Решение (комиссия) б/н б/а от 25 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17487/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

19.12.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

рассмотрев жалобу ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» (далее — Заявитель) на действия ПАО «Россети» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на предоставление услуг по разработке Программы инновационного развития ПАО «Россети» на период 2024-2029 гг. с перспективой до 2035 года (реестровый № 32312947371, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Извещение о проведении Закупки опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 10.11.2023.

Дата начала срока подачи заявок: 10.11.2023.

Дата окончания срока подачи заявок: 27.11.2023.

НМЦ Закупки составляет 24 000 834,00 рублей.

В соответствии с пунктом 3.1.2 Закупочной документации участник закупки готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 3 «Требования к содержанию заявки на участие в закупке» части I «Общие условия проведения закупки» и в соответствии с формами документов, установленными частью III «Образцы форм для заполнения участниками закупки».

В соответствии с подпунктом c) пункта 9 II Закупочной документации участник закупки должен иметь зарегистрированные ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» базы данных и/или программы для ЭВМ не менее 1 (одной) по каждому из следующих направлений:

  • промышленные инновации;

  • проекты энергосбережения;

  • типовые проекты энергосбережения;

  • промышленность и энергетика регионов России.

Участниками предоставляются копии свидетельств о государственной регистрации баз данных, выданных Роспатентом на имя Участника, лицензионным/ сублицензионным договором, заключенным с лицензиатом/ сублицензиатом.

В силу подпункта а) пункта 5.4.4 Закупочной документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случае, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 04.12.2023 № 1/2905110 заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «не соответствует с) п. 9 части II Документации о закупке по причине отсутствия у Участника закупки зарегистрированных ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» баз данных и/или программ для ЭВМ не менее 1 (одной) по каждому из следующих направлений:

- промышленные инновации;

- проекты ТЭК и проектам энергосбережения;

- технологии и проекты импортозамещения;

- промышленность и энергетика регионов России».

Заявитель с указанным отклонением не согласен, так как им в составе заявки представлены документы, подтверждающие зарегистрированные ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» баз данных и/или программ для ЭВМ не менее одной по каждому направлению:

- промышленные инновации;

- проекты ТЭК и проектам энергосбережения;

- технологии и проекты импортозамещения;

- промышленность и энергетика регионов России, а именно: скан-копии свидетельств государственной регистрации ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» баз данных и/или программ для ЭВМ по вышеуказанным направлениям.

Как пояснил Заказчик, вывод о несоответствии у Заявителя баз данных и/или программ для ЭВМ вышеуказанным направлениям базируется на результатах анализа описаний заявленных Заявителем баз данных и/или программ для ЭВМ, размещённых на сайте Федерального института промышленной собственности (https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet).

Согласно позиции Заказчика представленные Заявителем в составе заявки базы данных и/или программ для ЭВМ не соответствуют направлениям: промышленные инновации; проекты ТЭК и проектам энергосбережения; технологии и проекты импортозамещения; промышленность и энергетика регионов России.

Заказчиком проводился анализ, насколько представленные программы для ЭВМ применимы для целей обжалуемой Закупки.

Для этих целей Заказчиком проводилось сравнение информации с сайта Федерального института промышленной собственности с требованиями Технического задания.

Комиссия оценивает позицию Заказчика критически на основании следующего.

Заявителем в составе заявки представлены документы на следующие программы для ЭВМ:

 

№№ п\п

Наименование базы данных и/или программ для ЭВМ

Реквизиты свидетельства о государственной регистрации базы данных

Основание владения/пользования базой у участника закупки

 

«Комплекс расчета режимов и устойчивости электроэнергетической системы управляемым устройством продольной емкостной компенсации»

Промышленные инновации

2020662051,

07.10.2020

Правообладатель

 

«Комплекс расчета статической устойчивости управляемой электроэнергетической системы с учетом нормативного коэффициента запаса статической апериодической устойчивости по активной мощности»

Промышленные инновации

2021668911,

22.11.2021

Правообладатель

 

«Система мониторинга параметров цифровых электротехнических установок» проекты энергосбережения

2021615475,

08.04.2021

Правообладатель

 

Интерактивная справочная система для программы расчета показателей надежности технических систем (DoRL-CL-Help)

Типовые проекты энергосбережения

2015613942,

30.01.2015

Правообладатель

 

Расчет показателей надежности технических систем (DoRL-CL) Типовые проекты энергосбережения

2015611559,

30.01.2015

Правообладатель

 

Программный комплекс автоматизированного диагностирования автоматических систем регулирования, функционирующих в составе АСУТП теплоэнергетических объектов «Сontrol Station» Типовые проекты энергосбережения

2013613109,

26.03.2013

Правообладатель

 

Оптимальное управление структурой и эксплуатационными режимами интегрированных энергетических систем

Типовые проекты энергосбережения

2016617713,

13.07.2016

Правообладатель

 

«Расчет установившихся режимов работы энергетического оборудования на основании данных, поступающих от штатных средств контроля»

Типовые проекты энергосбережения

2023662771,

14.06.2023

Правообладатель

 

«Программа коммерческого учета электроэнергии и определения показателей качества по выборкам тока и напряжения, формируемым в соответствии с протоколом IEC 61850-9-2LE»

Промышленность и энергетика регионов России

2018616927,

09.06.2018

Правообладатель

 

Электронная база данных экономического состояния территориальных генерирующих компаний России «Heat Base» Промышленность и энергетика регионов России

2018621248,

09.08.2018

Правообладатель

 

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заказчик в составе возражений на жалобу представил подробный анализ представленных Заявителем программ/баз данных:

  1. «Комплекс расчета режимов и устойчивости электроэнергетической системы управляемым устройством продольной емкостной компенсации».

Описание, размещённое на сайте Федерального института промышленной собственности (Роспатента):

«Программа предназначена для исследования режимов статической устойчивости электроэнергетической системы, содержащей управляемое устройство продольной ёмкостной компенсации на линии электропередачи высокого напряжения».

Данное программное обеспечение не соответствует ни одному из требуемых направлений, включая направление «Промышленные инновации», т.к. относится к ПО для выполнения узкопрофильных повседневных расчетных задач, которые не содержат инновационной составляющей.

  1. «Комплекс расчета статической устойчивости управляемой электроэнергетической системы с учетом нормативного коэффициента запаса статической апериодической устойчивости по активной мощности».

Описание, размещённое на сайте Федерального института промышленной собственности (Роспатента):

«Программа предназначена для исследования статической устойчивости электроэнергетической системы, содержащей управляемое устройство продольной компенсации на линии электропередачи высокого напряжения и автоматический регулятор возбуждения на генераторе.

Данное программное обеспечение не соответствует ни одному из требуемых направлений, включая направление «Промышленные инновации», т.к. относится к ПО для выполнения узкопрофильных повседневных расчетных задач, которые сами по себе не содержат инновационного признака.

  1. «Система мониторинга параметров цифровых электротехнических установок».

Описание, размещённое на сайте Федерального института промышленной собственности (Роспатента):

«Программа предназначена для регистрации и мониторинга параметров цифровых электротехнических установок».

Данное программное обеспечение является программой по сбору данных в режиме «реального» времени и не соответствует ни одному из требуемых направлений, включая направление «Проекты энергосбережения», т.к. это исключительно программный продукт, который не содержит аналитической и/или справочной информации непосредственно по проектам энергосбережения.

  1. «Интерактивная справочная система для программы расчета показателей надежности технических систем (DoRL-CL-Help)».

Описание, размещённое на сайте Федерального института промышленной собственности (Роспатента):

«Программа представляет собой интерактивную справочную систему для программы расчета показателей надежности технических систем «DoRI_CL», может применяться в учебном процессе, в проектной практике для расчетов показателей надежности».

Данный программный комплекс не соответствует ни одному из требуемых направлений, включая направление «Типовые проекты энергосбережения», т.к. является исключительно программным продуктом, который не содержит аналитической и/или справочной информации непосредственно по типовым проектам энергосбережения.

  1. «Расчет показателей надежности технических систем (DoRL-CL)».

Описание, размещённое на сайте Федерального института промышленной собственности (Роспатента):

«Программный комплекс предназначен для расчета показателей надежности различных технических систем, функционирование которых может быть описано графом переходов и состояний».

Данный программный комплекс не соответствует ни одному из требуемых направлений, включая направление «Типовые проекты энергосбережения», т.к. это исключительно программный продукт, который не содержит аналитической и/или справочной информации непосредственно по типовым проектам энергосбережения.

  1. «Программный комплекс автоматизированного диагностирования автоматических систем регулирования, функционирующих в составе АСУТП теплоэнергетических объектов «Сontrol Station».

Описание, размещённое на сайте Федерального института промышленной собственности (Роспатента):

«Программный комплекс предназначен для периодической диагностики регулирующих органов и автоматических систем регулирования в целях оперативного отслеживания состояния критически важных узлов и проведения своевременного сервисного обслуживания, что приводит к снижению рисков возникновения аварийных ситуаций и к увеличению рабочего ресурса».

Данный программный комплекс не соответствует ни одному из требуемых направлений, включая направление «Типовые проекты энергосбережения», т.к. является исключительно программным продуктом, который не содержит аналитической и/или справочной информации непосредственно по типовым проектам энергосбережения.

  1. «Оптимальное управление структурой и эксплуатационными режимами интегрированных энергетических систем».

Описание, размещённое на сайте Федерального института промышленной собственности (Роспатента):

«Программа предназначена для решения задач оптимального энергоснабжения при минимальных ресурсных затратах и может применяться в проектных организациях для поиска оптимальной генерации и транспорта тепловой и электрической энергии и в учебном процессе для изучения студентами прикладных задач.

Данный программный комплекс не соответствует ни одному из требуемых направлений, включая направление «Типовые проекты энергосбережения», т.к. является исключительно программным продуктом, который не содержит аналитической и/или справочной информации непосредственно по типовым проектам энергосбережения.

  1. «Расчет установившихся режимов работы энергетического оборудования на основании данных, поступающих от штатных средств контроля».

Описание, размещённое на сайте Федерального института промышленной собственности (Роспатента):

«Программа предназначена для обработки данных, полученных со штатных приборов АСУ ТП энергетического оборудования.

Данный программный комплекс не соответствует ни одному из требуемых направлений, включая направление «Типовые проекты энергосбережения», т.к. является исключительно программным продуктом, который не содержит аналитической и/или справочной информации непосредственно по типовым проектам энергосбережения.

  1. «Программа коммерческого учета электроэнергии и определения показателей качества по выборкам тока и напряжения, формируемым в соответствии с протоколом IEC 61850-9-2LE».

Описание, размещённое на сайте Федерального института промышленной собственности (Роспатента):

«Программа предназначена для приема и обработки пакетов стандарта МЭК 61850-9-2-LE, отображения формы изменения значений токов и напряжений, расчета действующих значений и фазовых отклонений между сигналами, отображения векторных диаграмм, на основе рассчитанных значений, а также для коммерческого учета электроэнергии и определения показателей качества электроэнергии.».

Данное программное обеспечение по сути является цифровым программным регистратором, не содержит никакой аналитической и/или справочной информации, позволяющей сделать объективные экспертные суждения о состоянии промышленности и энергетики регионов России, включая перспективные направления развития. Не относится к направлению «Промышленности, энергетики регионов России».

  1. «Электронная база данных экономического состояния территориальных генерирующих компаний России «Heat Base».

Описание, размещённое на сайте Федерального института промышленной собственности (Роспатента):

«База данных предназначена для систематизации и хранения финансовой отчетности и экономических показателей оценки операционной, финансовой и инвестиционной деятельности территориальных генерирующих компаний (ТГК) России».

Данное программное обеспечение по сути является инструментом финансового анализа на предприятии и не содержит аналитическую и/или справочную информацию, позволяющую сделать вывод о состоянии или развитии промышленности и энергетики регионов России. Содержит информацию только об экономическом состоянии территориальных генерирующих компаний. Не соответствует ни одному из вышеприведённых направлений (включая направление «Промышленность и энергетика регионов России»).

Изучив представленный Заказчиком анализ, Комиссия отмечает, что Заказчиком не установлено в Закупочной документации, каким образом будет проводиться анализ представленных программ на соответствие требуемым направлениям.

Так, Заказчиком в Закупочной документации не раскрыто понятие «Инновационная составляющая», «Инновационный признак» и т. д.

Таким образом, рассмотрение заявки участника на основании требований, не установленных Закупочной документации не соответствуют требованиям пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Заявитель, во исполнения требований Закупочной документации представил программы для ЭВМ/базы данных по требуемым направлениям.

При этом, Закупочной документацией не установлено, что представленные в заявке программы должны быть применимы к настоящей Закупке и как именно должны применяться.

Также Закупочной документации не раскрыты такие понятия как: «промышленные инновации», «проекты ТЭК и проектам энергосбережения», «технологии и проекты импортозамещения», «промышленность и энергетика регионов России» и какие программы будут соответствовать указанным направлениям.

Комиссия отмечает, что Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в Закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

Из вышеизложенного следует, что заявка участника будет настолько конкретной и максимально отвечающей требованиям Заказчика, насколько конкретно Заказчик определил в своей документации соответствующие требования к предоставлению тех или иных документов.

При таких обстоятельствах Комиссия устанавливает в действиях Заказчика при рассмотрении заявки Заявителя нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» (ИНН: 9102028795, ОГРН: 1149102048578) на действия ПАО «Россети» (ИНН: 4716016979, ОГРН: 1024701893336) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны