Решение №26991/24 б/а от 4 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-8508/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.07.2024 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<...>,
членов Комиссии:
<...>,
<...>,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «Специалист» в лице генерального директора <...>, представителя ФГБУК «Росконцерт» в лице <...>, действующего на основании доверенности от 22.05.2024 № 9,
рассмотрев жалобу ООО «Специалист» (далее — Заявитель) на действия ФГБУК «Росконцерт» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку ламп металлогалогенных (реестровый № 32413692075, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.
Кроме того, Заявитель оспаривает порядок описания предмета Закупки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия установила, что 10.06.2024 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.
НМЦ: 1 061 702,10 руб.
Дата начала срока подачи заявок: 10.06.2024.
Дата окончания срока подачи заявок: 18.06.2024 (09:00).
Дата рассмотрения первых частей заявок: 18.06.2024.
Дата начала подачи ценовых предложений: 21.06.2024.
Дата рассмотрения вторых частей заявок: 24.06.2024.
Дата подведения итогов: 24.06.2024.
Закупочной документацией установлено, что Закупка проводится только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем Заказчик обязан руководствоваться особенностями, установленными статьей 3.4 Закона о закупках.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре № 32413692075-01 от 18.06.2024 заявка Заявителя (№ 306029) отклонена на основании следующего: «Сведения, указанные в первой части заявки, не соответствуют требованиям документации, а именно:
Участник не предоставил конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
Индекс цветопередачи |
[>93] |
93 |
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе в случае указания требуемого значения с использованием символа «[ ]» вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
Отказать в допуске на основании подпункта б) пункта 2 части 16 Раздела I Информационная карта электронного аукциона».
По мнению Заявителя, действия Заказчика являются необоснованными, поскольку предложение было заполнено в соответствии с требованиями Закупочной документации.
Рассмотрев позиции Заявителя и Заказчика, а также предоставленные документы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Вместе с тем Комиссией установлено, что порядок подачи заявок определен в пункте 16 Информационной карты.
Согласно пункту 16 Информационной карты первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара, в соответствии с условиями допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная в настоящей документации, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается Договор.
Участник аукциона несет ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товаров, указанных в заявке на участие в аукционе. Отсутствие в заявке на участие в аукционе указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в аукционе, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
Кроме того, разделом III Закупочной документации установлена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее — Инструкция).
Согласно Инструкции в случае указания участником аукциона в первой части заявки конкретных показателей товара, то такие конкретные показатели товара, должны соответствовать значениям, установленным в Техническом задании (Приложение №2). Конкретные значения по всем показателям должны быть указаны участником в тех же единицах измерения (в соответствии с Международной системой единиц, СИ), которые были указаны Заказчиком относительно каждого конкретного товара.
Сведения о характеристиках товара необходимо предоставить в заявке на основе максимальных и (или) минимальных значений характеристик, а также значений характеристик товара, не подлежащих изменению, при этом в случае указания требуемого значения с использованием символа «[ ]» вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
Комиссия установила, что Заказчиком в приложении № 1 к Техническому заданию установлены характеристики поставляемого товара «Лампа металлогалогенная»:
№ п/п |
Наименование товара |
Наименование страны происхождения товара |
Товарный знак (при наличии) |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
|||||
1. |
Лампа металлогалогенная |
|
|
Номинальная мощность |
1400 |
|
Вт |
Номинальный ток |
14,7 |
|
А |
||||
Номинальное напряжение |
95,5 |
|
В |
||||
Номинальный световой поток |
≥ 118000 |
|
лм |
||||
Цветовая температура |
6000 |
|
К |
||||
Индекс цветопередачи |
[>93] |
|
Ra |
||||
Цоколь |
PGJX28 |
|
- |
||||
Керамический цоколь |
Наличие |
|
- |
||||
Срок службы |
≥ 750 |
|
час |
||||
Диаметр |
≤ 28 |
|
мм |
||||
Длина |
≤ 120 |
|
мм |
||||
Длина нити накала |
60 |
|
мм |
||||
Расстояние между электродами (холод) |
5,3 |
|
мм |
||||
Совместимость с оборудованием Заказчика (Clay Paky Scenius Profile) |
Да |
|
- |
Вместе с тем Заявителем указана характеристика по показателю «Индекс цветопередачи» – «93», которая не соответствует параметрам, заявленным в техническом задании.
Комиссия, изучив Закупочную документацию, пришла к выводам о том, что согласно Техническому заданию требуемое значение по показателю «Индекс цветопередачи» – «[>93]», то есть значение данного показателя должно быть больше 93. При этом независимо от фактического конкретного значения данного показателя при подаче заявки необходимо указать значение параметра «Индекс цветопередачи» как [>93].
Таким образом, Заявитель не представил показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Закупочной документации.
Кроме того, Комиссией установлено, что на участие в Закупке подано 6 заявок, из которых было допущено 3 заявки, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что фактически заявка Заявителя не соответствует требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
Относительно довода Заявителя о нарушении порядка описания предмета Закупки Комиссия сообщает следующее.
По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Согласно информации в ЕИС датой окончания подачи заявок на участие в Закупке является 18.06.2024.
Таким образом, Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения документации и порядок размещения информации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 18.06.2024.
В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.
В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после непризнания его победителем этой закупки.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений документации и порядок размещения информации о закупке после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание положений документации и порядок размещения информации, которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок.
Вместе с тем жалоба Заявителя была подана в антимонопольный орган 31.07.2023, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Закупке.
Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Закупки, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в части оспаривания положений документации и порядка размещения информации о закупке.
В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу № А40-178288/20.
В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Специалист» (ИНН:7703718140; ОГРН:1107746246410) на действия ФГБУК «Росконцерт» (ИНН:7704011869; ОГРН:1027700067450) при проведении Закупки в части отклонения заявки — необоснованной, в части оспаривания положений документации — оставить жалобу без рассмотрения.
2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 25.06.2024 № НП/25397/24.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.