Решение б/н б/а от 16 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-57/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.01.2024 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «Дженерал-Трейд» «...», «...», ФГБУ ФИПС «...»;
в отсутствие представителей АО «ЕЭТП», уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 09.01.2024 № НП/174/24;
рассмотрев жалобу ООО «Дженерал-Трейд» (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ФИПС при аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования для резервной системы холодоснабжения здания ФИПС и выполнение работ по его монтажу и пусконаладке (реестровый № 32313099049, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 29.12.2023 № 28/113198/23.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в Закупке, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям закупочной документации.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» (в редакции от 26.01.2023), утвержденного приказом Роспатента № 11 (далее – Положение о закупке).
В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из материалов дела, 18.12.2023 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования для резервной системы холодоснабжения здания ФИПС и выполнение работ по его монтажу и пусконаладке.
Начальная (максимальная) цена договора: 26 184 666,67 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 18.12.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.12.2023 09:00.
Дата рассмотрения первых частей заявок: 26.12.2023.
Дата начала срока подачи ценовых предложений: 27.12.2023.
Дата рассмотрения вторых частей заявок: 28.12.2023.
Дата подведения итогов: 28.12.2023.
В соответствии с приложением № 2 закупочной документации Заказчиком установлены следующие требования к поставляемому товару.
Наименование товара |
Кол-во (шт.) |
Наименование показателей |
Значение показателей |
Холодильная машина (чиллер) YESNCER LSBLG1500ZB или эквивалент
|
1 |
Холодопроизводительность (кВт) |
Не менее 1510 |
Потребляемая мощность (кВт) |
Не выше 321,9 |
||
Номинальный электрический ток (А) |
Не выше 593 |
||
Максимальный рабочий ток (А) |
Не выше 830 |
||
Хладагент |
R134a |
||
Объём полной заправки хладагента (кг) |
Не более 200 |
||
Расчётная температура наружного воздуха (0С) |
+35 |
||
Температура жидкости: вход/выход (0С) |
12/7 |
||
Габариты Длина (мм) Ширина (мм) Высота (мм) |
Не более 5300 Не более 2200 Не более 2400 |
||
Рабочий вес (кг) |
Не более 8964 |
||
Состав чиллера (стандартно): -графический интерфейс, цветной сенсорный дисплей; - ModBus RTU RS485; - система управления на русском языке; - пружинные виброизоляторы; - фланцевое соединение со встречным разъемом; - реле протока воды, устанавливаемое на выпускных трубопроводах испарителя и конденсатора |
Наличие |
Комиссией установлено, что для участия в Закупке Заявителем подана заявка № 1209759
Согласно протоколу № 1 рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32313099049 от 26.12.2023 заявка Заявителя отклонена на основании несоответствия продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации, а именно:
«Заказчиком установлены требования к показателю «Объем полной заправки хладагента (кг) — не более 200. Участником закупки предложено конкретное значение 330».
В силу пункта 10 части 19.1 статьи 3.4 закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления, в том числе, предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
В соответствии с пунктом 7.1.6 Положения о закупке в Документации должны быть указаны, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 24 закупочной документации первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать предложение участника Аукциона в отношении предмета такой закупки:
а) согласие участника Аукциона на поставку товара, на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (при наличии функционала такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе.
Участник закупки может представить требуемую информацию в соответствии с формой из «Приложения № 4. Первая часть заявки на участие в закупке». Указанная форма является рекомендованной.
В первой части заявки на участие в Аукционе не допускается указание сведений об участнике такого Аукциона, подавшем заявку на участие в таком Аукционе, а также сведений о предлагаемой этим участником Аукциона цене договора.
В случае содержания в первой части заявки на участие в Аукционе сведений об участнике закупки и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
Согласно инструкции по заполнению заявки участником Аукциона, установленной пунктом 24 закупочной документации:
В случае если участник закупки планирует принять участие в Аукционе, он должен подготовить и подать первую и вторую части заявки на участие в Аукционе.
Предполагается, что участник Аукциона изучит всю документацию о закупке, включая изменения, дополнения к документации о закупке, и разъяснения к документации о закупке.
Описание поставляемого товара должно быть на русском языке. Участником Аукциона должны использоваться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов. Сведения, которые содержатся в заявках участников Аукциона, не должны допускать двусмысленных толкований. Характеристики товара, представляются в отношении каждого вида (типа) товара. При заполнении заявки участнику Аукциона необходимо предоставить конкретные характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании предмета закупки. При подаче предложения в отношении требуемых характеристик товара, участниками Аукциона должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным Заказчиком. Предложение участника Аукциона должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию при описании предмета закупки, в отношении показателя которой подается предложение. Значения характеристик, предоставляемых участником Аукциона, не должны допускать разночтений или иметь двусмысленное толкование.
Разъяснение понятий, применяемых в показателях товара:
- «не более» означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
- «не менее» означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
- «не выше» означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
- указанные Заказчиком значения показателей «+35», «12/7», «R134a» являются неизменяемыми, участник закупки в своем предложении указывает конкретное значения показателя (в части каждого показателя): «+35», «12/7», «R134a»;
- указанное Заказчиком значение показателя «Наличие» является неизменяемым, участник закупки в своем предложении указывает конкретное значения показателя: «Наличие».
Информация о поставляемом товаре может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания Заказчиком в описании предмета закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Вторая часть заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 2 настоящего раздела.
Заявка на участие в Аукционе должна быть подписана усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника Аукциона.
На основании пункта 10.1 Положения о закупке единая комиссия отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:
1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 7.4.1 Положения;
2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или Положения;
3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;
4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.
При этом согласно пункту 10.1.1 Положения о закупке отказ в допуске к участию в закупке по иным основаниям не допускается.
В свою очередь, Комиссия проанализировала техническое предложение Заявителя и установлена, что Заявителем в отношении предлагаемого товара преложена следующие техническая характеристика «Объём полной заправки хладагента (кг)» - 330.
Данная информация не отрицается самим Заявителем.
Вместе с тем Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что на товарном рынке отсутствует товар, соответствующий в части характеристики «Объём полной заправки хладагента (кг)» требованию, установленному Заказчиком в закупочной документации и в обоснование своей позиции представил информацию из открытых источников других производителей.
То есть, Комиссия обращает внимание, что Заявитель руководствовался информацией из открытых источников.
При этом Заявителем не были направлены какие-либо запросы производителям.
Между тем, информация из открытых источников подвержена изменению и не является офертой по смыслу статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем Заявитель не может оперировать данными из такого источника.
Характеристики товара, указанные производителями товара на официальных сайтах на момент рассмотрения заявки могут быть уже не актуальны, и изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости.
В свою очередь, в рассматриваемом случае Заявитель должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.
При этом Заявитель официальных запросов производителям на момент подачи заявки не направлял, в своих выводах руководствуясь исключительно информацией из открытых источников.
Вместе с тем на заседании Комиссии Заявителем не представлены доказательства, что товар с характеристикой «Объём полной заправки хладагента (кг)», установленной Заказчиком, отсутствует на рынке.
Более того, Комиссия считает необходимым отметить, что на участие в Закупке подано 6 заявок, 5 из которых соответствовали требованиям закупочной документации.
Комиссия также обращает внимание, договор по результатам Закупки заключается на условиях, предусмотренных документацией путем включения условий исполнения договора, предложенных участником Закупки, с которым заключается договор, в проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о Закупке.
Соответственно, в проект договора будет включено, в том числе, техническое предложение победителя оспариваемой Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
Соответственно, наличие характеристик, не соответствующих требованиям технического задания, приводит к невозможности исполнения договора.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы по доводу и не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках и положений закупочной документации при проведении Закупки.
Относительно позиции Заявителя об установлении в закупочной документации некорректного значения в отношении оспариваемой характеристики Комиссия отмечает, что оспариваемое требование подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок.
Комиссия считает необходимым отметить, что в силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части требований о порядке представления конкретных значений показателей, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.
В этой связи у Комиссии также отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке и с условиями которой Заявитель согласился при подаче заявки на участие в процедуре.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом, как было установлено Комиссией, Заявителем не были соблюдены требования к заявке, установленные Закупочной документацией, в связи с чем у Заказчика имелись правовые основания для отклонения такой заявки от дальнейшего участия в Закупке.
Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
В настоящем случае Комиссией было установлено, что на участие в Закупке подано 6 заявок, 5 из которых допущено к дальнейшему участию, что свидетельствует, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение.
На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявок Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.
Комиссия также оценивает критически позицию Заявителя относительно соответствия других участников в части оспариваемой характеристики, поскольку в силу пункта 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В рассматриваемом случае Заявителем не представлено правового обоснования своей позиции в части наличия в составе заявок других участников недостоверных сведений.
Комиссия также отмечает, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Предоставление участниками в составе заявки недостоверных сведений и выявление названного факта требует большей проработанности и наличия неопровержимых доказательств недостоверности представленных сведений.
При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения несоответствующие действительности.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Таким образом, для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений Заявитель должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы Заявителя необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Дженерал-Трейд» (ИНН: 7704798484; ОГРН: 5117746056071) на действия ФГБУ ФИПС (ИНН: 7730036073; ОГРН: 1027739154343) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 09.01.2024 № НП/174/24.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.