Решение б/н б.а от 19 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7461/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
13.05.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:членов Комиссии:при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Группа компаний «Метрикс» и ГК «Российские автомобильные дороги»,

рассмотрев жалобу ООО «Группа компаний «Метрикс» (далее - Заявитель) на действия ГК «Российские автомобильные дороги» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по изготовлению отчетов об оценке рыночной стоимости движимого имущества, сформированных в рамках строительства скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва-Нижний Новгород-Казань» (участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства) (реестровый № 32110143216) (реестровый № 32110134590) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с признанием Заявителя уклонившимся от заключения договора.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Комиссией Управления установлено, что 09» апреля 2021 г. Государственной Компанией «Российские автомобильные дороги» (далее – Заказчик) опубликован Итоговый протокол Запроса котировок в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по изготовлению отчетов об оценке рыночной стоимости движимого имущества, сформированных в рамках строительства скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва-Нижний Новгород-Казань» (участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства), реестровый номер 32110143216, победителем запроса котировок объявлено Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Метрикс» (ООО «Группа компаний «Метрикс», ИНН 6672160662), с ценовым предложением в размере 1 278 750,00 рублей.

ООО «Группа компаний «Метрикс» (далее также – «Заявитель»), полагая, что у Заказчика имеется вся необходимая информация и документы для заключения договора, ожидало размещения на ЭТП проекта договора для его подписания.

Между тем, «19» апреля 2021 года в ЕИС и ЭТП ГПБ Заказчиком опубликован Протокол № 32110143216-03 от 16.04.2021 г. об уклонении от заключения договора по итогам запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по изготовлению отчетов об оценке рыночной стоимости движимого имущества, сформированных в рамках строительства скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» (участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства) (реестровый номер запроса котировок в электронной форме 32110143216) (далее – «Протокол»).

Согласно Протоколу «…на основании части 3.1 статьи 48 Положения о закупке, утвержденного решением наблюдательного совета Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (протокол № 117 от 26.12.2018) (далее – Положение о закупке), в соответствии с требованиями, указанными в части 3 раздела VII извещения о закупке, участник закупки, с которым заключается договор, в течение 2 (двух) рабочих дней со дня размещения на ЕИС, на интернет сайте заказчика и ЭТП соответствующего протокола, в котором определен участник закупки, с которым заключается договор, должен предоставить сведения и документы, указанные в извещении о закупке, в форме электронного документа, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого участника закупки.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 1 статьи 49 Положения о закупке, участник закупки, с которым заключается договор, признается уклонившимся от заключения договора в случае, если он не представил сведения и документы, указанные в документации о закупке, предоставляемые при заключении договора, и не предоставил технико-экономический расчет снижения цены договора.

Итоговый протокол размещен на ЕИС, на интернет сайте заказчика и ЭТП 09.04.2021 г. Срок, установленный для предоставления документов – до 13.04.2021 г. включительно. В срок установленный извещением о закупке для предоставления документов, участником закупки документы ООО «Группа компаний «Метрикс» предоставлены не были».

Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения В соответствии с п. 3 раздела VII Заключение договора по результатам проведения Запроса котировок Извещения о Запросе котировок, далее – Извещение (стр. 15), в течение 2 (двух) рабочих дней со дня размещения в ЕИС (если применимо), на интернет-сайте Заказчика (при наличии) и ЭТП соответствующего протокола, в котором определен участник закупки, с которым заключается договор, или протокола, предусмотренного частью 12 указанного раздела, соответствующий участник закупки должен предоставить Компании сведения и документы, указанные в Извещении, в форме электронного документа, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого участника закупки, посредством функционала ЭТП: документы, указанные в приложении № 4 к Извещению; документы, указанные в приложении № 9 к Извещению (если в данном приложении указано, что оно применяется); приложения к проекту договора, обязанность подготовки которых возложена на Исполнителя в соответствии с требованиями приложения № 7 к Извещению, в формате Word и/или Excel; обоснование цены договора, включая технико-экономический расчет снижения начальной (максимальной) цены договора и/или гарантийные письма от производителя с указанием количества и цены поставляемого товара и/или документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки и/или иные документы и расчеты, подтверждающие возможность выполнения работ, оказания услуг или поставки товара по предложенной цене, предоставляемое в случаях и составе, установленных приложением 8 к Извещению.

Аналогичные требования содержатся в ч. 3.1 ст. 48 Положения о закупке Государственной компании «Российские автомобильные дороги», утвержденное решением наблюдательного совета Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (протокол № 117 от 26.12.2018, в редакции последующих изменений, далее – Положение о закупке).

Также Заказчик отмечает, что функционалом ЭТП предусмотрена отдельная вкладка (специальная страница) для размещения документов для заключения договора (print screen страниц содержатся в Приложении № 1). После окончания срока подачи заявок у участника закупки отсутствует возможность размещения на ЭТП документов, за исключением обмена информацией на стадии заключения договора в отдельных вкладках.

Согласно п. 12 вышеуказанного раздела Извещения участник закупки, с которым заключается договор, признается уклонившимся от заключения договора в случае, если он:

а) не представил сведения и документы, указанные в части 3 указанного раздела Извещения, и/или

б) не подписал договор в сроки, установленные в Извещении, и/или

в) не предоставил обеспечение исполнения договора или представил такое обеспечение несоответствующее требованиям, установленным Извещением, в случае установления такого требования в Извещении и/или

г) предоставил протокол разногласий к договору с нарушением сроков, установленных в Извещении.

Аналогичные требования содержатся в ч. 1 ст. 49 Положения о закупке.

Условия участия в Запросе котировок в равной степени распространяются на всех участников закупки, и по мнению Заказчика, он не предоставляет специальных условий участия в закупке отдельным участникам. Необходимо отметить, что участник закупки, которому присвоен второй номер надлежащим образом разместил документы для заключения договора в соответствующей вкладке с использованием функционала ЭТП.

Согласно ч. 1 и 3 раздела IV Извещения, для участия в Запросе котировок участник закупки, подает заявку с использованием функционала ЭТП в электронном виде, в которой выражает свое полное, безусловное и безоговорочное согласие на участие в закупке в соответствии с правилами, процедурами и требованиями, установленными Извещением и Положением.

В соответствии с Приложением № 1 к Извещению, форма котировочной заявки предусматривает обязанность участника закупки, подающего заявку, изучить Извещение, а также Положение о закупке, применяемое Заказчиком, и Регламент работы Электронной площадки (далее – Регламент ЭТП).

При подаче заявки участник закупки сообщает о полном, безусловном и безоговорочном согласии участвовать в Запросе котировок в соответствии с правилами, процедурами и требованиями, установленными Извещением и Положением о закупке.

Заявитель в своей заявке подтвердил, что изучил Извещение, а также Положение о закупке, Регламент ЭТП и выразил согласие на участие в Запросе котировок в соответствии с правилами, процедурами и требованиями, установленными Извещением и Положением о закупке. Заявитель выразил согласие, в том числе, с тем, что в соответствии с требованиями Извещения и функционалом ЭТП он будет обязан предоставить необходимые сведения и документы для заключения договора после размещения итогового протокола в отдельной вкладке соответствующей процедуры.

О наличии вышеуказанных требований, а также необходимости их исполнения и последствий неисполнения Заявителю было известно, о чем свидетельствуют, в том числе, доводы жалобы. Заявитель в жалобе не оспаривает неисполнения указанных требований (абз. 2 и 3 стр. 3 жалобы).

Заказчик отмечает, что Заявитель в дополнениях к жалобе от 06.05.2021 ссылается на ранее проведенную в мае-июне 2020 года конкурентную закупку, по результатам которой он был признан победителем – реестровый номер торгов 32009199361. В рамках этой процедуры Заявитель надлежащим образом исполнил свою обязанность по предоставлению документов, необходимых для заключения договора, также следует отметить, что данные документы были размещены в отдельной вкладке, в соответствии с функционалом ЭТП.

Данный факт также подтверждает то, что Заявитель знал о необходимости и порядке предоставления сведений и документов, в том числе, о том, что функционалом ЭТП предусмотрено отдельное место для размещения документов для заключения договора.

Исходя из текста жалобы и дополнений к жалобе, Заявитель обжалует не действия (бездействие), совершенные Заказчиком после окончания, установленного в Извещении, срока подачи заявок на участие в закупке, а обжалуются положения Извещения, относящиеся к порядку заключения договора – порядку обмена документами при заключении договора и оснований к признанию победителя уклонившимся от заключения договора.

Кроме того, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, а также стабильности публичных правоотношений. В то же время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Извещения до момента подачи своей заявки на участие в процедуре.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

В связи с чем данный довод жалобы признается необоснованным.

В отношении довода Заявителя о том, что в протоколе об уклонении от заключения договора от 16.04.2021 № 32110143216-03 не указано, какие именно документы не представлены Заявителем, Заказчик пояснил, что Заявителем не представлено никаких документов для заключения договора, требовавшихся в соответствии с Извещением.

В отношении довода о том, что документы предоставлены Заявителем в составе заявки не соответствует действительности по мнению Заказчка. Также он обращает внимание на то, что документы, подаваемые в составе заявки, являются конфиденциальной информацией и доступны к рассмотрению только членам Комиссии по закупкам, а также несут иную функциональную направленность, в отличии от документов, предоставляемых на стадии заключения договора.

Также Заказчик указывает, что в период проведения закупки документы и сведения могут претерпеть изменения, в том числе, в части адреса местонахождения, единоличного исполнительного органа, реквизитов. Требование о предоставлении документов на стадии заключения договора включено в целях получения актуальной версии документов на момент заключения договора (п. 1 и 2 Приложения № 4 к Извещению), а также в целях получения информации, необходимой для заполнения проекта договора (п. 5, 6, 12 Приложения № 4 к Извещению) и подтверждения получения необходимых одобрений (п. 7 и 13 Приложения № 4 к Извещению).

В отношении п. 5 и 6 Приложения № 4 к Извещению (документы, подтверждающие полномочия лица на подписание договора) требуется отметить, что в составе заявки подаются документы, подтверждающие полномочия лица действовать от имени участника закупки – подписывать, подавать заявку, документы, входящие в состав заявки. В составе документов для заключения договора предоставляются документы, подтверждающие полномочия лица действовать от имени участника закупки – подписывать договор. В связи с чем, Заказчик не имеет правовых оснований принимать решение за участника закупки – кто будет подписывать договор с его стороны. В случае самовольного решения за участника закупки, на стадии подписания договора такие действия могут привести к отказу участника закупки подписывать договор.

В отношении п. 12 Приложения № 4 к Извещению (банковская справка об открытии расчетного счета), требуется отметить, что информация необходима для заполнения п. 10 проекта договора, что является существенным для исполнения договора, так как согласно п. 3.2 проекта договора стоимость услуг подлежит оплате путем перечисления Заказчиком на расчетный счет Исполнителя, указанный в п. 10 договора.

В жалобе Заявитель ссылается на то, что предоставил информацию о в составе заявки:

п. 6 Описи (копия действующего договора обязательного страхования ответственности со страховой суммой, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности участника закупки не менее пяти миллионов рублей);

п. 8 Описи (копия действующих договоров обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности);

п. 10 Описи (копия трудовых договоров, заключенных с участником закупки).

Заказчик указывает, что документы, указанные Заявителем, являются заключенными им договорами с третьими лицами и не могут являться основанием для Заказчика для заполнения текущего проекта договора.

Также Заказчик отмечает, что в законодательстве нет ограничений по количеству расчетных счетов, которые могут быть у юридических лиц, можно открыть несколько в одном или разных банках. Организации часто используют разные счета, например, для выплаты заработной платы и для предпринимательской деятельности.

Заказчик ссылается на практика, когда организации используют различные счета для ведения различных направлений деятельности. Заказчик не имеет правовых оснований для принятия решения за участника закупки – какой счет будет указан в проекте договора. В случае самовольного решения за участника закупки, на стадии подписания договора такие действия могут привести к отказу участника закупки подписывать договор мотивирую решениями заказчика, а также при исполнении договора оплата может быть перечислена по ненадлежащим реквизитам.

В части довода Заявителя о том, что справка об открытии расчетного счета входит в состав документов, выдаваемых кредитной организацией при заключении договора на открытие расчетного счета и имеет ограниченный срок хранения, заказчик поясняет, что не препятствует получению такой справки повторно в соответствующем банке, срок выдачи такой справки в электронной форме, например в Сбербанке, не превышает 1 (одного) рабочего дня. О том факте, что в случае победы, участнику закупки необходимо будет предоставить справку была известна Заявителю на стадии ознакомления с Извещением и Положением о закупке.

Вместе с тем, информация о том факте, что у справки об открытии расчетного счета, имевшейся в распоряжении Заявителя, истек срок хранения, Заявитель сообщил только в жалобе. Пояснения в составе документов для заключения договора Заявителем предоставлены не были, запрос на разъяснения положений Извещения также Заявителем не подавался.

Соответственно, Заказчик не имел возможности определить наличие/отсутствие и реквизиты соответствующего счета, на который необходимо включить в проект договора и на который будет в дальнейшем перечислять денежные средства в оплату оказанных услуг.

В отношении п. 7, 13 Приложения № 4 к Извещению, Заказчик отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения. В решении о согласии на совершение крупной сделки могут не указываться сторона сделки и выгодоприобретатель, если сделка заключается на торгах, а также в иных случаях, если сторона сделки и выгодоприобретатель не могут быть определены к моменту получения согласия на совершение такой сделки.

Соответственно, в решении об одобрении крупной сделки необходимо указать предмет сделки. Предмет является также существенным для определения аналогичности сделок, в случае, если одобряется ряд аналогичных сделок. В представленном в составе заявки решении № 16 от 27.01.2021 предмет сделки (ряда аналогичных сделок) не указан. В соответствии с п. 13 Приложения № 4 к Извещению, в случае если сделка не является крупной или не выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности участник закупки должен предоставить в составе документов для заключения договора письмо о данном факте. Такое письмо представлено не было.

В отношении раскрытия информации о всей цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), с приложением подтверждающих документов (Приложение № 9 к Извещению), Заказчик пояснил, что Государственная компания является субъектом, на которого распространяет свое действие требование поручения Президента Российской Федерации (документ ДСП) о сборе и передаче информации о конечных бенефициарах по заключаемым договорам (в отношении каждого конкретного договора), требование о предоставлении которой установлено в Приложении № 9 к Извещению. Форма представления и перечень запрашиваемой информации также установлен поручением. Также, для Государственной компании «Автодор» предоставление контрагентом таких сведений является существенным условием договора (пункт 1.3 проекта договора, являющегося приложением № 3 к Извещению).

Ссылка Заявителя на предоставление такой информации в составе документов для заключения другого договора (от 30.06.2020 № ДЗОиУИ-2020-734) несостоятельна, так как информация предоставляется в рамках каждой отдельной закупки, а не единоразово в отношении контрагента. Требование о предоставлении такой информации содержится в Извещении о проведении конкретного Запроса котировок и передается контролирующим органам также в отношении отдельных конкретных закупок по отдельным формам. Вместе с тем, если ранее Заявитель предоставлял подобную информацию в рамках другой закупки, не ясна причина отказа в предоставлении такой информации в рамках Запроса котировок.

Запроса на предоставление разъяснения в отношении предоставления/непредставления информации о всей цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) не поступало, соответственно Заявитель фактически предполагает, что ему будут предоставлены иные условия участия в закупке, отличные от других участников закупки.

Как указывалось выше, в жалобе и в дополнениях к жалобе Заявитель фактически оспаривает положения Извещения (требование о предоставление информации о всей цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), что не соответствует требованиям ч. 11 ст. 3 Закона о закупках.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что Заявителем положения Закупочной документации в административном порядке оспорены не были, а, подавая заявку научастие в Закупке, Общество презюмировало законность требований такой документации, подтвердило, что они ему понятны и конклюдентно согласилось на их исполнение.

Учитывая вышеизложенное, у Заказчика имелись правовые основания для признания Заявителя уклонившимся от заключения договора.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности своевременного предоставления спорных документов в материалы дела Заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены протокола о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора Комиссией в настоящее время с учетом представленных сведений не установлено.

Резюмируя изложенное, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.

Вместе с тем в рамках рассмотрения настоящей жалобы не оценивалась добросовестность Заявителя, а вопрос о включении Заявителя в соответствующий реестр недобросовестных поставщиков будет рассмотрен антимонопольным органом в рамках отдельной административной процедуры с учетом всех фактических обстоятельств.

На основании вышеизложенного, материалов и фактических обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны