Решение б/н ООО «УК Сервис» на действия — ФГУ «Поликлиника № 5» Управлен... от 15 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-201/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

05.02.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей:

от ООО «УК Сервис»: <...>

от ФГУ «Поликлиника № 5» Управление делами Президента Российской Федерации: <...>

рассмотрев жалобу ООО «УК Сервис» (далее — Заявитель) на действия — ФГУ «Поликлиника № 5» Управление делами Президента Российской Федерации (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по содержанию в надлежащем состоянии административных, служебных, производственных помещений, мест общего пользования, в так же прилегающей территории для нужд ФГБУ «Поликлиника № 5» (реестровый № 31807381475) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в неправомерном отклонении его заявки от участия в процедуре.

Представители Заказчика возражали против удовлетворения жалобы, представили документы по спорному Аукциону.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) (в редакции, действующий на дату опубликования Положения о закупках Заказчика), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Конкурса, размещено в ЕИС - 25.12.2018.

28.12.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой договора в размере 13 710 950,00 руб. Датой окончания подачи заявок определено 22.01.2019, датой рассмотрения заявок — 24.01.2019, датой подведения итогов — 25.01.2019.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчиком в Техническом задании сформулированы требования к товарам (материалам), указаны их минимальные, максимальные показатели и показатели которые не могут изменяться для товаров (материалов), необходимых к использованию при выполнении работ по условиям государственного контракта, в частности по пункту «Кислотное средство для удаления ржавчины, известковых и минеральных отложений» по параметру «Показатель pH 1% раствора» установлено требование - «должен быть от 1*до 2».

В составе первой части заявки Заявитель представил конкретные характеристики товаров (материалов), предлагаемых к использованию при выполнении работ, в частности по пункту «Кислотное средство для удаления ржавчины, известковых и минеральных отложений» по параметру «Показатель pH 1% раствора» предложено значение - 1,4.

Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - Инструкция): символы «многоточие», «тире», значение параметра, сопровождающееся одновременно словами «от» и «до», следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра.

На заседании Комиссии представители Заказчика затруднились пояснить, каким образом указание Заявителем конкретного показателя в рамках установленного документацией диапазона противоречит потребностям Заказчика.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что положения инструкции по заполнению заявки, а также сама документация не должна превращаться в инструмент манипуляции и средством отклонения заявок участников закупки, а также способом проверки потенциальных участников закупки на предмет их внимательности к прочтению инструкции и порядку заполнения заявки.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что кислотное средство для удаления ржавчины, известковых и минеральных отложений, предложенное Заявителем отвечает потребностям Заказчика, а заявка Общества отклонена лишь на основании формального несоответствия представленного значения требованиям Инструкции.

Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно положениям ГОСТ Р 50550-93 «Товары бытовой химии. Метод определения показателя активности водородных ионов (рН)» для определения pH необходимо приготовление водного раствора средства с массовой долей 1 % к 1,00 г средства в стакане с добавлением 99 см3 дистиллированной воды.

Таким образом, определение показателя активности водородных ионов осуществляется с помощью химических испытаний. То есть для указания такого показателя в составе своей заявки участнику необходимо приобрести соответствующий товар.

В этой связи следует отметить, что у участника закупки нет обязанности на момент проведения конкурентной процедуры располагать товаром, о котором он представляет сведения в первой части заявки, тем более, проводить испытания, и, соответственно, владеть информацией о результатах таких испытаний при изготовлении соответствующих товаров.

Кроме того, необходимо обратить внимание на тот факт, что Заказчиком не определено каких-либо условий, позволяющих осуществлять контроль за исполнением требований договора в части проведения проверки значения водного показателя для моющих средств при выполнении уборки.

Следовательно, учитывая, что действующее законодательство не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в Аукционной документации требований к описанию участниками закупки физико-химических свойств товара, определяемых путем проведения испытаний, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в процедуре.

Аналогичные нарушения усматриваются Заказчиком при описании иных показателей товаров.

Заказчик затруднился пояснить необходимость установления физико-химических свойств средств, необходимых для уборки, с учетом того, что все характеристики соответствуют значениям государственного стандарта, то есть фактически, устанавливая подобные требования Заказчик лишь усложняет этап формирования заявки за счет необходимости анализа характеристик и сопоставления их с различными ГОСТ.

Комиссия отмечает, что в настоящем деле объектом закупки явилось оказание комплекса услуг по обеспечению уборки административных, служебных, производственных помещений, мест общего пользования, а так же прилегающей территории. В связи с чем потребность Заказчика выражается в получении итогового результата – надлежащего оказания услуг в соответствии с требованиями Технического задания. В свою очередь, материалы, подлежащие использованию при оказании услуг, не являются непосредственным объектом закупки. Соответственно, если предметом Аукциона не являются материалы (которые участники самостоятельно не производят, а закупают у других лиц), то заказчику при составлении документации нет необходимости переписывать содержание регламентированных стандартных требований в документацию, а достаточно лишь указать, что предложения, выдвигаемые участниками, должны соответствовать ГОСТом, международным стандартам и иным техническим регламентам в зависимости от товара.

В соответствии с Техническим заданием подрядчик выполняет работы согласно перечня проводимых работ, указанных настоящем Техническом задании, в соответствии с действующими нормативными документами и СНиП, с соблюдением правил пожарной безопасности, правил техники безопасности и охраны труда. Кроме того в Инструкции содержится указание на конкретные конкретные стандарты, которым должны соответствовать моющие средства: ГОСТ 32478-2013, Постановление правительства Российской Федерации №132, ГОСТ 30266-95, ГОСТ Р 52354-2005, ГОСТ 32521-2013, ГОСТ 28546-2002, ТР ТС 009/11, ГОСТ 12.1.007-76, СанПиН 1.2.681-97, ГОСТ 32481-2013, ГОСТ Р 52325-2005, ГОСТ Р 51520-99, Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) Утвержденными Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, НПБ 256-99.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в силу того, что Заказчиком в документации к участникам закупки уже предъявлено требование о необходимости соответствия товара определенным государственным стандартам, то Заказчику нет необходимости заставлять участников закупки дублировать такие положения в заявках, поскольку потребность Заказчика будет удовлетворена, в том числе и посредством выражения участниками закупки согласия на оказание услуг, выполнение работ с использованием товаров, соответствующих требованиям Технического задания, учитывая, что предметом обязательств по договору выступает оказание услуг, а не поставка товара.

Контрольный орган отмечает, что в связи с тем, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Названный правовой подход, изложенный в пункте 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, подержан Верховным Судом Российской Федерации в решении от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287, в котором Суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции.

Комиссия Управления также отмечает, что допустимым может являться установление в документации условий, при которых участники закупки вправе предоставить в составе заявки свое согласие оказание услуг с использованием товаров, в соответствии с требованиями документации, а именно конкретными показателями, которые заказчик сформировал на основании своей потребности в Форме 2 или предоставить участнику закупки возможность воспроизводить требования изложенные заказчиком в документации в Форме 2 в составе заявки (без изменений и/или без применения инструкции по заполнению заявки), что также позволит сформировать участнику закупки свое предложение, отвечающее потребности Заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

С учетом всего изложенного, принимая во внимание установление Заказчиком избыточных требований к товарам, способных повлечь ограничение количества участников закупки, а также отсутствие со стороны Заказчика каких-либо доказательств необходимости установления названных требований, Комиссия приходит к выводу о наличии в его действиях нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и признает жалобу обоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «УК Сервис» (ОГРН: 1157746934894; ИНН: 771901001) на действия ФГУ «Поликлиника № 5» Управление делами Президента Российской Федерации (ОГРН: 1037739245059; ИНН: 7704091053) при проведении Аукциона обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны