Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 077/07/00-16210/2019 о наруш... от 17 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF1. АО «ЦАСЭО»
117342, Москва город, улица Бутлерова, дом 17Б, этаж 7, помещение 20А/20Б
2. ПАО «МОЭК»
119526, Москва город, проспект Вернадского,
дом 101, корпус 3, эт/каб 20/2017
3. ООО «ППТК»
121357, Москва город, улица Верейская, дом 17
4. ООО «ТС ГРУПП»
115230, Москва город, проезд Электролитный, дом 1, корпус 4, офис 6
5. ООО «ГАЗНЕФТЕТОРГ.РУ»
117420, Москва город, улица Намёткина,
дом 10А, корпус 1, усл. номер <...> , подвал
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-16210/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.12.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
в присутствии представителей:
АО «ЦАСЭО»: «...»;
ПАО «МОЭК»:«...»;
ООО «ППТК»: «...»;
ООО «ТС ГРУПП»: «...»;
рассмотрев жалобу АО «ЦАСЭО» (далее — Заявитель) на действия
ПАО «МОЭК» (далее — Заказчик), ООО «ППТК» (далее - Организатор закупки) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на определение лучших условий оказания услуг по обслуживанию опасных производственных объектов для нужд (реестровый № 31908374821) (далее — Конкурентный отбор);
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурентного отбора.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика, Организатора закупки при проведении закупочной процедуры выразилось в неправомерном отказе в допуске заявки Заявителя к дальнейшему участию в Конкурентном отборе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно выписке из протокола, размещенной в системе ЕИС 20.11.2019 заявке
АО «ЦАСЭО» отказано в допуске к дальнейшему участию в Конкурентном отборе на основании пункта 2.6.6 Документации о Конкурентном отборе (далее - Документация) со следующим обоснованием: «Несоответствие предложенного участником товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки требованиям Документации к таким товарам, работам, услугам, количественным показателям (количество (объем) работ, услуг, товара; срока выполнения работ, оказания услуг, поставки) (раздел 8 Документации)».
Из доводов жалобы следует, что заявка Заявителя была неправомерно отклонена Заказчиком от дальнейшего участия в закупочной процедуре, поскольку заявка подана участником в полном соответствии с требованиями Документации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика указал, что заявка
Заявителя от дальнейшего участия в процедуре была отклонена правомерно, поскольку АО «ЦАСЭО» не соответствовало требованиям, установленным в пункте 6 Технического задания, поскольку фактически такое Общество в предусмотренные сроки не сможет оказать необходимые услуги.
На заседании Комиссии установлено следующее.
В силу пункта 5.3.1 Документации техническое предложение в составе заявки должно быть подготовлено участником в полном соответствии с условиями такой Документации и в соответствии с Формой 5 раздела 7 Документации (далее — Форма 5).
Форма 5 представляет собой техническое предложение участника.
Установлено, что в составе заявки участником представлена Форма 5 в соответствии с которой участник выразил свое согласие со всеми условиями раздела 6 Проекта договора и раздела 8 Технической части Документации.
В пункте 8.2 раздела 8 Технической части Документации предусмотрено требование о наличии у участника свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ на право ведения аварийно-спасательных работ на объектах топливно-энергетического комплекса с действующим сроком, по следующим видам работ:
- поисково-спасательные работы;
- газоспасательные работы.
В подтверждение соответствия установленному требованию участником в составе заявки было представлено свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 03.04.2019, выданное ПАСС АО «ЦАСЭО» (далее - Свидетельство).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в представленном участником Свидетельстве место нахождение аварийно-спасательного формирования указаны такие города как Краснодар, Заволжье, Новосибирск, Саратов, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Бронницы. В связи с чем Заказчиком был сделан вывод о том, что участник не сможет оказывать услуги на территории города Москвы в предусмотренные в разделе 6 Технического задания время.
Так, в разделе 6 Технического задания Заказчиком установлены требования к исполнителю по договору, в частности обеспечения незамедлительного реагирования (выезд сил и средств на объекты) в следующие сроки:
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Время |
1 |
Принятие сигнала о чрезвычайной (аварийной) ситуации. |
«Ч» |
2 |
Оповещение дежурной смены спасателей. |
«Ч + 30 сек.» |
3 |
Выезд дежурной смены спасателей с территории базы. |
не более «Ч + 5 мин.» |
4 |
Время прибытия дежурной смены спасателей к месту аварии (в зону чрезвычайной ситуации). |
не более: - ночью: «Ч + 40 мин.» - днем: «Ч + 60 мин.» |
5 |
Разведка очага аварии. |
«Ч + 1 ч. 30 мин.» |
6 |
Определение места аварии (границ зоны чрезвычайной ситуации) и принятие мер по не допуску посторонних лиц к месту аварии. |
«Ч + 2 ч.» |
7 |
Выставление знаков опасности (обозначение зоны чрезвычайной ситуации). |
«Ч + 2 ч. 15 мин.» |
8 |
Вывод в безопасную зону персонала, эвакуация пострадавших и оказание первой помощи. |
«Ч + 2 ч. 40 мин.» |
9 |
Локализация возникшей утечки газа, растекания теплоносителя. |
«Ч + 3 ч.» |
10 |
Мониторинг места утечки газа, теплоносителя по границе места аварии (зоны чрезвычайной ситуации). |
«Ч + 4 ч.» |
Между тем, Комиссия отмечает, что отклонение заявки по надуманным мотивам в связи с сомнением соответствия участника установленным требованиям, которые не подтверждаются документально, не допускается в силу Закона о закупках.
Напротив, как было указано ранее, участник выразил свое согласие на оказание услуг в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе и со сроками обеспечения незамедлительного реагирования.
Более того, из спорного свидетельства следует, что АО «ЦАСЭО» расположено по адресу г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17Б, эт. 7, пом. 20А/20Б.
Также, участником АО «ЦАСЭО» в адрес Заказчика было направлено письмо
от 25.10.2019 в соответствии с которым ПАСС АО «ЦАСЭО» располагается по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 25.
Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что участник АО «ЦАСЭО» не сможет оказать услуги в предусмотренные сроки, представителем Заказчика в материалы дела не представлено.
В противном случае, такие действия Заказчика расцениваются как игнорирование положений Закона о закупках, регулирующего отношения, направленные на обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при проведении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.
На заседании Комиссии представитель Заказчика указал, что по результатам проведения процедуры 02.12.2019 был заключен договор.
В силу части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
Установлено, что итоговый протокол размещен в системе ЕИС 20.11.2019.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, а также принимая во внимание положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации договор подлежал заключению не ранее 03.12.2019.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что запрет на заключение договора в течение десяти дней предусмотрен в целях обеспечения возможности обжалования участниками закупок результатов проведения торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Указанный запрет позволяет контрольному органу в сфере закупок осуществить рассмотрение жалобы, провести проверку и, в случае выявления нарушений, выдать обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Заключение же договора ранее установленного срока фактически лишает участника закупки получить защиту своих нарушенных прав и законных интересов в административном порядке, поскольку полномочия административного органа по выдаче предписания оканчиваются в момент заключения договора между сторонами.
Следовательно, действия заказчика по заключению договоров ранее установленного десятидневного срока направлены на нивелирование возможной подачи жалобы на торги, что, в свою очередь, свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны Заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В связи с вышеизложенным, заключенный Заказчиком по результатам проведения спорной закупочной процедуры договор является ничтожным в силу закона, что, в свою очередь, не препятствуют в выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1,
пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО «ЦАСЭО» (ОГРН 1027700261137 ИНН 7709267582) на действия ПАО «МОЭК» (ОГРН 1047796974092 ИНН 7720518494), ООО «ППТК» (ОГРН 5087746050145 ИНН 7733667750) при проведении Конкурентного отбора обоснованной.
2. Установить в действиях ПАО «МОЭК», ООО «ППТК» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
3. Установить в действиях ООО «ППТК» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
4. Выдать ПАО «МОЭК», ООО «ППТК» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Заместитель председателя Комиссии: «...»
члены Комиссии: «...»
«...»
«...»
1. АО «ЦАСЭО»
117342, Москва город, улица Бутлерова, дом 17Б, этаж 7, помещение 20А/20Б
2. ПАО «МОЭК»
119526, Москва город, проспект Вернадского,
дом 101, корпус 3, эт/каб 20/2017
3. ООО «ППТК»
121357, Москва город, улица Верейская, дом 17
4. ООО «ТС ГРУПП»
115230, Москва город, проезд Электролитный, дом 1, корпус 4, офис 6
5. ООО «ГАЗНЕФТЕТОРГ.РУ»
117420, Москва город, улица Намёткина,
дом 10А, корпус 1, усл. номер <...> , подвал
-
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 077/07/00-16210/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.12.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.12.2019
по делу № 077/07/00-16210/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ПАО «МОЭК» (далее — Заказчик), ООО «ППТК» (далее - Организатор закупки) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на определение лучших условий оказания услуг по обслуживанию опасных производственных объектов для нужд (реестровый № 31908374821) (далее — Конкурентный отбор):
1. Заказчику (Организатору закупки) отменить выписку из протокола, составленную 14.11.2019;
2. Заказчику (Организатору закупки) назначить новую дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурентного отбора;
3. Заказчику (Организатору закупки) пересмотреть заявки участников Конкурентного отбора с учетом принятого решения от 03.12.2019 № 077/07/00-16210/2019;
4. Заказчику (Организатору закупки) не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания;
5. Заказчику (Организатору закупки) продолжить проведение Конкурентного отбора в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего законодательства российской Федерации в сфере закупок, Положения о закупке, Документации о проведении Конкурентного отбора;
6. Заказчику (Оранизатору закупки) надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 09.01.2020;
7. Заказчику (Оранизатору закупки) надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 16.01.2020 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Заместитель председателя Комиссии: «...»
члены Комиссии: «...»
«...»
«...»