Решение б/н б/а от 22 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «АС-Лидер»

 

143904, Московская область,

г. Балашиха, ул. Советская, дом 19, литера Д, офис 25

 

 

Академия ГПС МЧС

 

129366, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, дом 4

 

 

ООО «РТС-ТЕНДЕР»

 

121151, Москва город, набережная Тараса Шевченко, дом 23А, этаж 25, помещение № 1

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11583/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

17.07.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей Академии ГПС МЧС;

в отсутствие представителя ООО «АС-Лидер», извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи письмом Московского УФАС России от 06.07.2020 № ПО/37993/20;

рассмотрев жалобу ООО «АС-Лидер» (далее - Заявитель) на действия Академии ГПС МЧС (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общежития Академии ГПС МЧС России (реестровый № 32009274540) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в установлении в Аукционной документации ограничивающих конкуренцию требований.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из доводов жалобы Заявителя следует, что установление Заказчиком требований к техническим характеристикам товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, является излишним, при этом такие требования допускают неоднозначные толкования и в совокупности с инструкцией по заполнению заявки вводят потенциальных участников в заблуждение относительно того каким образом необходимо указывать требуемые значения характеристик.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 раздела 4.4 Аукционной документации заявка на участие в аукционе в электронной форме, в том числе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара - указываются участником размещения закупки в форме Приложения №1 к Техническому заданию «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке».

Согласно подпункту 13 пункта 1 раздела 4.4 Аукционной документации заявка на участие в аукционе в электронной форме, в том числе должна содержать согласие на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с условиями, установленными документацией об аукционе.

В Приложении № 1 к Техническому заданию Заказчиком приведены требования к техническим характеристикам товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, в частности к товарам «Каболка», «Шкурка шлифовальная», «Очес льняной», «Винты самонарезающие с уплотнительной прокладкой» и т.д. При этом участнику необходимо представить значения характеристик по 140 товарам, подлежащих использованию при выполнении работ.

В свою очередь, Приложение № 1 к Техническому заданию предусматривает, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: ГОСТ 6958-78, ГОСТ Р ИСО 4014-2013, ГОСТ 1759.0-87, ГОСТ 4032-2014, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 16214-86, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 19904-90, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 4029-63, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 11650-80, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ 19113-84, ГОСТ 16214-86, ГОСТ 19538-74, ГОСТ 6749-2005, ГОСТ 18992-80, ГОСТ 103-2006, ГОСТ Р 53486-2009, ГОСТ Р 53486-2009, ГОСТ 15865-70, ГОСТ 13344-79, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 11052-74, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 1144-80, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 30547-97, ГОСТ 5089-2011, ГОСТ 2697-83, ГОСТ 7338-90, ГОСТ 24064-80, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 30136-95 (ИСО 8457-1-89), ГОСТ 8292-85, ТУ-17 РСФСР 40-4266-91, ГОСТ 5583-78 (ИСО 2046-73), ГОСТ 30055-93, ГОСТ 31093-2003, ГОСТ 19007-73, ГОСТ 12172-2016, ГОСТ 475-2016, ГОСТ 23747-2015, ГОСТ 33083-2014, ГОСТ 13996-2019, ГОСТ Р 56387-2018, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 475-2016, ГОСТ 8242-88, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 25809-2019, ГОСТ 25809-2019, ГОСТ 13448-82, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 125-2018, ГОСТ 22263-76, ГОСТ 32496-2013, ГОСТ 21930-76, ГОСТ 19034-82, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 538-2014, ГОСТ Р 51326.1, ТУ 3421-033-18461115-02, ГОСТ Р 51321.1-2007, ГОСТ Р 50345, ТУ 2000 АГИЕ.641.235.003.

Комиссия отмечает, что в настоящем деле объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту.

В связи с этим потребность Заказчика выражается в получении итогового результата – надлежащее выполнение работ в соответствии с требованиями Технического задания.

В свою очередь, материалы, подлежащие использованию при выполнении работ, не являются непосредственным объектом закупки.

Соответственно, если предметом закупки не являются материалы, которые участники самостоятельно не производят, а закупают у других лиц, то Заказчику при составлении документации нет необходимости переписывать содержание регламентированных стандартных требований в документацию, а достаточно лишь указать, что предложения, выдвигаемые участниками, должны соответствовать ГОСТам, международным стандартам и иным техническим регламентам в зависимости от товара.

Комиссия обращает внимание, что в силу того, что Заказчиком в документации предъявлено к участникам закупки требование о необходимости соответствия товара определенным государственным стандартам, то ему нет необходимости предъявлять к участникам закупки требование о предоставлении конкретных технических характеристик товара, поскольку потребность Заказчика будет удовлетворена, в том числе и посредством выражения участниками закупки согласия на выполнение работ в соответствии с требованиями Аукционной документации Заказчика.

Кроме того, Комиссия отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.

Более того, из Технического задания следует, что Заказчиком предусмотрено, что используемый при выполнении товар должен соответствовать государственным стандартам.

Соответственно, выражение согласия участником закупки на использование при выполнении работ товара в соответствии с характеристиками, установленными Заказчиком в документации, не приводит к несоблюдению его потребности или возможности закупки товара, неудовлетворяющего его потребности.

Более того, принимая во внимание, что фактически Аукционной документацией предусмотрено выражение участником процедуры согласия на выполнение работ в соответствии со всеми требованиями Аукционной документацией, Комиссия полагает излишним предъявление к участникам требования о необходимости представления конкретных характеристик товаров, учитывая также, что большинство установленных Заказчиком характеристик подлежат безальтернативному копированию участниками в состав заявки.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки направо участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.

Способ же изложения требований, допущенный Заказчиком в настоящем деле, в том числе инструкция по заполнению заявки, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность Заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником Аукциона ошибок при заполнении заявки.

Подобное составление документации вводит участников Аукциона в заблуждение в части оформления технического предложения, предоставляя Заказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственных интересах.

Предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявки конкретных показателей товара, подлежащего использованию при выполнении работ, в отношении которого заказчиком установлены неизменяемые показатели, равно как и отклонение такого участника ввиду неуказания им таких показателей не только напрямую противоречит требованиям Закона о закупках, не соответствует балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (пункт 5 статьи 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ), поскольку подобное требование не только является бесполезным дублированием требований аукционной документации (предлагаемого к поставке товара не станет внезапно больше, нежели требуется заказчику, и у такого товара не появятся иные показатели в части веса и формы упаковки, если участником дано согласие на предъявленные заказчиком в этой части требования) и беспричинно усложняет процесс заполнения заявки, но и в принципе оставляет разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе на исключительное субъективное усмотрение заказчика (который единолично разрешает вопрос достаточности ему согласия участника или необходимости указания им конкретных показателей своего товара).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При этом ссылки представителя Заказчика на то, что Заявитель не может являться участником Аукциона ввиду отсутствия у него соответствующего членства в СРО не принимаются Комиссией во внимания, поскольку Аукционной документацией предусмотрено, что требование о представлении соответствующей выписки не распространяется на лиц, предложивших цену менее 3 000 000,00 руб., в свою очередь, сделать однозначный вывод о том, что Заявитель предложит цену более 3 000 000,00 руб. в настоящий момент не представляется возможным.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

При этом Комиссия обращает внимание, что Заказчик не лишен возможности включить в приложение к договору Техническое задание с целью последующей проверки, используемого победителем товара, требованиям Технического задания.

Вместе с тем, в целях предотвращения факта затягивания процедуры, Комиссия полагает целесообразным выдать Заказчику предписание о пересмотре заявок участников с учетом принятого решения.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АС-Лидер» (ИНН: 7751087576, ОГРН: 5177746036540) на действия Академии ГПС МЧС (ИНН: 7717035419, ОГРН: 1027739451684) при проведении Аукциона обоснованной.

2. Установить в действиях Академии ГПС МЧС нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 3 части 1 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Академии ГПС МЧС обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде
в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

ООО «АС-Лидер»

 

143904, Московская область,

г. Балашиха, ул. Советская, дом 19, литера Д, офис 25

 

 

Академия ГПС МЧС

 

129366, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, дом 4

 

 

ООО «РТС-ТЕНДЕР»

 

121151, Москва город, набережная Тараса Шевченко, дом 23А, этаж 25, помещение № 1

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-11583/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

17.07.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании вынесенного решения от 17.07.2020 по делу № 077/07/00-11583/2020,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Академии ГПС МЧС (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общежития Академии ГПС МЧС России (реестровый № 32009274540), а именно:

1. Заказчику отменить протокол рассмотрения первых частей заявок Аукциона;

2. Заказчику назначить новые даты рассмотрения заявок, подведения итогов Аукциона;

3. Заказчику пересмотреть заявки участников Аукциона с учетом принятого решения от 17.07.2020 по делу № 077/07/00-11583/2020;

4. Заказчику не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания;

5. Заказчику завершить проведение Аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупках, Аукционной документации;

6. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 02.09.2020;

7. Заказчику надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 04.09.2020 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

 

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны