Решение б/н Решение от 30 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-21921/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

28.12.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

при участии представителей ООО «Металлургическая компания Урала», ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений»,

рассмотрев жалобу ООО «Металлургическая компания Урала» (далее - Заявитель) на действия ФГКУ «СТУИО» МО РФ (далее — Организатор торгов) при проведении аукционов (извещения № № 201120/1159515/03 лот 1, 111120/1159515/01 лот 1, 201120/1159515/04 лот 1) (далее — Торги), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Жалоба направлена письмом ФАС России от 08.12.2020 № 04/107464/20.

Торги проводятся Организатором торгов в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации), Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 775 «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме», приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 377 «Об утверждении Порядка подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества, а также перечня и форм документов, необходимых для принятия таких решений, в Вооруженных Силах Российской Федерации» и предписанием директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации для передачи на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества на внутреннем рынке от 20 ноября 2020 г. № 20.0238, а также указанием директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 20.11.2020 г. № 141/37211.

В связи с изложенным, указанные Торги являются обязательными, в связи с чем, рассмотрены Комиссией в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в установлении непрвмоерных положений документаций, выборе способа проведения Торгов.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Заявитель обжалует требования к участникам процедуры, которые не могут быть установлены в выбранном Организатором торгов способу проведения процедуры, а именно следующие требования к участнику и победителю процедур:

2. Ограничение по реализации: имущество содержит электровоспламенители НХ-10-1,5, для изъятия и уничтожения которых Покупатель длжен иметь одну из действующих лицензий на утилизацию боеприпасов класса ЕКПС 1375, ЕКПС 1377.

4. Электровоспламенители НХ-10-1,5 подлежат уничтожению в порядке, определенном технологической документацией, разработанной на предприятии в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

7. Ограничение по реализации: наличие у Покупателя свидетельства о постановке на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты.

Установлено, что процедуры проводятся в форме аукционов.

Заявитель ссылается на ст. 18 Закона о приватизации, где указано, что на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

Так как победитель должен будет изъять и уничтожить электровоспламенители, по мнению Заявителя, процедура не может быть проведена в такой форме как аукцион.

Предметом Торгов является аккумуляторные батареи А-187М, АБ-455
от торпедного вооружения.

Организатором торгов был представлено письмо Главной военной прокуратуры от 06.11.2020 № 2/1 291/20 согласно которому, прокуратурой была рассмотрена аукционная документация, касающаяся реализации аккумуляторных батарей АБ-455 от торпедного вооружения на ее соответствие законодательству, регламентирующему порядок реализации высвобождаемого движимого имущества.

Установлено, что данное имущество подлежит продаже на основании и в порядке, предусмотренном статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 13-16 Закона о приватизации на аукционе в электронной форме.

Возможность реализации АКБ предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1999 № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества» (пункт 53 Перечня «Источники питания»).

Пунктом 1 статьи 49 ГК РФ определено, что в случаях, установленных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», для утилизации и реализации вооружения и военной техники требуется лицензия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1623 Положение о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники дополнено Приложением, согласно пункту 30 которого подлежат лицензированию утилизация и реализация подрывных устройств — механизмов и устройств подрыва военной техники и вооружения (Класс 13755).

По информации Главного командования Военно-Морским флотом по вооружению от 02.10.2020 (исх. № 750/1/1206B), в состав реализуемых АКБ входят электровоспламенители HX-10-1.5, которые по единому кодификатору продуктов снабжения относятся к классу 1375 «Подрывные устройства».

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

С учетом изложенного при подготовке аукционной документации, включая проект договора купли-продажи, следует учитывать положения статьи 173 ГК РФ, предусматривающей возможность признания судом сделки недействительной, в том числе в случае невключения в договор ограничений, предусмотренных указанным законодательством о лицензировании.

Комиссией установлено, что согласно п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.1999 № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества» реализация высвобождаемого движимого военного имущества осуществляется на внутреннем рынке - на аукционе, посредством публичного предложения или без объявления цены в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Источники питания входят в перечень высвобождаемого движимого военного имущества, реализуемого федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, согласно пункту 53 Постановления Правительства.

Таким образом, для предмета данных Торгов существует специальное регулирование в виде Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.1999 № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества». Соответственное Организатор торгов выбрал надлежащую форму проведения процедуры в связи с чем, у Комиссии отсутствуют основания для признания доводы жалобы обоснованным.

Отдельно Заявителем оспаривается требование о наличие у покупателя свидетельства о постановке на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты Комиссией установлено следующее и условие проекта договора о том, что продавец передает в собственность покупателя на условиях, изложенных в настоящем договоре, изделия (продукцию) утратившие свои потребительские свойства, используемые для дальнейшего извлечения драгоценных металлов.

Передача данных изделий на переработку и аффинаж предполагает разборку и извлечение всех составных частей аккумуляторных батарей, в том числе и электровоспламенителей.

Процесс извлечения электровоспламенителей является одним из этапов всего процесса переработки аккумуляторных батарей с целью передачи на аффинаж.

Реализуемое имущество содержит драгоценные металлы и электровоспламенители, его стоимость определена независимым оценщиком по стоимости вторичных ресурсов и с экономической точки зрения оно может быть использовано исключительно для передачи на переработку в целях производства драгоценных металлов и аффинаж, о чем прямо указано в Извещении.

В соответствии с пл. 3, 6 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» специальный учет осуществляется посредством включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, оформляемый в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.

Предметом аукциона является продажа ВДВИ, находящееся в собственности Российской Федерации, а именно: аккумуляторные батареи, содержащие драгоценные металлы и электровоспламенители.

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ Р 51270-99 «Воспламенитель: инициирующее устройство (электровоспламенитель или (и) огнепроводный шнур), использующееся для приведения в действие пиротехнического изделия (ПИ)».

В соответствии с п. 1 Федерального закона от 13.12.1996 «Об оружии» боеприпасы — предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.

Таким образом, электровоспламенители это пиротехнические изделия, относящиеся к оборонной продукции.

Порядок лицензирования разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов определяет Постановление Правительства РФ от 14.09.2012 № 925 «О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий lV и V классов в соответствии с техническим регламентом».

Согласно ГОСТ Р 51270-99 «уничтожение (утилизация) партий ПИ должно проводиться специализированными организациями, имеющими право на осуществление данного вида деятельности».

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией» установлен ЕКПС — Единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд, который в т.ч., используется для стандартизации оборонной продукции.

Класс ЕКПС 1375 включает в себя стандартные подрывные заряды и заряды разминирования; взрывные средства, механизмы и устройства подрыва; тренировочные, учебные, практические и имитационные боеприпасы; неснаряженные составные части и принадлежности механизмов (устройств) подрыва, такие как подрывные машинки, контрольно-измерительные приборы, запальные соединительные муфты, зажимы соединителей детонирующих удлиненных зарядов.

Класс ЕКПС 1377 включает в себя подрывные устройства, пиропатроны и их устройства, составные части, то есть электровоспламенители.

Таким образом, для уничтожения (утилизации) электровоспламенителей требуется лицензия на утилизацию боеприпасов класса ЕКПС 1375 или ЕКПС 1377.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» электровоспламенители, являются продукцией, ограниченной в обороте, то есть свободная реализация которой запрещена.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.1992 № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» установлено (пункт 4) что производители продукции имеют право заключать договоры на ее поставку только с потребителями, получившими квоты потребления продукции или разрешение на ее применение в Российской Федерации.

Согласно позиции Организатора торгов, как следует из буквального толкования положений вышеуказанного Постановления квоты или разрешение на применение данной продукции должны быть непосредственно у лица, приобретающего данную продукцию. В данном Постановлении не предусматривается возможность приобретения продукции лицом, не имеющим соответствующие разрешения, в том числе, даже если он привлекает для этого иных лиц, имеющих такие разрешения.

Учитывая изложенное, исходя из вышеуказанных норм, приобретение продукции свободная реализация которой запрещена, даже если приобретение осуществляется для ее утилизации, возможно только лицом, непосредственно имеющим соответствующие разрешения.

Таким образом, с учетом специфики реализуемого имущества и норм законодательства РФ, установлены ограничения по реализации, а именно наличие лицензии на утилизацию боеприпасов класса ЕКПС 1375 или ЕКПС 1377 и свидетельства о постановке на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты.

Комиссия отмечает, что определяя перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе в ст. 16 Закона о приватизации законодатель не предусмотрел представления участниками аукциона одновременно с заявкой копий каких-либо лицензий, однако это обстоятельство не исключает необходимости их наличия.

В связи с изложенным, доводы жалобы признаются необоснованными.

Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.

    2. Снять ограничения на размещения Торгов, наложенные письмами Московского УФАС России от 11.12.2020 № ЕО/71156/20, 21.12.2020 № ЕО/73494/20, 25.12.2020 № ЕО/75053/20.

       

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны