описание характеристик должно соответствовать требованиям технического задания, а также форме технического предложения. При поставке товаров в техническом предложении должны быть указаны наименования предлагаемого товара, марка (при наличии), модель (при наличии), наименование производителя (если такое требование предусмотрено формой технического предложения) по каждой номенклатурной позиции.

В техническом предложении не допускается указание наименования участника, а также ценового предложения. Техническое предложение предоставляется в составе первой части заявки на участие в закупке.

Пунктом 2 Технического задания установлены требования к товарам:

 

Специальная одежда, специальная обувь  

Нормативные документы, согласно которым установлены требования

1)    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022)

2)    ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 878

3)    ГОСТ 28507-99 Межгосударственный стандарт «Обувь специальная с верхом из кожи для защиты от механических воздействий». Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол от 28 мая 1999 г. N 15

4)    ГОСТ 12.4.137-2001 Межгосударственный стандарт «Обувь специальная с верхом из кожи для защиты от нефти, нефтепродуктов, кислот, щелочей, нетоксичной и взрывоопасной пыли». Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24 мая 2001 г. N 19-2001)

5)    Технический регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» ТР ТС 005/2011

6)    Решение Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 09 декабря 2011 г. № 876 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»

7)    ГОСТ 939-2021. Межгосударственный стандарт. «Кожа для верха обуви. Технические условия"» (введен в действие 01.08.2022 г.)

8)    ГОСТ Р ЕН ИСО 20345-2011. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты ног. Обувь защитная. Технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.06.2011 N 162-ст) (ред. от 06.04.2015)

9)    ГОСТ 12.4.281-2021. Межгосударственный стандарт. «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования и методы испытаний

10) ГОСТ 12.4.303-2016 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты от пониженных температур

11) ТУ 14.12.11-001-00083262-2020 «Одежда специальная для защиты работников от пониженных температур, общих производственных загрязнений и механических воздействий» Комплект мужской теплозащитный «Локомотив». Технические условия.

(предоставляется по запросу участника).

Технические и функциональные характеристики товара

Комплект мужской теплозащитный из смешанной ткани «Локомотив»  

Ткань верха: Хлопкополиэфирная с антистатической нитью СТ20А, плотность не менее 250 г/м2, состав хлопок не менее 50%, отделка МВО или «Teflon», или «Stop Oil», или «Oil protect».

Световозвращающий материал: лента шириной не менее 5 см, обеспечивающая хорошую видимость

Цвет: Графит/Синий

Особенности модели:

Удлиненная куртка с центральной застежкой-молнией и ветрозащитным клапаном на кнопках. Нагрудные и боковые утепленные накладные карманы. Рукава с манжетами и полушерстяными напульсниками. Кулиска по низу для защиты от ветра. Съемный утепленный капюшон с регулировкой объема. Полукомбинезон с застежкой-молнией, с боковыми накладными карманами, сзади по линии талии стянут эластичной тесьмой.  Жилет с застежкой на молнии. Светоотражающие элементы.

Утеплитель: синтепон не менее 200 г/м2, куртка – 2 слоя, брюки – 2 слоя. жилет – 1 слой

Подкладка: 100% полиэфир и ветрозащитная ткань

Размерный ряд поставляемых товаров согласно Приложения 1 к техническому заданию

 

Сапоги мужские комбинированные для защиты от пониженных температур

Верх обуви: натуральная кожа не менее 1,8-2,0 мм, стойкость к агрессивным средам (МБС и КЩС)

Подкладка: шерстяной мех

Подносок: не менее 200 Дж с резиновым уплотнителем

Антипрокольная стелька: Кевлар, защита от прокола не менее 1200 Н

Тип подошвы: Трехслойная – внутренний слой полиуретан с ходовым слоем из термополиуретана + цветными вставками из термополиуретана (ПУ/ТПУ/ТПУ)

Подошва: полиуретан/термополиуретан /термополиуретан (от-35 С до +120 С), высота протектора не менее 5 мм, Shock absorber в пяточной части

Высота обуви: не менее 350 ± 5 мм

Метод крепления: литьевой

Цвет: черный

Особенности модели:

Кулиска позволяет удобно зафиксировать сапоги по толщине голени, обеспечивая свободу движений;

Каблучная часть подошвы имеет специальные выступы для удобства снятия обуви;

Светоотражающие элементы повышают видимость в темное время суток;

Размерный ряд поставляемых товаров согласно Приложения 1 к техническому заданию.

Требования к безопасности товара

Товар должен соответствовать Техническим регламентам Таможенного союза:

-ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 878;

-ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09 2011 года № 876, а также:

-ГОСТ 28507-99 «Обувь специальная с верхом из кожи для защиты от механических воздействий». Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 мая 1999 г. N 15);

-ГОСТ 12.4.137-2001 «Обувь специальная с верхом из кожи для защиты от нефти, нефтепродуктов, кислот, щелочей, нетоксичной и взрывоопасной пыли». Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24 мая 2001 г. N 19-2001);

- ст. 460 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 28.04.2020).

- Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты

Требования к качеству товара

Поставляемый товар должен быть новым (товаром, который не был в употреблении, ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).

Качество товара должно соответствовать техническим условиям фирмы-производителя.

Участник обязуется вместе с Товаром передать относящуюся к нему документацию необходимую и достаточную для эксплуатации и нормального использования Товара: декларация о соответствии или сертификат соответствия, заключение Минпромторга.

Гарантийный срок на поставляемый Товар, составляет не менее срока, установленного производителем продукции.

Требования к упаковке, отгрузке товара

Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Товар должен поставляться в герметичной упаковке без механических, химических и других повреждений. Упаковка должна предохранять товары от всякого рода повреждений и утраты товарного вида при его перевозке с учетом возможных перегрузок в пути и длительного хранения. Упаковка не должна содержать вскрытий, вмятин, порезов. Упаковка, обеспечивает сохранность товара от повреждений при его отгрузке, перевозке и хранении и содержит информацию от производителя о сроке изготовления и реализации и другое. Доставка Товара производится Поставщиком путем его отгрузки автомобильным транспортом.

 

Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что им предложен следующий товар: «Комплект мужской теплозащитный из смешанной ткани «Тройка-Лидер Спацзаказ».

При этом, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что специальная одежда предназначена для защиты работников от пониженных температур, общих производственных загрязнений и механических воздействий.

Необходимость поставки исключительно комплекта мужской теплозащитный из смешанной ткани «Локомотив» в первую очередь обусловлена Приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 № 582н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», а именно пунктом 206 в котором прямо указано о том, что работники локомотивных бригад обеспечиваются зимой комплектом для защиты от пониженных температур «Локомотив».

При этом в настоящее время имеется утвержденные технические условия «ТУ 14.12.11-001-00083262-2020 «Одежда специальная для защиты работников от пониженных температур, общих производственных загрязнений и механических воздействий» Комплект мужской теплозащитный «Локомотив»» на основании которых изготавливается Комплект мужской теплозащитный «Локомотив.

В соответствии с п. 3 Приказа Минтруда России от 14 июня 2021 г. № 467н «Об утверждении правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», финансовое обеспечению за счет сумм страховых взносов в 2023 году подлежат расходы на: приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств — членов Евразийского экономического союза, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее соответственно - СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Согласно п. 6 вышеуказанного Приказа, для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе: перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ; сведения о дате изготовления и сроке годности приобретаемых СИЗ могут быть представлены при подтверждении расходов.

Также Заказчик указал, что письмо ПВ ООО «Фирама «Техноавиа» от 14.06.2023 №05/670, на которое ссылается Заявитель, в составе первой части заявки приложено не было.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствует требования документации.

При этом Комиссия также обращает внимание, что в проект договора будет включено, в том числе, техническое предложение победителя Закупки.

Между тем, в соответствии с пунктом 3.20.1 документации договор по результатам аукциона заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, извещением, аукционной документацией и заявкой участника аукциона, с которым заключается договор.

В соответствии с пунктом 3.6.6.4 закупочной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в том числе, в связи с несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации.

Таким образом, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Документации и требований Закона о закупках.

Кроме того, Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.

В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы Заявителя необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <...> на действия<...> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.06.2023 № НП/24745/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны