Постановление №077/04/7.32.3-4238/2022 ч. 7 ст. 7.32.3 от 25 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении 077/04/7.32.3-4238/2022

 

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «24» марта 2022 года

В полном объеме постановление изготовлено «25» марта 2022 года

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол от 16.03.2022 и материалы дела 077/04/7.32.3-4328/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица - Акционерного общества «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» (ОГРН 1027739552642, ИНН 774550001, КПП 772801001, зарегистрировано 15.11.2022 по адресу: г. Москва, Введенского ул., д. 1) по факту совершения действий, содержащих признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии представителей Акционерного общества «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» (далее - АО «НПЦАП») по доверенности<...>посредством видео-конференц-связи с использованием приложения TrueConf,

УСТАНОВИЛ:

В Московское УФАС России письмом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее - Госкорпорация «Роскосмос») поступил обзор нарушений акта документарной проверки № 129КК-ДП от 30.12.2021 (далее - Акт), содержащие информацию о наличии в действиях АО «НПЦАП» о нарушениях требований Федерального закона от 18.07.2011223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), из которого следует, что АО «НПЦАП» (далее - Заказчик) нарушены требования части 1 статьи 2, пунктов 1, 2, 11, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию документации о закупке товаров, работ, услуг (реестровые номера 32110498258, 32110290670, 321104415416, 32110508412).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Рассматриваемые закупки проводились в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг Госкорпорации «Роскосмос» (далее - Положение о закупках), к которому Заказчик присоединился согласно приказам от 18.09.2020 № 1088, от 25.06.2021 № 643, и на момент размещения закупок опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, и опубликованными извещениями о проведении конкретных процедур.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 Информационной карты документации о закупке с реестровым номером 32110498258, пунктом 7 Информационной карты документации о закупке с реестровыми номерами 32110290670, 32110415416, 32110508412 установлено, что в случае, если участник закупки освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика либо применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то заявка на участие в закупке должна содержать указание на соответствующую норму закона с приложением копий документов налогового органа, подтверждающих освобождение от уплаты НДС либо применение УСН.

Вместе с тем, в ходе проведения Госкорпорация «Роскосмос» проверки установлено отсутствие в Положение о закупке требований о представлении в составе заявки на участие в закупке указанных документов. Кроме того, Приложением № 3 к Информационным картам указанных выше закупок, регламентирующим требования к составу заявок участников закупки, не установлено требование о предоставлении копий документов налогового органа, подтверждающих освобождение от уплаты НДС либо применение УСН.

Согласно позиции АО «НПЦАП» требования к составу заявки участника установлены в Приложении № 3 Информационной карты вышеуказанных закупочных процедур и полностью соответствуют перечню сведений и документов, установленных в Положении о закупках, согласно которому указывается наименование с указанием организационно-правовой формы, местонахождение, адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), банковские реквизиты, сведения о применении упрощенной системы налогообложения, номер контактного телефона и иные контактные данные и реквизиты, согласно требованиям о закупке.

Требование о предоставлении вышеупомянутого документа в составе заявке участника закупки не устанавливается в Приложении № 3 к Информационной карте «Требование к составу заявки», так как не является обязательным. Непредставление такого документа налогового органа в составе заявки не служит основанием для отклонения заявки участника закупки.

Исходя из изложенного, в документациях о закупках с реестровыми номерами 32110498258, 32110290670, 32110415416, 32110508412 содержится противоречивая информация в отношении состава заявки участника, поскольку используемая в пунктах 7, 9 Информационной карты рассматриваемых закупок формулировка «заявка...должна содержать ...» носит императивный характер, вводя в заблуждение участников закупки относительно необходимости представления указанных документов и сведений в составе заявки, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Госкорпорацией «Роскосмос» установлено, что документация о закупке (реестровый номер 32110498258) не содержит сведения о времени окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации, а именно: согласно пункту 20 Информационной карты закупочной документации дата окончания предоставления разъяснений положений закупочной документации 31.05.2021.

Таким образом, АО «НПЦАП» утверждена закупочная документация без указания времени окончания срока предоставления участниками такой закупки разъяснений положений документации о закупке, что является нарушением требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В ходе проведения Госкорпорацией «Роскосмос» проверочных мероприятий установлено ненадлежащим образом критериев оценки, порядка оценки по неценовому критерию в документации открытого запроса предложений в электронной форме (реестровый номер 32110498258).

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Разделом 10.13 Положения о закупках регламентирован порядок оценки и сопоставления заявок.

Пунктом 10.13.4 Положения о закупках установлены ценовые и неценовые критерии оценки, в том числе:

1. цена договора и (или) цена за единицу продукции;

2. квалификация участника закупки, в рамках которой оцениваются:

- обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

- обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

- обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

- наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема;

- репутация участника закупки.

В соответствии с пунктом 10.13.5 Положения о закупках в документации о закупке устанавливаются содержание и значимость/весомость каждого критерия оценки, наличие подкритериев оценки и их значимость/весомость, а также порядок осуществления оценки и сопоставления заявок в соответствии с методикой оценки и сопоставления заявок, которая утверждена приказом Госкорпорацией «Роскосмос» от 04.12.2020 № 339 (далее - Приказ).

Согласно пункту 11 Приказа не допускается установление в документации о закупке критериев/подкритериев оценки, величин их значимости, непредусмотренных Приказом.

В приложение № 2 к информационной карте документации о закупке (реестровый номер 32110498258) установлен порядок оценки и сопоставление заявок.

При этом, как уставлено проведенной Госкорпорацией «Роскосмос» проверкой, заказчиком установлены критерии (подкритерии), непредусмотренные Положением о закупках, Приказом, а именно:

- наличие сертификатов фирмы «1С» для подтверждения компетенции участника закупки не ниже:

1С: Специалист «1С: Предприятие 8»;
1С: Специалист «Зарплата и управление персоналом»;
1С: Эксперт по технологическим вопросам;

1С: Руководитель проектов;

1С: Профессионал «1С: Документооборот 8»;

1С: Профессионал «1С: ERP Управление предприятием 2».

Значимость критерия - 0,06.

- наличие сертификата соответствия стандарту систем менеджмента ISO 9001:2015 в части предоставления комплексных услуг по автоматизации управления и учета на предприятии заказчика, включая консультационные услуги, помощь в выборе программного продукта, его продажу, обучение персонала, проектирование, разработку, ввод в эксплуатацию и сопровождение информационных систем на основе программных продуктов фирмы «1С».

Значимость критерия - 0,04.

- наличие статуса не ниже «Кандидата 1С: Центр ERP» с правом на продажу и внедрение программных продуктов «1С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием» и «1С: Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2.0».

Значимость критерия - 0,05.

- наличие положительных отзывов предприятий, в отношении которых участник закупки реализует проекты по сопровождению автоматизированных систем финансового и управленческого учета, разработанных на базе конфигурации 1С: ERP. Управление предприятием 2.0, внедренных им на производственных предприятиях.

Значимость критерия - 0,05.

Кроме того, в приложении № 2 третий столбец озаглавлен как «Значимость(весомость) критерия (КЗК).

Вместе с тем, согласно Приказу значимость критериев/подкритериев оценки, установленных в документации о закупке, выраженной в процентах.

Коэффициент значимости критериев/подкритериев оценки - вес критериев/подкритериев оценки в совокупности с критериев/подкритериев оценки, установленных в документации о закупке, деленный на 100.

Заказчиком в указанном столбце установлены значимости по критериям (подкритериям) оценки в виде значений, деленных на 100, а не выраженные в процентах, таким образом, значения показателя 3- го столбца не соответствует названию показателя и соответствует определению «Коэффициент значимости критериев/подкритериев оценки» (КЗК).

При этом в соответствии документацией о закупке оценка и сопоставление заявок по критерию «Цена договора» осуществлена следующим образом:

где:

– количество баллов по критерию «цена договора и (или) цена за единицу продукции»;

- начальная (максимальная) цена договора, установленная в документации;

- предложение i-го участника запроса предложений о цене договора, цене за единицу продукцию. В случае, если предложение i-го участника закупки о цене договора, цене за единицу продукции меньше нуля, такое предложение считается равным нулю;

К – значимость критерия.

Согласно подпункту (1) Итоговая оценка предпочтительности заявки формируется путем взвешенного суммирования (суммирования в баллах, умноженных на соответствующий весовой коэффициент) оценок по указанным выше критериям оценки. Аналогичный подход применяется и при обобщении оценок заявок по подкритериям оценки. Общая значимость всех критериев (подкритериев) оценки составляет 100%.

В соответствии с пунктом 54 Приказа рейтинг, присуждаемый заявке по критерию по критерию/подкритерию, определяется как произведение количества баллов по такому критерию/подкритерию и коэффициента значимости.

Таким образом, Заказчиком в нарушение положений Приказа установлена формула для расчета количества баллов по ценовому критерию, включающая умножение на значимость критерия.

Также в документации о закупке установлен порядок оценки по неценовым критериям:

1) Оценки и сопоставления заявок по неценовому критерию (подкритерию) «Наличие сертификатов фирмы «1С» для подтверждения компетенции участника закупки не ниже:

1С: Специалист «1С: Предприятие 8»;
1С: Специалист «Зарплата и управление персоналом»;
1С: Эксперт по технологическим вопросам;

1С: Руководитель проектов;

1С: Профессионал «1С: Документооборот 8»;

1С: Профессионал «1С: ERP Управление предприятием 2» осуществляется следующим образом:

Максимальное количество баллов по данному неценовому критерию - 6.

Количество баллов, присваиваемых заявке участника запроса предложений, варьируется в зависимости от количества сертификатов, представленных в заявке.

Заявке участника запроса предложений, содержащей 6 (шесть) сертификатов, будет присвоено 6 (шесть) баллов.

Заявке участника запроса предложений, содержащей 5 (пять) сертификатов, будет присвоено 5 (пять) баллов.

Заявке участника запроса предложений, содержащей 4 (четыре) сертификата, будет присвоено 4 (четыре) балла.

Заявке участника запроса предложений, содержащей 3 (три) сертификата, будет присвоено 3 (три) балла.

Заявке участника запроса предложений, содержащей 2 (два) сертификата, будет присвоено 2 балла.

Заявке участника запроса предложений, содержащей 1 (один) сертификат, будет присвоен 1 (один) балл.

Заявке участника запроса предложений, не содержащей ни одного из перечисленных сертификатов, будет присвоено 0 (ноль) баллов.

2) Оценки и сопоставления заявок по неценовому критерию (подкритерию) «Наличие сертификата соответствия стандарту систем менеджмента ISO 9001:2015 в части предоставления комплексных услуг по автоматизации управления и учета на предприятии заказчика» осуществляется следующим образом:

«В случае представления в составе заявки участника запроса предложений указанного сертификата, заявке участника присваивается 4 балла.

В случае непредставления в составе заявки участника запроса предложений указанного сертификата, заявке участника присваивается 0 баллов».

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 43 Приказа оценка заявок по неценовому критерию/подкритерию может осуществляться в соответствии со шкалой оценки, предусматривающей присвоение определенного количества баллов в зависимости от степени предпочтительности предложений участников закупки.

В соответствии пунктом 44 Приказа шкала оценки должна содержать корреспондирующую взаимосвязь количества присваиваемых по критерию/ подкритерию оценки баллов с представляемыми сведениями по такому критерию.

Согласно пункту 45 Приказа параметры оценки критерия/подкритерия по шкале могут быть установлены только в измеряемом числовом формате путем выставления значений от 0 до 100 баллов.

Таким образом, установление заказчиком максимального количества баллов по критерию (подкритерию) «Наличие сертификатов фирмы «1С» - 6, не позволяет участнику получить максимальное количество баллов - 100, установленное пунктом 45 Приказа, и как следствие, получить максимальный рейтинг по такому критерию (подкритерию) - 6 %.

Кроме того, установленный заказчиком порядок оценки по критерию (подкритерию) «Наличие сертификата соответствия стандарту систем менеджмента ISO» не содержит пропорциональной зависимости между количеством баллом и предоставляемой информацией, что нарушает требования пункта 44 Приказа.

В соответствии с подпунктом 1 Приложения № 2 в случае выставления оценок несколькими экспертами и/или членами закупочных комиссий, усреднение их балльных оценок по каждому критерию осуществляется путем подсчета среднего арифметического всех выставленных оценок. Дробные значения балльных оценок округляются до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Таким образом, порядок оценки заявок, установленный в документации о закупке не соответствует положениям Приказа. Соответственно, действия (бездействия) Заказчика, установившего ненадлежащим образом критерии, подкритерии оценки, порядок оценки по таким критерия, подкритериям оценки вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет участнику получить максимальный рейтинг, итоговый рейтинг, что свидетельствует об отсутствии объективности оценки по указанному критерию и ставит участников закупки в неравное положение при сопоставлении заявок таких участников, а также не позволяет Заказчику однозначным образом выявить лучшее предложение, что нарушает требования пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Из представленных письменных пояснениях АО «НПЦАП» следует, что в документации о закупке установлены критерии оценки, относящиеся к неценовым критериям, подтверждающие квалификацию участника закупки, а именно обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору, так как наличие поименованных в документации сертификатов фирмы «1С» подтверждает наличие у участников закупки аттестованных кадровых ресурсов, обладающих необходимыми компетенциями для исполнения договора, а статус «Кандидат в 1С: Центр ERP» присваивается партнерам фирмы «1С» и означает наличие у партнера базовых компетенцией по ERP-решениям фирмы «1С».

Установленный критерий «Наличие положительных отзывов предприятий, в отношении которых участник закупки реализует проекты по сопровождению АС, разработанных на базе конфигураций 1С:ERP» подтверждает также наличие у участника опыта и деловой репутации, что предусмотрено пунктом 10.13.4 Положения.

В части, касающейся порядка оценки заявок, в документации допущены некорректные формулировки, применения данного порядка которые будут устранены при проведении впоследствии закупочных процедур с учетом указанных в Акте проверки замечаний.

Госкорпорацией «Роскосмос» в ходе проведения проверки документации открытого запроса котировок в электронной форме, предметом закупки которого являются услуги по защите охраняемых объектов от противоправных посягательств (реестровый номер 32110415416) уставлено нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившееся в неустановлении требования о предоставлении лицензии на частную охранную деятельность в составе заявки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 рассматриваемой статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 10.4.1 Положения о закупках при проведении закупок к участникам закупки предъявляются обязательные требования, а в случаях, предусмотренных Положением, могут предъявляться также дополнительные и (или) квалификационные требования.

В силу пункта 10.4.2 Положения о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, указываются в извещении, документации о закупке и в равной мере распространяются на всех участников закупки.

В соответствии с пунктом 10.4.3 (2) Положения о закупках участники закупки должны соответствовать следующим обязательным требованиям, в том числе установленным в соответствии с законодательством, если законодательством установлены специальные требования, касающиеся исполнения обязательств по предмету договора.

В силу пункта 15.2.3 (12) Положения о закупках в извещении должны быть указаны в том числе требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В пункте 1.2. проекта Договора, пункте 2.5. Технического задания АО «НПЦАП» установлено, что при оказании услуг по охране объекта Заказчика исполнитель должен руководствоваться положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1), а также иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность в сфере оказания охранных услуг, должен располагать лицензией на частную охранную деятельность, в том числе по охране объектов и (или) имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона № 2487-1.

Согласно разделу 3 Технического задания основными задачами по физической охране объекта являются:

• обеспечение охраны объекта посредством организации круглосуточного поста охраны;

• вызов (при необходимости) скорой медицинской помощи, пожарной охраны и других служб экстренного реагирования;

• обеспечение антитеррористической защищённости;

• обеспечение охраны имущества Заказчика, в том числе и при эвакуации; обеспечение охраны общественного порядка;

• контроль за соблюдением пожарной безопасности на охраняемом объекте;

• круглосуточное взаимодействие с представителем Заказчика, а также с территориальными подразделениями правоохранительных органов, МЧС, аварийно - техническими службами;

• оперативное информирование Заказчика, подразделений МВД России, МЧС России и других оперативных служб о происшествиях/правонарушениях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на охраняемом объекте, в части их касающихся; консультирование Заказчика и выработка рекомендаций по вопросам правомерной защиты его прав и законных интересов от противоправных посягательств.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5.2 Технического задания исполнитель в целях обеспечения безопасности охранника и поддержания общественного порядка за свой счет устанавливает на посту охраны переносную кнопку экстренного вызова группы немедленного реагирования исполнителя.

В силу пункта 1 статьи 1.1 Закона № 2487-1 установлено, что частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Частью 3 статьи 3 Закона № 2487-1 установлен перечень услуг, которые разрешается предоставлять в целях охраны, включающий, в том числе охрану объектов и (или) имущества как самостоятельный вид услуги, в том числе консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Таким образом, вышеперечисленный перечень услуг на основании возмездного договора оказания услуг по предмету закупки может осуществляться частной охранной организацией при наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности (либо ведомственной охраной).

При этом согласно пункту 1.2 Приложения № 1 «Требования к участникам закупки», к информационной карте специальных требований, касающихся исполнения обязательств по предмету договора не установлено.

АО «НПЦАП» отмечает, что при формировании документации открытого запроса котировок в электронной форме была допущена неумышленная техническая ошибка, выраженная в невключении в перечень обязательных для предоставления в составе заявки на участие в закупке документов и требования о предоставлении копии лицензии на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки. Отсутствие прямого или косвенного умысла в действиях заказчика подтверждает тот факт, что пунктом 2.5 раздела 9 техническое задание рассматриваемой документации, установлена обязанность исполнителя располагать лицензией на частную охранную деятельность, в том числе и по охране объектов и (или) имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования антитеррористической защищенности.

Как уставлено проведенной Госкорпорацией «Роскосмос» проверкой документации открытого аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, предмет закупки которого является комплекс динамических и статичных органайзеров (реестровый номер 32110508412), в Техническом задании Документации о закупке содержится указание на недействующие ГОСТы:

- ГОСТ 13568-97, который утратил силу с 01.01.2020 в связи с изданием приказа Росстандарта от 31.10.2018 № 904-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 13568-2017.

- ГОСТ 8617-81, который утратил силу с 01.03.2019 в связи с изданием приказа Росстандарта от 25.09.2018 № 642-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 8617-2018. При этом документация о закупке не содержит положений, предусматривающих замену недействующих ГОСТов.

Таким образом, деяние АО «НПЦАП», не установившего надлежащим образом технические и функциональные характеристики объекта закупки, нарушают пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Кроме того, в соответствии с пунктом 16 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, сведения, определенные Положением о закупке.

Согласно пункту 10.6.4 Положения о закупке в документации о закупке устанавливаются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, включая формы представления необходимых сведений и инструкцию по составлению заявки. Такая инструкция должна содержать требования в том числе о порядке описания участниками процедуры закупки продукции, являющейся предметом закупки.

В пункте 4.6.1 Документации о закупке указано, что описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями пункта 11 Информационной карты.

Согласно пункту 11 Информационной карты, требования к описанию участниками процедуры закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик заполняется по форме «Предложение участника процедуры закупки в отношении объекта закупки», установленной в разделе 7 документации.

Как установлено Госкорпорацией «Роскосмос» документацией о закупе не установлена инструкция по составлению заявки, сформированная надлежащим образом. Соответственно, участникам закупки не представляется возможным определить правила описания, например, характеристик, сопровождающиеся словами «не более», «не менее», в частности, входят ли крайние значения числовых показателей характеристик, в показатели, соответствующие потребностям объекта контроля.

При этом, согласно Техническому заданию, к поставке предусмотрены товары с указанием технических характеристик в виде максимальных и (или) минимальных значений.

Указанные действия (бездействие) по не установлению надлежащим образом в документации о закупке инструкции по заполнению заявки, нарушают пункт 10.6.4 Положения о закупке, пункты 2, 16 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Как отмечает АО «НПЦАП» в пункте 4.6 документации установлены требования к описанию участниками процедуры закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

При описании объекта закупки в Техническом задании было использовано всего две фразы «не более» и «не менее», которые имеют повсеместное употребление, устойчивое значение и исключают двоякое понимание.

Также представители АО «НПЦАП» в ходе составления протокола пояснили, что выявленные в ходе проверки Госкорпорацией «Роскосмос» нарушения носят незначительный характер, закупочная документация АО «НПЦАП» разрабатывалась на основе документов Госкорпорации «Роскосмос», по всем рассматриваемым закупкам жалоб на действия Заказчика не подавалось, заявки участников рассматриваемых закупок не отклонялись по указанным в Акте основаниям, фактов ограничения конкуренции заказчиком не допускалось.

Таким образом, действия заказчика при проведении закупочных процедур не содержат состава административного правонарушения, так ка не привели к неправильному определению поставщика.

Должностное лицо административного органа, оценивая представленные пояснения, считает необходимым отметить следующее.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности 7 закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Как указано ранее, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчик при подготовке требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг должен учитывать соблюдение баланса частных интересов заказчика и публичных интересов, предотвращения различных злоупотреблений и недопущения ограничения конкуренции на торгах, что установлено законодательством о защите конкуренции, в том числе Законом о закупках.

При этом, рассматривая содержание документаций и установленные в них требования, признать их соответствующими принципам объективности и нормативности не представляется возможным.

Желание Заказчика в выборе надежного контрагента не может обуславливать правомерность установления им спорных требований в рассматриваемых закупочных документациях на стадии подачи и рассмотрения заявок.

Исходя их вышеизложенного, антимонопольный орган полагает избыточным установление спорных требований как по их содержанию, так и по порядку их реализации, поскольку Заказчиком в документациях указано на необходимость предоставления спорных документов непосредственно на этапе подачи заявок.

Кроме того, должностное лицо административного органа отмечает, что документация о закупке - это совокупность утвержденных документов, определяющих процедуру, условия конкретной закупки, содержание которой не должно иметь противоречий для возможности корректного составления потенциальным участником закупки заявки на участие в ней.

В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у АО «НПЦАП» объективной необходимости в установлении указанных выше требований должностным лицом антимонопольного органа не установлено, а АО «НПЦАП» не представлено.

Должностное лицо административного органа, отмечает, что состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий для охраняемых общественных интересов. Законченный состав административного правонарушения образует само деяние лица.

При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния.

Статьей 7 Закона о закупках установлено, что за нарушение требований рассматриваемого Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действия юридического лица - АО «НПЦАП» нарушают положения требования части 1 статьи 2, пунктов 1, 2, 11, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, выразившийся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию документации о закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения - г. Москва.

Должностным лицом административного органа установлено, что совершенные АО «НПЦАП» деяния образуют одно событие административного правонарушения, с учетом того, что закупочная деятельность лица осуществляется на постоянной основе, правонарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на АО «НПЦАП» в соответствии с пунктами части 1 статьи 2, пунктов 1, 2, 11, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  1. Множественность действий не свидетельствует о наличии отдельных правонарушений, поскольку волевой элемент рассматриваемого деяния выразился единожды, а не исходил от субъекта ответственности отдельным образом.

Временем совершения административного правонарушения является дата размещения АО «НПЦАП» в ЕИС документаций о закупках:

- с реестровым номером 32110498258 - 23.07.2021;

- с реестровым номером 32110290670- 19.05.2021;

- с реестровым номером 32110415416 -24.06.2021;

- с реестровым номером 32110508412 - 28.07.2021.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3 Кодекса), постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличии от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Кроме того, должностное лицо административного органа отмечает, что документация о закупке - это совокупность утвержденных документов, определяющих процедуру, условия конкретной закупки, содержание которой не должно иметь противоречий для возможности корректного составления потенциальным участником закупки заявки на участие в ней и проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.

В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у АО «НПЦАП» объективной необходимости в установлении указанных выше требований должностным лицом антимонопольного органа не установлено, а АО «НПЦАП» не представлено.

Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения АО «НПЦАП» указанных требований, не установлено.

С учетом наличия у АО «НПЦАП» возможности исполнить установленные Законом о закупках требования, а также своевременном непринятии лицом мер, направленных на недопущение нарушения норм законодательства о закупках, должностное лицо административного органа приходит к выводу о наличии в действиях АО «НПЦАП» состава административного правонарушения.

Вместе с тем, в ходе производства по делу об административном правонарушении представитель АО «НПЦАП» ходатайствовал о прекращении производства по делу об административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ ввиду характера совершенного деяния, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушения. Также в своем ходатайстве АО «НПЦАП» ссылается на то, что допущенные нарушения не повлияло на права и законные интересы участников рассматриваемых закупочных процедур.

Должностное лицо административного органа, отклоняя указанный довод, руководствуется следующим.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае должностным лицом антимонопольного органа не усматривается каких-либо мотивов оценки обстоятельств совершения правонарушения как имеющих исключительный характер в контексте возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Подобных мотивов не приведено и представителями АО «НПЦАП».

В правонарушениях с формальными составами существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Специфика объективной стороны допущенного правонарушения исключает возможность вывода о неосторожном характере деяния в контексте, влекущем освобождение от административной ответственности, и отсутствии негативных последствий деяния.

Между тем должностное лицо контрольного органа обращает внимание, что в настоящий момент прийти к однозначному выводу о том, что установленные АО «НПЦАП» требования не повлияли на права и законные интересы неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки, не представляется возможным, поскольку лицо могло не подавать заявку на участие в процедуре, презюмируя невозможность исполнения всех требований закупочных документаций и последующее отклонение его заявки от участия в процедуре

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Должностным лицом административного органа установлено, что АО «НПЦАП» ранее не привлекалось к административной ответственности, что в соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

При этом, установленное нарушение являются многоэпизодным, в каждой из рассматриваемых закупок установлено два и более фактов нарушения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, что в соответствии с частью 3 статьи 4.3 КоАП РФ признано обстоятельством, отягчающим административную ответственность АО «НПЦАП».

С учетом санкции части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ сумма административного штрафа не может быть установлена менее 5 000, 00 и не более 10 000, 00 рублей. Таким образом, сумма административного штрафа составляет 10 000, 00 руб.

Руководствуясь частью 7 статьи 7.32.3, статьями 4.1, 4.2, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать юридическое лицо - Акционерное общество «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» (ОГРН 1027739552642, ИНН 774550001, КПП 772801001, зарегистрировано 15.11.2022 по адресу: г. Москва, Введенского ул., д. 1) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

2. Назначить юридическому лицу - Акционерному обществу «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (деять тысяч) руб. 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются по следующим реквизитам:

 

Получатель:

ИНН 7706096339

КПП 770101001

УФК по г. Москве (Московского УФАС России, л/с 04731324890)

ОКТМО 45375000

Банк получателя:

 

 

 

 

  1. ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО/УФК ПО Г.МОСКВЕ

  2. Номер банковского счета 40102810545370000003

  3. Номер казначейского счета 03100643000000017300

  4. БИК 004525988

  5. КБК: 161 1 16 01071 01 9000 140

  6. УИН:

Назначение платежа:

 

Административный штраф по делу

077/04/7.32.3-4238/2022 об административном правонарушении

 

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа должностному лицу надлежит представить в Московское УФАС России копии платежных документов.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, материалы поставления о привлечении к административной ответственности, направляются в Федеральную службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы штрафа

Уведомляем, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим постановлением, в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о назначении административного штрафа в законную силу (либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП).

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны