Решение №52576/23 б/а от 8 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16628/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

06.12.2023 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«..»;

членов Комиссии:

«..»;

«..»;

«..»,

рассмотрев жалобу ООО «ДСГРУПП» на действия ГУП «Мосводосток» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации отходов IV класса опасности (реестровый № 32312938242, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя.

По мнению Заявителя, представленная в составе заявки лицензия соответствует требованиям аукционной документации, так как в лицензии Заявителя указана группа кодов ФККО, в которую входит требуемый Заказчику код позиции ФККО.

Заказчик с доводами жалобы согласился, представил письменные пояснения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Комиссия, изучив представленные в материалы дела документы и сведения, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Извещение о проведении Закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 08.11.2023.

Дата начала срока подачи заявок: 08.11.2023.

Дата окончания срока подачи заявок: 16.11.2023 11:00.

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 7 142 593,59 рублей.

Относительно довода Заявителя о неправомерном отклонении его заявки за предоставление лицензии лицензия с отсутствующими кодами ФККО, Комиссия отмечает следующее.

Согласно протоколу № 32312938242-3 рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре от 21.11.2023 заявка Заявителя (№ 1181765) была отклонена по причине: «Согласно пункту 13.4.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Мосводосток»: Несоответствие участника процедуры закупки обязательным требованиям документации о проведении закупки, а именно: в нарушение пункта 9 Раздела 3 документации, в составе заявки представлена лицензия с отсутствующими кодами ФККО (- шламы буровые при горизонтальном, наклонно-направленном бурении с применением бурового раствора глинистого на водной основе (код ФККО 8 11 123 11 39 4); - отходы грунта при проведении открытых земляных работ (код по ФККО 8 11 111 11 49 4)».

Комиссией установлено, что пунктом 9 к Информационной карте установлены требования к участникам аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации:

Наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации отходов IV класса опасности:

- шламы буровые при горизонтальном, наклонно-направленном бурении с применением бурового раствора глинистого на водной основе (код ФККО 8 11 123 11 39 4);

- отходы грунта при проведении открытых земляных работ (код по ФККО 8 11 111 11 49 4).

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что в составе заявки участника закупки представлена выписка из реестра лицензий № 51685, которая подтверждает соответствие участника требованиям установленных Извещением.

В указанной выписке из реестра лицензий № 51685 представлен код ФККО 8 11 100 00 00 0 Отходы грунта при проведении земляных работ, класс опасности IV, который в свою очередь содержит в своем составе следующие коды:

8 11 100 01 49 5

Грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами

8 11 110 00 00 0

Отходы грунта при проведении открытых земляных работ

8 11 111 11 49 4

Отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные

8 11 111 12 49 5

Отходы грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные

8 11 112 21 40 5

Отходы торфа при проведении открытых земляных работ

8 11 115 31 40 4

Грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов

8 11 120 00 00 0

Отходы грунта при проведении подземных земляных работ

8 11 122 11 39 4

Растворы буровые глинистые на водной основе при горизонтальном, наклонно-направленном бурении при строительстве подземных сооружений

8 11 123 11 39 4

Шламы буровые при горизонтальном, наклонно-направленном бурении с применением бурового раствора глинистого на водной основе малоопасные

8 11 123 12 39 5

Шламы буровые при горизонтальном, наклонно-направленном бурении с применением бурового раствора глинистого на водной основе практически неопасные

8 11 130 00 00 0

Отходы грунта при проведении подводных земляных работ

8 11 131 11 20 5

Отходы (грунты) дноочистительных работ на водных объектах обезвоженные практически неопасные

8 11 133 11 39 4

Отходы (донные отложения) при дноочистительных работах на водных объектах-приемниках загрязненных сточных вод

Таким образом, из представленной выписки прямо указано, что код ФККО 8 11 122 11 39 4, также входит в общий код ФККО 8 11 100 00 00 0.

На основании пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В силу пункта 5 части 4 статьи 1 Закона о лицензировании особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Комиссия отмечает, что федеральный классификационный каталог отходов — это список отходов, содержащий в себе классифицированную и структурированную информацию по видам наименования и определения класса опасности для любого вида мусора.

Пунктом 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» установлено, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Код ФККО состоит из 11 цифр:

номер блока – 1-я цифра;

происхождение, тип исходного сырья – цифры 2–6;

химический состав – 7–8-я цифры;

агрегатное состояние отхода – 9–10-я цифры;

класс опасности – 11-я цифра кода.

  1. Согласно пункт 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов
    (далее —
    Порядок), утвержденному Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», установлено, что конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.

  2. Код вида отходов имеет 11-значную структуру:

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Кодирование классификационных признаков вида отходов в ФККО осуществляется следующим образом:

X

блок,

XX

тип,

XXX

подтип,

XXX XXX

группа,

XXX XXX XX

подгруппа

XXX XXX XX XX

позиция.

Для кодирования блоков, типов и подтипов, соответственно, используются цифры с 1 до 9; групп - с 1 по 999; подгрупп - с 1 по 99.

При этом Порядком предусмотрен разъясняющий пример кодирования в примечании № 1 к п.9 Порядка, а именно:

*(1) Пример кодирования сведений о виде отходов "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 %":

100 000 00 00 0 Отходы органические природного происхождения (животного и растительного)

170 000 00 00 0 Древесные отходы

171 000 00 00 0 Отходы обработки и переработки древесины

171 200 00 00 0 Древесные отходы с пропиткой и покрытиями, не загрязненные опасными веществами

171 201 00 01 0 Отходы обработки фанеры, изделия из фанеры, потерявшие свои потребительские свойства, содержащие связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно

171 201 01 01 4 обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5 % включительно.

Комиссия отмечает, что исходя из вышеуказанных положений Порядка следует, что группа отходов, обозначенная в коде первыми 6 цифрами, включает в себя все подгруппы и позиции ФККО, входящие в данную группу, ввиду чего указание в лицензии группы отходов свидетельствует о наличии у лицензиата права осуществлять деятельность в отношении всех видов отходов(позиций ФККО), входящих в такую группу.

Вместе с этим Комиссией установлено, что согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», код ФККО 8 11 122 11 39 4 «Отходы грунта при проведении подземных земляных работ» входит в группу кодов ФККО 8 11 100 00 00 0 «Отходы грунта при проведении земляных работ, класс опасности IV», на которую содержится указание в лицензии, представленной Заявителем в составе заявки.

  1. Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что представленная Заявителем лицензия отвечает требованиям закупочной документации.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290.

Так, согласно пункту 1 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности (далее - Положение) деятельность в области обращения с отходами составляют работы по перечню согласно приложению к Положению.

Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определяет следующие виды работ, составляющих лицензируемый вид деятельности:

1. Сбор отходов I класса опасности

2. Сбор отходов II класса опасности

3. Сбор отходов III класса опасности

4. Сбор отходов IV класса опасности

5. Транспортирование отходов I класса опасности

6. Транспортирование отходов II класса опасности

7. Транспортирование отходов III класса опасности

8. Транспортирование отходов IV класса опасности

9. Обработка отходов I класса опасности

10. Обработка отходов II класса опасности

11. Обработка отходов III класса опасности

12. Обработка отходов IV класса опасности

13. Утилизация отходов I класса опасности

14. Утилизация отходов II класса опасности

15. Утилизация отходов III класса опасности

16. Утилизация отходов IV класса опасности

17. Обезвреживание отходов I класса опасности

18. Обезвреживание отходов II класса опасности

19. Обезвреживание отходов III класса опасности

20. Обезвреживание отходов IV класса опасности

21. Размещение отходов I класса опасности

22. Размещение отходов II класса опасности

23. Размещение отходов III класса опасности

24. Размещение отходов IV класса опасности

Вместе с тем указание в требованиях о наличии лицензии о том, что лицензия должна содержать определенные коды ФККО, является излишним, что привело к отклонению заявки Заявителя несмотря на тот факт, что Заявитель обладает необходимой правоспособностью осуществлять лицензируемый вид деятельности.

Учитывая вышеизложенное Комиссия отмечает, что действия Заказчика, по отклонению заявки Заявителя, не соответствующими требованиям пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Заказчиком вышеперечисленных норм закона о закупках, в материалы дела не представлено.

На заседании Комиссии Заказчик согласился с доводами жалобы.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ДСГРУПП» «..» на действия ГУП «Мосводосток» «..» при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны