Решение б/н б/а от 18 марта 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-3348/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.03.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «НПК «ЭНЕРГОИНФОТРАНС», ОАО «РЖД»,
рассмотрев жалобу ООО «НПК «ЭНЕРГОИНФОТРАНС» (далее - Заявитель) на действия ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 287/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки тракторной и землеройной техники (реестровый № 32211111499, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В своей жалобе Заявитель указывает, что техническим характеристикам, установленным в Техническом задании, соответствует продукция единственного производителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией установлено, что Заказчиком 08.02.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно пункту 3.3.1 аукционной документации, заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение № 1.1 к аукционной документации). Для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями аукционной документации.
В разделе 2 «Требования к товарам» Технического задания предусмотрены требования к техническим и функциональным характеристикам товара:
Технические и функциональные характеристики товара |
Назначение Трактор для хозяйственных нужд (далее – трактор) должен быть предназначен для выполнения технологического процесса по экипировке пассажирских вагонов углем, а так же выполнения операций по очистке перрона вокзала от твердых бытовых отходов и уборке снега.
Основные технические характеристики Трактор должен быть оснащен остекленной кабиной, фарами и огнями передними и задними, огнями габаритными, грузовой тележкой для перевозки угля и сбора твердых бытовых отходов. Кабина должна иметь открываемое окно заднего вида, передний и задний стеклоочистители с омывателем, отопление, вентилятор для циркуляции холодного и теплого воздуха, съемный маяк. Трактор должен иметь техническую возможность и установочные места для крепления навесного оборудования: отвала для уборки снега и щетки коммунальной. Тип двигателя дизельный. Мощность двигателя, л.с., не менее 24. Мощность вала отбора мощности, л.с., не менее 18. Скорость вращения вала отбора мощности – 540/960 об/мин. Производительность гидравлических насосов, л/мин – не менее 30. Колесная формула 4х4, полный привод, рулевые колеса – передние. Максимальная скорость, км/ч, не менее 20. Габаритные размеры, мм, ДхШхВ, не более 3070/1250/2220. Дорожный просвет, мм, не менее 300. Эксплуатационная масса трактора, кг, не более 500 на одно колесо. Коробка передач механическая; Рулевое управление – гидроусилитель; Количество скоростей: вперед – не менее 6 , назад – не менее 2. Система запуска электростартер. Ширина колеи трактора – регулируемая. Объем топливного бака, л, не менее 20. Климатическое исполнение УХЛ1 по ГОСТ 15150-69. Температура окружающей среды – от -400С до +400С Характеристики прицепной тележки: тележка - на колесах, совместимая с трактором. Габариты, мм, ДхШхВ, не более 2400х1250х1300. Эксплуатационная масса тележки, кг, не более 500 на одно колесо. Тележка должна иметь откидные борта. Высота бортов, мм, не менее 400.
Комплект поставки. Трактор в сборе – 1 шт. Прицепная тележка, совместимая с трактором, в сборе 1 шт. Паспорт – 1 шт. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию на русском языке 1 шт. Отгрузочно-комплектовочная ведомость 1 шт.
Дополнительные требования Трактор должен быть новым (трактор, который не был в эксплуатации, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) и произведен не ранее 2021 года, полностью прошедшим таможенное оформление (при необходимости) и предпродажную подготовку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Трактор для хозяйственных нужд с навесным оборудованием (позиция № 2) Назначение Трактор для хозяйственных нужд (далее – трактор) должен быть предназначен для выполнения технологического процесса по экипировке пассажирских вагонов углем, а так же выполнения операций по очистке перрона вокзала от твердых бытовых отходов и уборке снега.
Основные технические характеристики Трактор должен быть оснащен остекленной кабиной, фарами и огнями передними и задними, огнями габаритными, грузовой тележкой для перевозки угля и сбора твердых бытовых отходов. Кабина должна иметь открываемое окно заднего вида, передний и задний стеклоочистители с омывателем, отопление, вентилятор для циркуляции холодного и теплого воздуха, съемный маяк. Трактор должен иметь техническую возможность и установочные места для крепления навесного оборудования: отвала для уборки снега и щетки коммунальной. Навесное оборудование должно быть совместимо с поставляемым трактором. Тип двигателя дизельный. Мощность двигателя, л.с., не менее 24. Мощность вала отбора мощности, л.с., не менее 18. Скорость вращения вала отбора мощности – 540/960 об/мин. Производительность гидравлических насосов, л/мин – не менее 30. Колесная формула 4х4, полный привод, рулевые колеса – передние. Максимальная скорость, км/ч, не менее 20. Габаритные размеры, мм, ДхШхВ, не более 3070/1250/2220. Дорожный просвет, мм, не менее 300. Эксплуатационная масса трактора, кг, не более 500 на одно колесо. Коробка передач механическая; Рулевое управление – гидроусилитель; Количество скоростей: вперед – не менее 6 , назад – не менее 2. Система запуска электростартер. Ширина колеи трактора – регулируемая. Объем топливного бака, л, не менее 20. Климатическое исполнение УХЛ1 по ГОСТ 15150-69. Температура окружающей среды – от -400С до +400С Характеристики прицепной тележки: тележка на колесах, совместимая с трактором. Габариты, мм, ДхШхВ, не более 2400х1250х1300. Эксплуатационная масса тележки, кг, не более 500 на одно колесо. Тележка должна иметь откидные борта. Высота бортов, мм, не менее 400.
Комплект поставки. Трактор в сборе – 1 шт. Отвал для уборки снега с механизмом подъема, совместимый с трактором 1 шт. Щетка коммунальная, совместимая с трактором 1 шт. Прицепная тележка, совместимая с трактором, в сборе 1 шт. Паспорт – 1 шт. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию на русском языке 1 шт. Отгрузочно-комплектовочная ведомость 1 шт.
Дополнительные требования Трактор должен быть новым (трактор, который не был в эксплуатации, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) и произведен не ранее 2021 года, полностью прошедшим таможенное оформление (при необходимости) и предпродажную подготовку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. |
По мнению Заявителя, представленные технические характеристики, в том числе в части габаритных размеров трактора и прицепной тележки, скорости вращения вала отбора мощности, производительности гидравлических насосов, соответствует только один товар, имеющийся в настоящий момент на рынке, а именно минитрактор Branson 2500 производства Kukje Machinery Co., Ltd. (Южная Корея).
Таким образом, по мнению Заявителя, данные технические характеристики, в частности, скорость вращения вала отбора мощности, габаритные размеры трактора и прицепной тележки и производительность гидравлических насосов должны быть расширены Заказчиком.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 215 Положения о закупке ОАО «РЖД» в документации о конкурентной закупке определяются требования к товарам, работам, услугам, поставляемым (выполняемым, оказываемым) в рамках исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки.
Пунктом 216 Положения о закупке ОАО «РЖД» предусмотрены требования к закупаемым товарам, работам, услугам, сформированные с учетом следующих принципов:
1) должны быть учтены действующие на момент закупки требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации по видам товаров об обязательной сертификации;
2) требования к закупаемым товарам, работам, услугам должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые заказчику потребительские свойства и технические характеристики;
3) устанавливаемые требования к предмету закупки должны по возможности обеспечивать представление участниками закупки предложений о поставке инновационных товаров и энергосберегающих технологий (в том числе электроэнергии, теплоэнергии, трудовых, временных и прочих видов ресурсов), требования соблюдения поставщиком норм охраны труда, промышленной и экологической безопасности, а также обеспечения безопасности для персонала и сохранности имущества заказчика;
4) должны быть учтены требования технических, технологических регламентов, установленных законодательством Российской Федерации, а также требования локальных стандартов, нормативных документов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, действующих у заказчика:
- требования к входному контролю используемых поставщиком материалов (при необходимости);
- иные требования к качеству и срокам.
Таким образом, конкретные требования в части формирования предмета закупки Законом о закупках не установлены, в связи с чем предмет формируется заказчиком исходя из потребности.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что закупаемые тракторы предназначены для выполнения технологического процесса по экипировке пассажирских вагонов углем, а также выполнения операций по очистке перрона вокзала Челябинск от твердых бытовых отходов и уборке снега.
При этом для выполнения требуемых задач трактор должен передвигаться по пассажирским платформам вокзала Челябинск. Конструкция платформ накладывает ряд ограничений по использованию на них тракторной техники, в том числе ширина трактора не должна превышать 1250 мм, так как ширина наиболее узкого места на платформе (от конкорса до края платформы) составляет 2070 мм.
В соответствии с п. 2.17.14 Правил по охране труда при выполнении работ на пассажирских платформах в ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 18 сентября 2019 г. № 2078/р, при выполнении разворота транспортно-уборочных машин и при уборке платформ допускается приближать машину к краю платформ не ближе чем на 0,75 м.
Таким образом, при ширине узкого места 2070 мм, расстоянии от трактора до края платформы 750 мм и безопасном расстоянии от трактора до конкурса 70 мм, максимальная ширина трактора составляет 1250 мм, в связи с чем габаритные размеры трактора и прицепной тележки не могут быть расширены.
Вместе с тем, на основе материалов дела и информации, размещенной на официальных сайтах производителей, Комиссия установила, что характеристикам, указанным в Техническом задании, соответствует, как минимум, 2 производителя:
- Минитрактор CATMANN XD-35.4 с кабиной.
- Минитрактор Branson 2500 4WD.
При этом относительно довода Заявителя о том, что указанные технические характеристики Минитрактора CATMANN XD-35.4 не соответствуют требованиям технического задания в части указания количества скоростей вращения вала отбора мощности, Комиссия установила следующее.
Показатель скорости вращения вала отбора мощности, представленный на сайте производителя в отношении минитрактора CATMANN XD-35.4, составляет 540 об/мин. При этом в требованиях Технического задания к скорости вращения вала отбора мощности указано: 540/960 об/мин.
Вместе с тем, на вопрос Комиссии Заказчик пояснил, что для работы с навесным оборудованием скорость вращения ВОМ стандартизирована, стандартные значения: ~540 об/мин, ~1000 об/мин.
При этом ряд тракторов оснащается возможностью переключаться между этими двумя значениями.
Между тем, Комиссия отмечает, что в Техническом задании нет требования к обязательному наличию у техники двух значений скорости вращения ВОМ.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что установленный в требованиях Технического задания к скорости вращения вала отбора мощности параметры «540/960 об/мин.» предполагают опциональное указание значения скоростей из указанного диапазана либо указание одного из них.
Таким образом, участник Закупки вправе поставить технику с характеристиками скорости вращения ВОМ, равными 540 об/мин без указания второго значения скорости, либо выше в диапазоне 540/960 об/мин, вместе с тем, указание второго значения скорости вращения ВОМ, отличного от 960 об/мин, не будет являться основанием для отклонения заявки участника.
Таким образом, довод Заявителя о том, что техническим характеристикам, указанным в техническом задании, соответствуют только один товар, не соответствует действительности.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «НПК «ЭНЕРГОИНФОТРАНС» (ИНН 7718872804, ОГРН 1127746009137) на действия ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 02.03.2022 № НП/11683/22.