Решение б/н б/а от 28 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6870/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.04.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «МЕДИКАЛ СЕРВИС», АО «Почта России»,

в отсутствие представителей ООО «РТС-тендер», АО «Сбербанк-АСТ», АО «РАД», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 21.04.2021 № ЕО/22648/2021,

рассмотрев жалобы ООО «Медикал Сервис» на действия АО «Почта России» при проведении Закупок (реестровые №№ 32110140765, 32110140705, 32110128410, 32110140822, 32110137512, 32110140782, 32110137970) (далее — Закупки),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок мотивированные несогласием с положениями документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в том, что положения документации об электронном аукционе препятствуют участникам закупки в корректной подготовке и в подаче заявки на участие в таком аукционе.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Комиссией установлено, что АО «Почта России» 30.03.2021 опубликованы извещения (реестровые №№ 32110140765, 32110140705, 32110128410, 32110140822, 32110137512, 32110140782, 32110137970) о проведении аукционов в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту ОПС 117342 нового формата категории Стандарт УФПС г. Москвы – АО «Почта России», расположенного по адресу: 117342, г. Москва, Введенского ул., дом 13 А, по капитальному ремонту ОПС 115598 нового формата категории Стандарт УФПС г. Москвы – АО «Почта России», расположенного по адресу: 115598, г. Москва, Липецкая ул., дом 50, стр.2, по капитальному ремонту ОПС 127572 нового формата категории Стандарт УФПС г. Москвы – АО «Почта России», расположенного по адресу: 127572, г. Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 97, по капитальному ремонту ОПС 117587 нового формата категории Стандарт УФПС г. Москвы – АО «Почта России», расположенного по адресу: 117587, г. Москва, Варшавское шоссе, дом 128 к.1 стр.2, по капитальному ремонту ОПС 127106 нового формата категории Стандарт УФПС г. Москвы – АО «Почта России», расположенного по адресу: 127106, г. Москва, Гостиничная ул., дом 9Б, по капитальному ремонту ОПС 115522 нового формата категории Стандарт УФПС г. Москвы – АО «Почта России», расположенного по адресу: 115522, г. Москва, пр. Пролетарский, дом 6 к.1, а также на выполнение работ по капитальному ремонту ОПС 117303 нового формата категории Стандарт УФПС г. Москвы – АО «Почта России», расположенного по адресу: 117303, г. Москва, Каховка ул., дом 11 к.1.

Доводы жалоб Заявителя по Закупкам №№ 32110140765, 32110140705, 32110128410, 32110140822, 32110137512, 32110140782, 32110137970 о неправомерности установления Заказчиком требования о наличии у участников закупки и предоставлении в составе заявок лицензии МЧС на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений носят однородный характер.

Комиссией установлено, что разделом 3 (Требования к участникам и заявкам) Информационной карты Заказчика установлено требование к участнику закупки, в соответствии с которым участник аукциона обязан иметь действующую лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с разрешенными видами работ, в соответствии с требованиями п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128.

Комиссия Управления отмечает, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Однако, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о закупках, в частности принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках).

При исполнении договора подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

При этом, согласно пункту 10.5. Технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту отделения почтовой связи, размещенной в технической части закупочной документации по указанным выше закупочным процедурам, Подрядчик обязан иметь действующую лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с разрешенными видами работ, позволяющих выполнить ему Работы в соответствии с ТЗ и Проектно-сметной документацией. При отсутствии такой лицензии Подрядчик вправе привлечь к выполнению Работ субподрядную организацию, имеющую указанную лицензию с разрешенными видами работ (в соответствии с требованиями п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128), позволяющую выполнить ей Работы в соответствии с ТЗ и Проектно-сметной документацией.

Следовательно, Заказчику надлежит установить такое требование непосредственно к исполнителю услуг, а не участнику закупки.

Указанные положения не соответствуют принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и свидетельствуют о ненадлежащем формировании Закупочной документации в части установления требований к участникам закупки (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).

Помимо этого, Заказчиком в разделе 3 (Требования к участникам и заявкам) Информационной карты установлено требование, согласно которому участник аукциона должен быть членом СРО в области подготовки проектной документации (п. 1 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ) (Закупка №32110137512), в то время как предметом закупки является выполнения работ по капитальному ремонту.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчик с названным доводом жалобы согласился, пояснил что установление вышеуказанного требования является следствием технической ошибки.

В связи с этим, Комиссия Управления признает указанный довод жалобы также обоснованным.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем формировании Закупочной документации Заказчиком и нарушении пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и признает доводы жалоб в указанных частях обоснованными.

Доводы жалоб о неправомерности установления в Разделе 3 Информационной карты требования о том, что участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ) Комиссия признает необоснованными по следующим основаниям.

При этом Комиссия также отмечает, что указанные доводы жалоб Заявителя по Закупкам №№ 32110140765, 32110140705, 32110128410, 32110140822, 32110137512, 32110140782, 32110137970 носят однородный характер.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено ограничение, по которому работы по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемой организацией в области строительства.

Пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Комиссия Управления, проанализировав документацию, установила, что техническая часть закупочной документации по указанным выше закупочным процедурам предполагает выполнение работ, предусмотренных пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

Доказательств обратного Заявителем не представлено.

Кроме того, в составе закупочной документации всех вышеперечисленных процедур размещены Положительные заключения Московской государственной экспертизы на проектную документацию по капитальному ремонту объектов и достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта отделений почтовой связи, расположенных по адресам, указанным в проводимых закупочных процедурах, что подтверждает предмет закупки как капитальный ремонт здания.

Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае установление заказчиком требования о членстве участников в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является правомерным и не приводят к ограничению конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «МЕДИКАЛ СЕРВИС» (ОГРН: 5147746295880, ИНН: 7725847083) на действия АО «Почта России» (ОГРН: 1197746000000, ИНН: 7724490000) при проведении Закупки частично обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны