Решение б/н б/а от 26 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8264/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


24.06.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...>заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов;

членов Комиссии:

<...> ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

<...>— специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ИП <...> в лице <...>, <...>, представителей ФГУП «Нацрыбресурс» в лице <...>,<...>,

рассмотрев жалобу ИП <...> (далее — Заявитель) на действия ФГУП «Нацрыбресурс» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по выполнению ремонтных работ по восстановлению кранцевой защиты и обносного уголка причала №38, расположенного в Южном районе Рыбного терминала морского порта Мурманск (реестровый № 32413590676, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает признание его уклонившимся от заключения договора, а также несоблюдение Заказчиком срока рассмотрения протокола разногласий.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражении на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 13.05.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru), была размещена информация о проведении Закупки.

Согласно извещению о проведении закупки конкурентная процедура осуществляется исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем в отношении настоящей Закупки действуют особенности, установленные статьей 3.4 Закона о закупках.

НМЦД: 7 753 540,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок: 13.05.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 22.05.2024 9:00.

Дата подведения итогов: 23.05.2024.

Итоговым протоколом от 23.05.2024 № 32413590676-04 (размещен 24.05.2024) Заявитель (участник № 4105529985) признан Победителем Закупки с предложением 2 771 756,60 руб. (снижение более 25% по отношению к НМЦД).

Вместе с тем протоколом от 10.06.2024 № 32413590676-05 (размещен 10.06.2024) Заявитель признан уклонившимся от заключения договора.

Согласно протоколу от 10.06.2024 № 32413590676-05 «Заказчиком 24.05.2024 в соответствии с п. 18 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 04.03.2023) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон) и п. 23.1 Аукционной документации размещен на электронной площадке проект договора.

По состоянию на 10.06.2024 ИП <...> в сроки, установленные пунктом 23.4 Аукционной документации, не разместил на элетронной площадке подписанный со своей стороны проект договора. Указанный факт зафиксиован на электронной площадке (http://www.corp.roseltorg.ru) в сведениях о заключении договора.

На основании изложенного руководствуясь п. 29 ст. 3.4. Закона, п. 23.5 Аукционной документации ИП <...> признается уклонившимся от заключения договора».

Согласно доводам жалобы Заявитель считает принятое решение незаконным, поскольку Заказчиком нарушен срок рассмотрения протокола разногласий, а также в связи с тем, что на ЭТП было указано, что договор должен быть заключен в срок до 10.06.2024, в связи с чем Заявитель полагал, что у него было достаточно времени для подписания проекта договора.

Также Заявитель отметил, что причиной нарушения срока подписания договора послужило долгое оформление банковской гарантии в соответствии с пунктом 22.4 Аукционной документации.

Вместе с тем Комиссия установила следующее.

Пунктом 22.4 Аукционной документации целях борьбы с демпингом Заказчик оставляет за собой право при обнаружении предложений, которые на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, запросить обеспечение исполнения договора в размере, не менее чем 15 процентов от цены заключаемого договора, но не менее размера аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), а в случае не внесения участником такого обеспечения, отказаться от заключения договора.

Как пояснил Заказчик, требование о предоставлении Победителем соответствующего размера обеспечения во исполнение пункта 22.4 Аукционной документации является правом Заказчика, которое в рамках данной Закупки на было реализовано (в итоговом протоколе информация о необходимости предоставления Победителем соответствующего обеспечения не указана), в связи с чем предоставление обеспечения в размере, указанном в пункте 22.4 Аукционной документации, не требовалось.

Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В силу пункта 27 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее — Положение № 1352) срок заключения договора при осуществлении неконкурентной закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения должен составлять не более 20 дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуются в антимонопольном органе либо в судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течение 20 дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.

В соответствии с частью 28 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

Разделом 23 Акуционной документации предусмотрен следующий порядок заключения договора по итогам Закупки:

23.1. Договор заключается Заказчиком в порядке, установленном настоящим Положением, с учетом норм законодательства РФ.

23.2. Договор по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик заключает не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки, в следующем порядке:

В проект договора, который прилагается к извещению о проведении закупки и (или) документации, включаются реквизиты победителя (единственного участника) и условия исполнения договора, предложенные победителем (единственным участником) в заявке на участие в закупке или в ходе проведения аукциона, переторжки (если она проводилась).

В течение пяти дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола закупки Заказчик передает победителю (единственному участнику) два экземпляра заполненного проекта договора.

Победитель закупки (единственный участник) в течение пяти дней со дня получения двух экземпляров проекта договора подписывает их, скрепляет печатью (при наличии) и передает Заказчику.

Заказчик не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола закупки, на основании которого заключается договор, подписывает и скрепляет печатью (при наличии) оба экземпляра договора и возвращает один из них победителю закупки (единственному участнику).

Договор по результатам осуществления конкурентной закупки в электронной форме заключается в указанном ранее порядке и сроки с учетом особенностей документооборота в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и подписывается электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника такой закупки, заказчика.

Если в соответствии с законодательством РФ заключение договора требует получение одобрения от органа управления Заказчика, то договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения. Аналогичный срок действует с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, комиссии по закупкам, оператора электронной площадки.

23.4. Если участник закупки, с которым заключается договор согласно настоящему Положению, получив проект договора в срок, предусмотренный для заключения договора, обнаружит в его тексте неточности, технические ошибки, опечатки, несоответствие условиям, которые были предложены в заявке этого участника закупки, оформляется протокол разногласий. Протокол разногласий составляется в письменной форме. Он должен содержать следующие сведения:

1) место, дату и время составления протокола;

2) наименование предмета закупки и номер закупки;

3) положения договора, в которых, по мнению участника закупки, содержатся неточности, технические ошибки, опечатки, несоответствие условиям, предложенным в заявке данного участника.

Подписанный участником закупки протокол в тот же день направляется Заказчику.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение двух рабочих дней со дня его получения от участника закупки. Если замечания участника закупки учтены полностью или частично, Заказчик вносит изменения в проект договора и повторно направляет его участнику. Вместе с тем Заказчик вправе направить участнику закупки договор в первоначальном варианте и отдельный документ с указанием причин, по которым в принятии замечаний участника закупки, содержащихся в протоколе разногласий, отказано. В случае, когда по результатам учета замечаний изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, информация об этом размещается в ЕИС в соответствии с п. 1.4.2 настоящего Положения.

Участник закупки, с которым заключается договор, в течение пяти дней со дня его получения подписывает договор в окончательной редакции Заказчика, скрепляет его печатью (при наличии) и возвращает Заказчику.

В случае проведения конкурентной закупки в электронной форме направление протокола разногласий Заказчику и дальнейший обмен документами между поставщиком и Заказчиком в части подписания договора осуществляются с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

23.5. Участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае, когда:

1) не представил подписанный договор (отказался от заключения договора) в редакции Заказчика в срок, определенный настоящим Положением;

2) не предоставил обеспечение исполнения договора в срок, установленный документацией (извещением) о закупке, или предоставил с нарушением условий, указанных в документации (извещении) о закупке, - если требование о предоставлении такого обеспечения было предусмотрено документацией о закупке и проектом договора;

3) не представил сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и документы, подтверждающие данные сведения, - если требование о представлении таких сведений и документов установлено документацией о закупке и проектом договора.

23.6. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда установлены факты, предусмотренные в п. 1.11.5 настоящего Положения, Заказчик составляет протокол о признании участника уклонившимся от заключения договора. В протоколе должны быть отражены следующие сведения:

1) место, дата и время составления протокола;

2) наименование лица, которое уклонилось от заключения договора;

3) факты, на основании которых лицо признано уклонившимся от заключения договора.

Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается Заказчиком в день его составления. Один экземпляр хранится у Заказчика, второй в течение трех рабочих дней со дня подписания направляется лицу, с которым Заказчик отказывается заключить договор. Протокол размещается в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания.

Таким образом, учитывая, что проект договора был размещен на ЭТП 24.05.2024, то Заявитель был обязан подписать проект договора со своей стороны в срок до 29.05.2024, в месте с тем указанная обязанность не была исполнена Заявителем и до 10.06.2024, что послужило основанием признания Заявителя уклонившимся от заключения договора.

При этом Комиссия отмечает, что в абзаце 1 пункт 23.2 Акуционной документации установлен общий срок заключения договора, когда как обязанность Заявителя подписать проект договора в пятидневный срок предусмотрена абзацем 4 пункта 23.2 Аукционной документации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя о нарушении Заказчиком срока составления протокола признания Заявителя уклонившимся от заключения договора основаны на неверном толковании положений документации.

Комиссия считает необходимым отметить, что в силу статьи 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части порядка заключения договора, а равно принял на себя риски по признанию себя уклонившимся от заключения договора в случае несоблюдения таких требований.

В этой связи у Комиссии также отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке и с условиями которой Заявитель согласился при подаче заявки на участие в процедуре.

Изучив протокол разногласий от 24.06.2024, направленный Заявителем, Комиссия установила, что данный документ имеет следующее содержание:

«Согласно протоколу Подачи ценовых предложений, в процедуре 32413590676 от «23» мая 2024г к участию был допущен участник под номером 2563780018, не соответствующий второй части требований подачи заявок. В следствии этого выигрышная цена контракта составила 2 771 756.60 рублей. Предшествующая цена предыдущего участника, соответствующего требованиям составила 5 011 232.30 рублей. Разница между данными предложениями среди участников соответствующих требованиям составляет более 5%, что противоречит правилам проведениям аукциона.

Просим учесть последнее ценовое предложение, поданное после участника №2212926343. В 23.05.2024 09:42:30 согласно общей информации о проведенной закупке».

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 23.06.2024 № 32413590676-03:

Наименование участника

Дата и время регистрации заявки (МСК)

Ценовое предложение вне шага с НДС

Ценовое предложение вне шага без НДС

Ценовое предложение с НДС

Ценовое предложение без НДС

Ставка НДС,%

Дата и время подачи ценовых предложений (МСК)

4105529985

Участник №4105529985

17.05.2024 14:26:11

-

-

2 771 756.60

2 771 756.60

Без НДС

23.05.2024 10:41:32

1867708400

Участник №1867708400

20.05.2024 14:21:03

-

-

5 661 232.30

5 661 232.30

Без НДС

23.05.2024 09:38:37

2212926343

Участник №2212926343

21.05.2024 19:15:46

-

-

5 011 232.30

5 011 232.30

Без НДС

23.05.2024 09:42:30

2563780018

Участник №2563780018

22.05.2024 08:21:41

-

-

2 810 524.30

2 810 524.30

Без НДС

23.05.2024 10:40:57

Таким образом, в протоколе разногласий Заявитель оспаривает результаты Закупки, а также допуск участника № 2563780018.

В соответствии с пунктом 23.4 Аукционной документации протокол разногласий направляется в случае обнаружит в его тексте неточности, технические ошибки, опечатки, несоответствие условиям, которые были предложены в заявке этого участника закупки.

При этом пунктом 1 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Исходя из того, что доводы изложенные в протоколе не относятся к сведениям, указанным в пункте 23.4 Аукционной документации, а также не относятся к оспариванию условий договора, то указанный документ не может быть расценен как протокол разногласий, в связи с чем у Заказчика отсутствовали основания для применения сроков, предусмотренных пунктом 23.4 Аукционной документации для предоставления ответа на указанный документ.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что оценка правильности подведения итогов, а также допуск участника № 2563780018 в жалобе Заявителя не обжаловались, в связи с чем на основании части 13 статьи 3 Закона о закупках, указанные обстоятельства не могут быть предметом рассмотрения Комиссии.

При этом Заявитель не был лишен возможности обжаловать указанные действия Заказчика в порядке предусмотренном Законом о защите конкуренции либо в судебном порядке.

Вместе с тем, как установлено Комиссией, Заявитель не подписал усиленной электронной подписью договор, а также не разместил на электронной торговой площадке подписанный договор в установленный срок.

Доказательства обратного Заявителем не предоставлены.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии у Заказчика правовых оснований для признания Заявителя уклонившимся от заключения договора.

На основании вышеизложенного, изучив представленные в материалах дела документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

При этом Комиссия отмечает, что указанное решение не носит преюдициального значения для рассмотрения вопроса о включении Заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <...> на действия ФГУП «Нацрыбресурс» (ИНН:32413590676; ОГРН:32413590676) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.06.2024 № НП/24530/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны