Решение б/н Решение по делу 077/05/25-10231/2023 от 6 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Яндекс»

<...>

ООО «АДВ-сервис»

<...>

ООО «ВИТУАЛЬ»

<...>

РЕШЕНИЕ

по делу №077/05/25-10231/2023

«21» ноября 2023 года г. Москва

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по

рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии – <...>ой,

членов Комиссии – <...>ой, <...>ой,

2023-59104

2

рассмотрев дело №077/05/25-10231/2023 по признакам нарушения

ООО «АДВ-сервис» (ИНН 7810704382), ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543),

ООО «ВИТУАЛЬ» (ИНН 9725020314) части 1.1 статьи 25 Федерального закона от

13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в

распространении 12.05.2023 в системе «Яндекс.Дзен» рекламы «Реклама… ANEMO

3 Plus (20 капсул). 4 200 ₽… VITUAL.RU» без указания предупреждения о том, что

объект рекламирования не является лекарственным средством,

в присутствии представителей ООО «АДВ-сервис» (по доверенности),

в отсутствие ООО «Яндекс» (уведомлено надлежащим образом, согласно

номеру почтового отправления -80082690163896), ООО «ВИТУАЛЬ» (уведомлено

надлежащим образом, согласно номеру почтового отправления - 80082690163902),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 077/05/25-10231/2023 возбуждено Московским УФАС России по

результатам рассмотрения заявления физического лица относительно

распространения 12.05.2023 в системе «Яндекс.Дзен» рекламы «Реклама… ANEMO

3 Plus (20 капсул). 4 200 ₽… VITUAL.RU», без указания предупреждения о том, что

объект рекламирования не является лекарственным средством.

Распространение указанной рекламы подтверждается представленными в

материалы дела скриншотами.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения

дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства,

выслушав доводы представителей сторон по делу, применив нормы

законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС

России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация,

распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых

средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение

внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к

2023-59104

3

нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом

рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и

(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной

деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,

конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к

которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является

продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,

обмена или иного введения в оборот.

При нажатии на рекламу открывается гиперссылка для перехода на сайт в

сети Интернет по адресу https://vitual.ru/catalog/peptides/anemo-3- plus/?

yclid=2535260675721200697&roistat=direct6_context_13890993492_&roistat_referrer=

k p.ru&roistat_pos=none_8 (скриншоты прилагаю), на котором предлагается

биологически активная добавка к пище «Комплекс пептидов АНЕМО 3 Плюс».

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой. Согласно

части 1.1 ст. 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок в каждом

случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования

не является лекарственным средством.

В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность

такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе,

распространяемой в телепрограммах, при кинои видеообслуживании, - не менее чем

пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь

процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не

менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Вместе с тем Закон о рекламе не содержит норм, определяющих каким именно

образом необходимо осуществлять размещение текста в рекламе.

Информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы

для адекватного восприятия.

В соответствии с расположенным на сайте https://portal.eaeunion.org/

2023-59104

4

реестром свидетельств о государственной регистрации БАД к пище «Комплекс

пептидов АНЕМО 3 Плюс» имеет свидетельство о государственной регистрации

RU.77.99.88.003.R.000283.02.23. Область применения – для реализации

населению в качестве биологически активной добавки к пище - источника пептидов

https://portal.eaeunion.org/sites/odata/_layouts/15/Portal.EEC.Registry.UI/

DisplayForm.aspx?ItemId=10961106&ListId=f7954aaa-b57b-429e-8f39-b7e3158c88d6.

Следовательно рассматриваемая информация является рекламой

биологически активных добавок.

В рассматриваемой рекламе требуемые предупреждения отсутствуют.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за

нарушение требований, установленных статьей 25 Закона о рекламе, несут

рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 рекламодатель - изготовитель или

продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или)

содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель —

лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме

и с использованием любых средств.

В соответствии с представленными в Московское УФАС России документами

и сведениям следует, что между ООО «АДВ-сервис» и ООО «Яндекс» заключен

Договор возмездного оказания услуг №74008/17 от 20.10.2017, в соответствии с

которым ООО «Яндекс» оказывает ООО «АДВсервис» рекламные услуги, связанные

с размещением в сети Интернет рекламных материалов Клиентов ООО «АДВ-

сервис».

Относительно запрашиваемых документов и материалов ООО «АДВ-сервис»

сообщает следующее.

Рекламодателем рекламных объявлений и лицом ответственным за их

содержание является ООО «ВИТУАЛЬ» (ОГРН: 1197746551276, ИНН: 9725020314,

адрес: 119192, Россия, г. Москва, Мосфильмовская, д. 74Б, этаж 4, помещ. 2).

ООО «ВИТУАЛЬ» (далее — Клиент) акцептовало Оферту для юридических

2023-59104

5

лиц https://elama.ru/legal docs/tou/ss/oferta-advservice.pdf.

Вследствие акцепта Оферты с Клиентом был заключен договор № 2

2022/02/23-597713-adv (формируемый в самом Сервисе). Акцепт Оферты

подтверждается платёжным поручением № 31 от 23.02.2022 г.

Реклама размещалась Клиентом с использованием Сервиса eLama на

аккаунте Яндекс.Директ е16939145 в период с 11.04.2023 по 28.07.2023 года, при

этом показы рекламы осуществлялись в период с 12.04.2023 г. по 27.07.2023.

Рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Яндекс»

(ИНН: 7736207543), что подтверждается самим Обществом.

ООО «ВИТУАЛЬ» был сделан письменный запрос в ООО «Яндекс» через

систему «Яндекс.Директ» с вопросом распространения рекламы 12.05.2023 в

системе «Яндекс.Дзен» рекламы «Реклама… ANEMO 3 Plus (20 капсул). 4 200 ₽…

VITUAL.RU», без указания предупреждения о том, что объект рекламирования не

является лекарственным средством, на что ООО «Яндекс» предоставило

официальный ответ, что в «кампаниях № 86149254, 83605405» приняты объявления

и добавлены дисклеймеры, необходимые для рекламы БАДов. Однако согласно

представленным скриншотам от заявителя, такие дисклеймеры в рекламе

отсутствовали.

По мнению Комиссии, ООО «ВИТУАЛЬ», рассчитывая на алгоритмы

системы «Яндекс.Директ», не проявило должную осмотрительность при создании

рекламного объявления и контроле за его размещением, что не исключает

зафиксированный факт распространения рекламы, в которой усматриваются

признаки нарушения части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе

При распространении рекламы рекламодателю необходимо в том числе

самостоятельно проверять распространяемую рекламу, а не перекладывать всю

ответственность на рекламораспространителя.

Так, при показе контекстной рекламы потребитель должен быть уведомлен о

том, что рекламируемый препарат не является лекарственным средством.

Тот факт, что переходя на сайт препарата потенциальный потребитель увидит

данную информацию не исключает требования о соблюдении рекламодателями и

2023-59104

6

рекламораспространителями части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе.

Исходя из вышеизложенного Комиссией установлено, что ООО «Яндекс»

является рекламораспространителем, а ООО «ВИТУАЛЬ» рекламодателем

рассматриваемой рекламы.

Таким образом, в действиях ООО «ВИТУАЛЬ» и ООО «Яндекс» при

распространении 12.05.2023 в системе «Яндекс.Дзен» рекламы «Реклама… ANEMO

3 Plus (20 капсул). 4 200 ₽… VITUAL.RU», без указания предупреждения о том, что

объект рекламирования не является лекарственным средством, установлено

нарушение части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,

возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о

рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от

24 ноября 2020 года № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях

прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному

(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении

нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия,

направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы

(пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект

рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение

добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33,

36 Закона о рекламе.

Также в дело не представлено документальных доказательств невозможности

продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной

информации о прекращении действия либо расторжении договоров,

гражданскоправовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых

рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных

2023-59104

7

при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны,

исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных

отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав

потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к

выводу о необходимости выдачи ООО «ВИТУАЛЬ» и ООО «Яндекс» предписания о

прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы,

нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о

рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным

органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о

рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным

органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «ВИТУАЛЬ» и ООО «Яндекс» нарушившими часть 1.1

статьи 25 Закона о рекламе, выразившегося в распространении 12.05.2023 в системе

«Яндекс.Дзен» рекламы «Реклама… ANEMO 3 Plus (20 капсул). 4 200 ₽…

VITUAL.RU», без указания предупреждения о том, что объект рекламирования не

является лекарственным средством.

2. Выдать ООО «ВИТУАЛЬ» и ООО «Яндекс» предписание о прекращении

нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Прекратить рассмотрение по делу № 077/05/25-10231/2023 в отношении

ООО «АДВ-сервис» (ИНН 7810704382).

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу

2023-59104

8

Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об

административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,

предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации.

Председатель комиссии <...>а

Члены комиссии:

<...>а

<...>а

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны