Решение б/н решение от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8434/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

25.05.2021                                                                                                                         г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Конкурентные технологии» (далее - Заявитель) на действия ООО «РТ-ТЕХСЕРВИС» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по комплексной уборке помещений и территории, прилегающей к зданию по адресу: г. Москва, ул. Овчинниковская набережная, д. 18, стр. 4, стр. 5 (реестровый № 32110254888, далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с положениями Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В жалобе Заявитель выражает несогласие с критерием оценки «обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору.

В соответствии с пунктом 2.1 Приложения № 2 к информационной карте Закупочной документации в рамках подкритерия «обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору» оценивается обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору, а именно наличие у участника следующих специалистов:

- Менеджер по клинингу, с опытом работы в организации не менее трех месяцев – не менее 1 человека;

- Уборщик помещений, с опытом работы в организации не менее трех месяцев – не менее 27 человек; не менее чем 2 работника по уборке помещений должны иметь действующие медицинские книжки, в соответствии с Приказом Роспотребнадзора «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» от 20 мая 2005 г. № 402: не менее 4 работников  по уборке помещений должны иметь II группу допуска по электробезопасности, в соответствии с требованиями п. 7.13 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утв. Приказом Минтруда и социального развития РФ от 24 июля 2013г. №328н; не менее не менее 2 работников  по уборке помещений должны иметь удостоверения по допуску к работам на высоте, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. № 155н;

- Дворник, с опытом работы в организации не менее трех месяцев – не менее 2 человек.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что данное требование предъявляется к участникам на этапе оценки заявок и не является критерием допуска к участию в Закупке, вследствие чего, участник не ограничен в возможности участия без наличия соответствующего персонала.

Заказчик в возражениях отметил, что требования Заказчика к наличию у 4 работников по уборке помещений допуска по электробезопасности II группы, основаны на пункте 8.5 ГОСТ Р 51870-2014, согласно которому при эксплуатации электрооборудования должны быть соблюдены требования электробезопасности согласно ГОСТ 27570.0, а также положения законодательства в области охраны труда и техники безопасности, в т.ч. правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.

Кроме того, Комиссия также обращает внимание на то, что установление квалификационных критериев Заказчиком обусловлено его потребностью выявить контрагента, который обладает наилучшими материально-техническими ресурсами и обладает наилучшей квалификацией.

При установлении требований в отношении наличия у участника закупки не менее 2 работников по уборке помещений, имеющих удостоверения по допуску к работам на высоте, Заказчик руководствовался положениями Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. № 155н, а также Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» (далее также – Правила охраны труда при работе на высоте, Правила).

Так, пунктом 13 Правил охраны труда при работе на высоте установлено, что работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

Согласно пункту 25 вышеуказанных Правил работникам, успешно сдавшим экзамен по результатам проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, выдается удостоверение о допуске к соответствующим работам на высоте.

Таким образом, требование Заказчика о наличии у участника закупки не менее 2 работников по уборке помещений, имеющих удостоверения по допуску к работам на высоте, является обоснованным и необходимым.

Кроме того, руководствуясь своими производственными потребностями, Заказчик установил порядок оценки по подкритерию «обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору», исходя из шкалы - 100 баллов в случае наличия у участника закупки необходимого количества работников соответствующей специальности и квалификации и 0 баллов в случае отсутствия у участника закупки необходимого количества работников соответствующей специальности и квалификации, что является распространенной хозяйственной практикой.

Заказчик также указал, что при определении необходимой численности работников для оказания услуг в рамках предлагаемого к заключению договора он руководствовался нормативами времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утвержденными Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 29 декабря 1990 г. № 469. Данные нормативы являются действующими по настоящее время.

Начальная максимальная цена договора (далее - НМЦК) была рассчитана Заказчиком исходя из числа требуемых работников по каждой специальности, таким образом, любой участник закупки имел возможность нанять дополнительный персонал, так как затраты на него уже были включены в НМЦК.

Вместе с тем Комиссия не может считать данные критерии неконкурентным, поскольку порядок оценки заявок по рассматриваемым критериям соответствует предмету закупки, и представление документов в качестве подтверждения не является обязательным.

Также Заявитель указывает, что не согласен с оценкой по критерию «Качество технического предложения участника закупки».

Согласно пункту 3 Приложения № 2 к Информационной карте в рамках критерия оценивается качество технического предложения участника закупки. Лучшим предложением по критерию признается предложение о качестве технического предложения, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности Заказчика в работах, услугах в соответствии с показателями, установленными в документации о закупке.

В рамках критерия оценивается качество технического предложения участника с точки зрения полноты раскрытия информации и соответствия требованиям, установленным техническим заданием и ГОСТом Р 51870-2014 (и др. ГОСТами по ТЗ).

Предложение должно соответствовать следующим требованиям:

1) отражать суть по показателю;

2) соответствовать действующим нормативным документам, методикам и стандартам, использующимся в предметной области (в т.ч. законодательству РФ, ГОСТ, ОСТ, СНиП и т.п.);

3) не искажать суть оказываемых услуг.

Подтверждающие документы:

Подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик товара – по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.2.

Порядок оценки по критерию:

Порядок оценки заявок производится в соответствии со шкалой значений, предусматривающей ранжирование заявок (присвоение определенного количества баллов) в зависимости от степени предпочтительности предложений участников закупки (наибольшего раскрытия и детализации установленных показателей технического предложения). Шкала значений отражает корреспондирующую взаимосвязь количества присваиваемых по критерию баллов с положениями заявки.

1. Наличие подробной детализации технологических процессов по всем типам помещений и поверхностей с учетом их специфики, современных рациональных технологий уборки поверхностей.

2. Наличие описания оборудования и инвентаря, используемых для выполнения работ с учетом их специфики, требуемых в соответствии с техническим заданием.

3. Наличие описания подробного перечня химических средств с учетом их специфики, требуемых в соответствии с техническим заданием.

100 баллов

1. Отсутствие подробной детализации технологических процессов по всем типам помещений и поверхностей с учетом их специфики, современных рациональных технологий уборки поверхностей.

2. Отсутствие описания оборудования и инвентаря, используемых для выполнения работ с учетом их специфики, требуемых в соответствии с техническим заданием.

3. Отсутствие описания подробного перечня химических средств с учетом их специфики, требуемых в соответствии с техническим заданием.

0

баллов

Под подробной детализацией понимается описание участником закупки в техническом предложении по каждому типу уборки в отношении каждого типа помещения:

- поверхности / предмета интерьера, подлежащей (его) уборке;

- метода уборки такой поверхности;

- оборудования, инвентаря, используемого для уборки указанной поверхности / предмета интерьера;

- химического средства, планируемого к использованию при уборке указанной поверхности / предмета интерьера.

Рейтинг заявки корректируется на коэффициент значимости критерия с целью получения рейтинга заявки по критерию «Качество технического предложения участника закупки» по формуле:

РЗККтех = РЗКтех × КЗККтех, где:      

РЗККтех – рейтинг заявки по критерию «Качество технического предложения участника закупки»;

РЗКтех – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

КЗККтех – коэффициент значимости критерия «Качество технического предложения участника закупки».

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования
к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, то он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами провозглашенными Законом о закупках.

Также необходимо учесть, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом, в частности, информационной открытости закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Так, Документация предназначена для отбора лиц, которые могут удовлетворить потребность Заказчика на объявленных условиях.

Фактически, из положений документации следует, что количество баллов, присваиваемое участнику Закупки по неценовому критерию, который определяет качество услуг, определяется субъективным образом, исходя из мнения членов закупочной комиссии Заказчика или лиц, проводящих такую оценку, что в силу Закона о закупках недопустимо. Названное обстоятельство, в свою очередь, лишает участников процедуры возможности получить информацию о причинах начисления того или иного количества баллов и, при несогласии с решением Заказчика, оспорить его действия в установленном порядке, отсутствует возможность проверить объективность начисления баллов и правильность определения победителя торгов.

Установленный Заказчиком порядок присвоения баллов является субъективным и не позволяет получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, что, в свою очередь, не обеспечивает равные права и возможности для участников процедуры и равные условия для участия.

Таким образом, действия Заказчика оцениваются как противоречащие нормам Закона о закупках, поскольку носят антиконкурентный характер, а за счет действий Заказчика затрудняется исполнение целей, установленных Законом о закупках.

Заказчиком не представлено доказательств невозможности получения результата работ заявленного качества при отсутствии в Документации требований, указанных выше.

Применительно к части 10 статьи 4 Закона о закупках критерии оценки и сопоставления заявок должны быть объективными, исчисляемыми и администрируемыми.

Комиссия в данном случае приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком своей Документации в части установления в ней критериев оценки и сопоставления заявок, что, в свою очередь, является нарушением требований пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В данном случае критерии оценки составлены так, что они не зависят от объективных факторов.

Подобный подход и результат Закупки противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, поскольку по существу конкуренция в данном случае связана не с эффективностью предложения, сколько с формальным описанием видов работ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы в данной части обоснованной.

 При этом Комиссия обязательное к исполнению предписание не выдает, так как все заявки по данному критерию получили по 100 баллов и факт неправомерности такой оценки не может быть рассмотрен, так как баллы присвоены равным образом.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АНО «Независимая экспертиза» (ИНН: 7729689416) на действия ООО «РТ-ТЕХСЕРВИС» (ИНН: 7714281335) при проведении Закупки обоснованной в части неправомерности критерия «Качество технического предложения участника закупки», в остальной части необоснованной.

    1. Установить в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 2, 9, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны