Решение б/н Решение по делу 077/05/25-10231/2023 от 6 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «Яндекс» <...> ООО «АДВ-сервис» <...> ООО «ВИТУАЛЬ» <...> РЕШЕНИЕ по делу №077/05/25-10231/2023 «21» ноября 2023 года г. Москва Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России) в составе: председателя Комиссии – <...>ой, членов Комиссии – <...>ой, <...>ой, 2023-59104 2 рассмотрев дело №077/05/25-10231/2023 по признакам нарушения ООО «АДВ-сервис» (ИНН 7810704382), ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543), ООО «ВИТУАЛЬ» (ИНН 9725020314) части 1.1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении 12.05.2023 в системе «Яндекс.Дзен» рекламы «Реклама… ANEMO 3 Plus (20 капсул). 4 200 ₽… VITUAL.RU» без указания предупреждения о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, в присутствии представителей ООО «АДВ-сервис» (по доверенности), в отсутствие ООО «Яндекс» (уведомлено надлежащим образом, согласно номеру почтового отправления -80082690163896), ООО «ВИТУАЛЬ» (уведомлено надлежащим образом, согласно номеру почтового отправления - 80082690163902), УСТАНОВИЛА: Дело № 077/05/25-10231/2023 возбуждено Московским УФАС России по результатам рассмотрения заявления физического лица относительно распространения 12.05.2023 в системе «Яндекс.Дзен» рекламы «Реклама… ANEMO 3 Plus (20 капсул). 4 200 ₽… VITUAL.RU», без указания предупреждения о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Распространение указанной рекламы подтверждается представленными в материалы дела скриншотами. Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, выслушав доводы представителей сторон по делу, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к 2023-59104 3 нему и его продвижение на рынке. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. При нажатии на рекламу открывается гиперссылка для перехода на сайт в сети Интернет по адресу https://vitual.ru/catalog/peptides/anemo-3- plus/? yclid=2535260675721200697&roistat=direct6_context_13890993492_&roistat_referrer= k p.ru&roistat_pos=none_8 (скриншоты прилагаю), на котором предлагается биологически активная добавка к пище «Комплекс пептидов АНЕМО 3 Плюс». Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой. Согласно части 1.1 ст. 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кинои видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Вместе с тем Закон о рекламе не содержит норм, определяющих каким именно образом необходимо осуществлять размещение текста в рекламе. Информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия. В соответствии с расположенным на сайте https://portal.eaeunion.org/ 2023-59104 4 реестром свидетельств о государственной регистрации БАД к пище «Комплекс пептидов АНЕМО 3 Плюс» имеет свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.88.003.R.000283.02.23. Область применения – для реализации населению в качестве биологически активной добавки к пище - источника пептидов https://portal.eaeunion.org/sites/odata/_layouts/15/Portal.EEC.Registry.UI/ DisplayForm.aspx?ItemId=10961106&ListId=f7954aaa-b57b-429e-8f39-b7e3158c88d6. Следовательно рассматриваемая информация является рекламой биологически активных добавок. В рассматриваемой рекламе требуемые предупреждения отсутствуют. В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 25 Закона о рекламе, несут рекламодатель и рекламораспространитель. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В соответствии с представленными в Московское УФАС России документами и сведениям следует, что между ООО «АДВ-сервис» и ООО «Яндекс» заключен Договор возмездного оказания услуг №74008/17 от 20.10.2017, в соответствии с которым ООО «Яндекс» оказывает ООО «АДВсервис» рекламные услуги, связанные с размещением в сети Интернет рекламных материалов Клиентов ООО «АДВ- сервис». Относительно запрашиваемых документов и материалов ООО «АДВ-сервис» сообщает следующее. Рекламодателем рекламных объявлений и лицом ответственным за их содержание является ООО «ВИТУАЛЬ» (ОГРН: 1197746551276, ИНН: 9725020314, адрес: 119192, Россия, г. Москва, Мосфильмовская, д. 74Б, этаж 4, помещ. 2). ООО «ВИТУАЛЬ» (далее — Клиент) акцептовало Оферту для юридических 2023-59104 5 лиц https://elama.ru/legal docs/tou/ss/oferta-advservice.pdf. Вследствие акцепта Оферты с Клиентом был заключен договор № 2 2022/02/23-597713-adv (формируемый в самом Сервисе). Акцепт Оферты подтверждается платёжным поручением № 31 от 23.02.2022 г. Реклама размещалась Клиентом с использованием Сервиса eLama на аккаунте Яндекс.Директ е16939145 в период с 11.04.2023 по 28.07.2023 года, при этом показы рекламы осуществлялись в период с 12.04.2023 г. по 27.07.2023. Рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543), что подтверждается самим Обществом. ООО «ВИТУАЛЬ» был сделан письменный запрос в ООО «Яндекс» через систему «Яндекс.Директ» с вопросом распространения рекламы 12.05.2023 в системе «Яндекс.Дзен» рекламы «Реклама… ANEMO 3 Plus (20 капсул). 4 200 ₽… VITUAL.RU», без указания предупреждения о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, на что ООО «Яндекс» предоставило официальный ответ, что в «кампаниях № 86149254, 83605405» приняты объявления и добавлены дисклеймеры, необходимые для рекламы БАДов. Однако согласно представленным скриншотам от заявителя, такие дисклеймеры в рекламе отсутствовали. По мнению Комиссии, ООО «ВИТУАЛЬ», рассчитывая на алгоритмы системы «Яндекс.Директ», не проявило должную осмотрительность при создании рекламного объявления и контроле за его размещением, что не исключает зафиксированный факт распространения рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе При распространении рекламы рекламодателю необходимо в том числе самостоятельно проверять распространяемую рекламу, а не перекладывать всю ответственность на рекламораспространителя. Так, при показе контекстной рекламы потребитель должен быть уведомлен о том, что рекламируемый препарат не является лекарственным средством. Тот факт, что переходя на сайт препарата потенциальный потребитель увидит данную информацию не исключает требования о соблюдении рекламодателями и 2023-59104 6 рекламораспространителями части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе. Исходя из вышеизложенного Комиссией установлено, что ООО «Яндекс» является рекламораспространителем, а ООО «ВИТУАЛЬ» рекламодателем рассматриваемой рекламы. Таким образом, в действиях ООО «ВИТУАЛЬ» и ООО «Яндекс» при распространении 12.05.2023 в системе «Яндекс.Дзен» рекламы «Реклама… ANEMO 3 Plus (20 капсул). 4 200 ₽… VITUAL.RU», без указания предупреждения о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, установлено нарушение части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе. Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе. Также в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданскоправовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась. Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных 2023-59104 7 при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц. На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «ВИТУАЛЬ» и ООО «Яндекс» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе. Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России. Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России, РЕШИЛА: 1. Признать ООО «ВИТУАЛЬ» и ООО «Яндекс» нарушившими часть 1.1 статьи 25 Закона о рекламе, выразившегося в распространении 12.05.2023 в системе «Яндекс.Дзен» рекламы «Реклама… ANEMO 3 Plus (20 капсул). 4 200 ₽… VITUAL.RU», без указания предупреждения о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. 2. Выдать ООО «ВИТУАЛЬ» и ООО «Яндекс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 3. Прекратить рассмотрение по делу № 077/05/25-10231/2023 в отношении ООО «АДВ-сервис» (ИНН 7810704382). 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу 2023-59104 8 Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председатель комиссии <...>а Члены комиссии: <...>а <...>а <...> |