Решение б/н б/а от 18 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3348/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.03.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «НПК «ЭНЕРГОИНФОТРАНС», ОАО «РЖД»,

рассмотрев жалобу ООО «НПК «ЭНЕРГОИНФОТРАНС» (далее - Заявитель) на действия ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 287/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки тракторной и землеройной техники (реестровый № 32211111499, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В своей жалобе Заявитель указывает, что техническим характеристикам, установленным в Техническом задании, соответствует продукция единственного производителя.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией установлено, что Заказчиком 08.02.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно пункту 3.3.1 аукционной документации, заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение № 1.1 к аукционной документации). Для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями аукционной документации.

В разделе 2 «Требования к товарам» Технического задания предусмотрены требования к техническим и функциональным характеристикам товара:

 

Технические и функциональные характеристики товара

  1. Трактор для хозяйственных нужд (позиция № 1)

Назначение

Трактор для хозяйственных нужд (далее – трактор) должен быть предназначен для выполнения технологического процесса по экипировке пассажирских вагонов углем, а так же выполнения операций по очистке перрона вокзала от твердых бытовых отходов и уборке снега.

 

Основные технические характеристики

Трактор должен быть оснащен остекленной кабиной, фарами и огнями передними и задними, огнями габаритными, грузовой тележкой для перевозки угля и сбора твердых бытовых отходов. Кабина должна иметь открываемое окно заднего вида, передний и задний стеклоочистители с омывателем, отопление, вентилятор для циркуляции холодного и теплого воздуха, съемный маяк.

Трактор должен иметь техническую возможность и установочные места для крепления навесного оборудования: отвала для уборки снега и щетки коммунальной.

Тип двигателя дизельный.

Мощность двигателя, л.с., не менее 24.

Мощность вала отбора мощности, л.с., не менее 18.

Скорость вращения вала отбора мощности – 540/960 об/мин.

Производительность гидравлических насосов, л/мин – не менее 30.

Колесная формула 4х4, полный привод, рулевые колеса – передние.

Максимальная скорость, км/ч, не менее 20.

Габаритные размеры, мм, ДхШхВ, не более 3070/1250/2220.

Дорожный просвет, мм, не менее 300.

Эксплуатационная масса трактора, кг, не более 500 на одно колесо.

Коробка передач механическая;

Рулевое управление – гидроусилитель;

Количество скоростей: вперед – не менее 6 , назад – не менее 2.

Система запуска электростартер.

Ширина колеи трактора – регулируемая.

Объем топливного бака, л, не менее 20.

Климатическое исполнение УХЛ1 по ГОСТ 15150-69.

Температура окружающей среды – от -400С до +400С

Характеристики прицепной тележки:

тележка - на колесах, совместимая с трактором.

Габариты, мм, ДхШхВ, не более 2400х1250х1300.

Эксплуатационная масса тележки, кг, не более 500 на одно колесо.

Тележка должна иметь откидные борта.

Высота бортов, мм, не менее 400.

 

Комплект поставки.

Трактор в сборе – 1 шт.

Прицепная тележка, совместимая с трактором, в сборе 1 шт.

Паспорт – 1 шт.

Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию на русском языке 1 шт.

Отгрузочно-комплектовочная ведомость 1 шт.

 

Дополнительные требования

Трактор должен быть новым (трактор, который не был в эксплуатации, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) и произведен не ранее 2021 года, полностью прошедшим таможенное оформление (при необходимости) и предпродажную подготовку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 

2. Трактор для хозяйственных нужд с навесным оборудованием (позиция № 2)

Назначение

Трактор для хозяйственных нужд (далее – трактор) должен быть предназначен для выполнения технологического процесса по экипировке пассажирских вагонов углем, а так же выполнения операций по очистке перрона вокзала от твердых бытовых отходов и уборке снега.

 

Основные технические характеристики

Трактор должен быть оснащен остекленной кабиной, фарами и огнями передними и задними, огнями габаритными, грузовой тележкой для перевозки угля и сбора твердых бытовых отходов. Кабина должна иметь открываемое окно заднего вида, передний и задний стеклоочистители с омывателем, отопление, вентилятор для циркуляции холодного и теплого воздуха, съемный маяк.

Трактор должен иметь техническую возможность и установочные места для крепления навесного оборудования: отвала для уборки снега и щетки коммунальной. Навесное оборудование должно быть совместимо с поставляемым трактором.

Тип двигателя дизельный.

Мощность двигателя, л.с., не менее 24.

Мощность вала отбора мощности, л.с., не менее 18.

Скорость вращения вала отбора мощности – 540/960 об/мин.

Производительность гидравлических насосов, л/мин – не менее 30.

Колесная формула 4х4, полный привод, рулевые колеса – передние.

Максимальная скорость, км/ч, не менее 20.

Габаритные размеры, мм, ДхШхВ, не более 3070/1250/2220.

Дорожный просвет, мм, не менее 300.

Эксплуатационная масса трактора, кг, не более 500 на одно колесо.

Коробка передач механическая;

Рулевое управление – гидроусилитель;

Количество скоростей: вперед – не менее 6 , назад – не менее 2.

Система запуска электростартер.

Ширина колеи трактора – регулируемая.

Объем топливного бака, л, не менее 20.

Климатическое исполнение УХЛ1 по ГОСТ 15150-69.

Температура окружающей среды – от -400С до +400С

Характеристики прицепной тележки:

тележка на колесах, совместимая с трактором.

Габариты, мм, ДхШхВ, не более 2400х1250х1300.

Эксплуатационная масса тележки, кг, не более 500 на одно колесо.

Тележка должна иметь откидные борта.

Высота бортов, мм, не менее 400.

 

Комплект поставки.

Трактор в сборе – 1 шт.

Отвал для уборки снега с механизмом подъема, совместимый с трактором 1 шт.

Щетка коммунальная, совместимая с трактором 1 шт.

Прицепная тележка, совместимая с трактором, в сборе 1 шт.

Паспорт – 1 шт.

Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию на русском языке 1 шт.

Отгрузочно-комплектовочная ведомость 1 шт.

 

Дополнительные требования

Трактор должен быть новым (трактор, который не был в эксплуатации, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) и произведен не ранее 2021 года, полностью прошедшим таможенное оформление (при необходимости) и предпродажную подготовку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 

По мнению Заявителя, представленные технические характеристики, в том числе в части габаритных размеров трактора и прицепной тележки, скорости вращения вала отбора мощности, производительности гидравлических насосов, соответствует только один товар, имеющийся в настоящий момент на рынке, а именно минитрактор Branson 2500 производства Kukje Machinery Co., Ltd. (Южная Корея).

Таким образом, по мнению Заявителя, данные технические характеристики, в частности, скорость вращения вала отбора мощности, габаритные размеры трактора и прицепной тележки и производительность гидравлических насосов должны быть расширены Заказчиком.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 215 Положения о закупке ОАО «РЖД» в документации о конкурентной закупке определяются требования к товарам, работам, услугам, поставляемым (выполняемым, оказываемым) в рамках исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки.

Пунктом 216 Положения о закупке ОАО «РЖД» предусмотрены требования к закупаемым товарам, работам, услугам, сформированные с учетом следующих принципов:

1) должны быть учтены действующие на момент закупки требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации по видам товаров об обязательной сертификации;

2) требования к закупаемым товарам, работам, услугам должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые заказчику потребительские свойства и технические характеристики;

3) устанавливаемые требования к предмету закупки должны по возможности обеспечивать представление участниками закупки предложений о поставке инновационных товаров и энергосберегающих технологий (в том числе электроэнергии, теплоэнергии, трудовых, временных и прочих видов ресурсов), требования соблюдения поставщиком норм охраны труда, промышленной и экологической безопасности, а также обеспечения безопасности для персонала и сохранности имущества заказчика;

4) должны быть учтены требования технических, технологических регламентов, установленных законодательством Российской Федерации, а также требования локальных стандартов, нормативных документов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, действующих у заказчика:

- требования к входному контролю используемых поставщиком материалов (при необходимости);

- иные требования к качеству и срокам.

Таким образом, конкретные требования в части формирования предмета закупки Законом о закупках не установлены, в связи с чем предмет формируется заказчиком исходя из потребности.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что закупаемые тракторы предназначены для выполнения технологического процесса по экипировке пассажирских вагонов углем, а также выполнения операций по очистке перрона вокзала Челябинск от твердых бытовых отходов и уборке снега.

При этом для выполнения требуемых задач трактор должен передвигаться по пассажирским платформам вокзала Челябинск. Конструкция платформ накладывает ряд ограничений по использованию на них тракторной техники, в том числе ширина трактора не должна превышать 1250 мм, так как ширина наиболее узкого места на платформе (от конкорса до края платформы) составляет 2070 мм.

В соответствии с п. 2.17.14 Правил по охране труда при выполнении работ на пассажирских платформах в ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 18 сентября 2019 г. № 2078/р, при выполнении разворота транспортно-уборочных машин и при уборке платформ допускается приближать машину к краю платформ не ближе чем на 0,75 м.

Таким образом, при ширине узкого места 2070 мм, расстоянии от трактора до края платформы 750 мм и безопасном расстоянии от трактора до конкурса 70 мм, максимальная ширина трактора составляет 1250 мм, в связи с чем габаритные размеры трактора и прицепной тележки не могут быть расширены.

Вместе с тем, на основе материалов дела и информации, размещенной на официальных сайтах производителей, Комиссия установила, что характеристикам, указанным в Техническом задании, соответствует, как минимум, 2 производителя:

- Минитрактор CATMANN XD-35.4 с кабиной.

- Минитрактор Branson 2500 4WD.

При этом относительно довода Заявителя о том, что указанные технические характеристики Минитрактора CATMANN XD-35.4 не соответствуют требованиям технического задания в части указания количества скоростей вращения вала отбора мощности, Комиссия установила следующее.

Показатель скорости вращения вала отбора мощности, представленный на сайте производителя в отношении минитрактора CATMANN XD-35.4, составляет 540 об/мин. При этом в требованиях Технического задания к скорости вращения вала отбора мощности указано: 540/960 об/мин.

Вместе с тем, на вопрос Комиссии Заказчик пояснил, что для работы с навесным оборудованием скорость вращения ВОМ стандартизирована, стандартные значения: ~540 об/мин, ~1000 об/мин.

При этом ряд тракторов оснащается возможностью переключаться между этими двумя значениями.

Между тем, Комиссия отмечает, что в Техническом задании нет требования к обязательному наличию у техники двух значений скорости вращения ВОМ.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что установленный в требованиях Технического задания к скорости вращения вала отбора мощности параметры «540/960 об/мин.» предполагают опциональное указание значения скоростей из указанного диапазана либо указание одного из них.

Таким образом, участник Закупки вправе поставить технику с характеристиками скорости вращения ВОМ, равными 540 об/мин без указания второго значения скорости, либо выше в диапазоне 540/960 об/мин, вместе с тем, указание второго значения скорости вращения ВОМ, отличного от 960 об/мин, не будет являться основанием для отклонения заявки участника.

Таким образом, довод Заявителя о том, что техническим характеристикам, указанным в техническом задании, соответствуют только один товар, не соответствует действительности.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «НПК «ЭНЕРГОИНФОТРАНС» (ИНН 7718872804, ОГРН 1127746009137) на действия ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 02.03.2022 № НП/11683/22.

Связанные организации

Связанные организации не указаны