Решение №37401/22 б/а от 18 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10569/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
13.07.2022                                                                                                            г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

"....."

членов Комиссии:

"....."

"....."

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей АО «СУ «ЭЛЕКТРОЖИЛРЕМОНТ», ГБУ «Жилищник района Вешняки»,

рассмотрев жалобу АО «СУ «ЭЛЕКТРОЖИЛРЕМОНТ» (далее также - Заявитель) на действия ГБУ «Жилищник района Вешняки» (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию приборов автоматики подпитки расширительных баков в районе Вешняки на 2022 год (реестровый № 32211201936, далее — Закупка) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 07.07.2022 № 28/65080/22.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащим образом осуществлении оценки заявок участников, поскольку протокол подведения итогов конкурса по критерию «Квалификация участника закупки» содержит сведения только об итоговых баллах каждого участника и не содержит решений комиссии по каждой части критерия отдельно. Таким образом, по мнению Заявителя не возможно сделать вывод о корректном подведении итогов.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что Заказчиком 05.03.2022 на сайте электронной торговой площадки и в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию приборов автоматики подпитки расширительных баков в районе Вешняки на 2022 год (реестровый № 32211201936) (далее – конкурс, процедура).

Начальная цена контракта: 1 148 350,02 руб.

Дата начала срока подачи заявок:  05.03.2022 г. 10:00 (время московское).

Дата окончания срока подачи заявок: 28.03.2022 г. в 10:00(время московское).

Согласно протоколу подведения итогов 32211201936 от «27» июня 2022 г. Участники получили следующую оценку заявок:

Наименование критерия

Значение (предложение участника закупки)

Заявка №1

Заявка №2

 

Ценовое предложение

Значимость показателя

Ценовое предложение

Значимость показателя

Цена контракта

918 105,84
(с НДС)

50

1 073 707,27
(без НДС)

41,53

Квалификация участников закупки

Представлено контрактов (договоров) на сумму 46 444 470,83

0

Представлено контрактов (договоров) на сумму

50 377 176

50

Итоговый рейтинг

50

91,53

Так согласно протоколу подведения итогов Заявитель по критерию «Квалификация участников закупки» получил - 0 баллов, Победитель Закупки получил- 50 баллов.

Комиссия отмечает, что оценка заявок проводится на основании критериев, указанных в порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в соответствии с которыми:

Критерий оценки

Значимость критерия оценки, процентов

Показатель оценки

Значимость показателя оценки, процентов

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки

Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов

Формула оценки или шкала оценки

1.

Цена договора, сумма цен единиц товары, работы, услуги

50

-

-

-

-

 

где:

 - предложение участника закупки о цене договора;

 - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки.

2.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

50

Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом договора

50

Общая цена исполненных участником закупки договоров

100

БХi=(Хi-Хmin)*(100/(Хmax-Хmin))

где:

Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявке, подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию.

Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявке, подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию

Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию

 

 

 

 

 

 

Так по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом договора» применяются показатели оценки.

В отношении показателя оценки устанавливается значимость показателя оценки. Величина значимости применяемого показателя оценки по критерию оценки составляет 100 процентов.

Оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях) успешно исполненных гражданско-правовых договоров, в том числе заключенных в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ,  последние акты которых должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до окончания приема подачи заявок, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий договора (договора) по вине участника.

Под услугами сопоставимого характера и объема понимаются услуги по техническому обслуживанию приборов автоматики подпитки расширительных баков стоимость которых по одному договору (договору) составляет не менее 10 (десяти) процентов от начальной (максимальной) цены договора по настоящей закупке.

Комиссией установлено, что в составе заявке Заявителя предоставлены исполненные контракты участников консорциума в количестве 49 контрактов. Приняты в зачет Заказчиком 49 контрактов на сумму 43 174 256 (сорок три миллиона сто семьдесят четыре тысячи двести пятьдесят шесть рублей) 80 копеек.

В заявке Победителя ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НАСЛЕДИЕ» предоставлено 61 контракт на сумму 50 377 176 (пятьдесят миллионов триста семьдесят семь тысяч сто семьдесят шесть) руб. 00 коп.

Комиссия произвела самостоятельный расчет по формуле Бхi=(Хi-Хmin)*(100/(Хmax-Хmin)) указанной в порядке оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участников закупки»:

1) Заявитель (АО «СУ «ЭЛЕКТРОЖИЛРЕМОНТ»)

(49-49)*(100/61-49))=0*(100/12) = 0

(43 174 256,80 - 43 174 256,80) * (100 / (50 377 176 - 43 174 256,80)) =

= 0*(100/7202919,2) = 0

2) Победитель Закупки (ООО «НАСЛЕДИЕ»)

(61-49)*(100/61-49))=12*(100/11))=12*9,09...=109,08

(50 377 176 - 43 174 256,80)*(100/(50 377 176 - 43 174 256,80)) =

= 7 202 919,2*(100 / 7 202 919,2) = 100

Таким образом, как следует из расчетов, формула установлена таким образом, что участник предоставивший в качестве подтверждения критерия «Квалификация участников закупки» сведений об исполненных контрактов меньше, чем у другого участника в результате получает 0 баллов.

При этом в своей жалобе Заявитель не отрицает факт того, что исполненных контрактов им предоставлено в составе заявки меньше, чем у Победителя закупки.

Кроме того, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности заявленного им довода.

В связи с изложенным, довод Заявителя в части ненадлежащим образом осуществлении Заказчиком оценки заявок участников по критерию «Квалификация участников закупки» с учетом применения предусмотренного порядка оценки, признается Комиссией необоснованным.

Относительно не указания информации в итоговом протоколе решений комиссии по каждой части критерия отдельно, Комиссия поясняет следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Согласно пункту 14 статьи 3.2. Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

4) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Пунктом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений.

Комиссией установлено, что в Итоговом протоколе 32211201936 от «27» июня 2022 г. указаны сведения о номерах заявок, их статусе и об общем количестве присвоенных баллов.

Таким образом, указанный протокол содержал результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.

Комиссия отмечает, что довод Заявителя о не указании информации в итоговом протоколе решений комиссии по каждой части критерия отдельно не основан на приведенных положениях статьи 3.2 Закона о закупках.

При этом Комиссия отмечает, что Закон о закупках не содержит прямых указаний о необходимости включения в итоговый протокол абсолютно всей информации, детально раскрывающей причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов).

Отсутствие в протоколе подведения итогов проведенной закупочной процедуры (содержащего результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок) детального обоснования причин начисления баллов участникам конкурса само по себе не свидетельствует о несоблюдении принципа информационной открытости закупки.

В тех случаях, когда документация о закупке позволяет объяснить указанные в протоколе результаты оценки заявок на участие в закупке, присвоение заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок, оснований для вывода о нарушении данного принципа не имеется.

Содержание закупочной документации и протокола, составленного по итогам конкурентной закупки, позволяющее в совокупности участникам закупки (и без дополнительных запросов и разъяснений) определить порядок, систему начисления баллов по поданным заявкам, проверить и оценить их правильность, не может свидетельствовать о нарушении принципа информационной открытости закупки.

Таким образом, Комиссия Управления исследовав Итоговый протокол, отмечает, что протокол содержит все необходимые сведения, что соответствует требованиям пункта 14 статьи 3.2. Закона о закупках.

Комиссия отмечает, что Закупочная документация размещена Заказчиком на официальном сайте, находится в свободном доступе, требования, указанные в конкурсной документации, в том числе и в отношении оценки заявок участников закупки, предъявляются в равной степени ко всем участникам закупки, что не нарушает принципы конкуренции, а также права и законные интересы участников закупки. Расчет баллов итогового рейтинга заявок применен в равной мере ко всем участникам закупки в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, установленным конкурсной документацией. Победителем Конкурса признан участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.

Само по себе несогласие Заявителя с итогами конкурентной процедуры не свидетельствует о нарушении Заказчиком положений Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу АО «СУ «ЭЛЕКТРОЖИЛРЕМОНТ» (ИНН: 7706193727, ОГРН: 1027700073664) на действия ГБУ «Жилищник района Вешняки» (ИНН: 7720832654, ОГРН: 5147746369139) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 12.07.2022 № ЕИ/36444/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны